Общие требования к структуре письменных работ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ, КОНТРОЛЬНЫХ, КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Барнаул, 2016

Методические указания содержат требования и рекомендации по оформлению рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ. Предназначены для студентов, бакалавров и магистрантов очной и заочной форм обучения. Методические указания оставлены на основе ГОСТ 7.32 – 2001, 7.1 – 2003, Р 7.05-2008, ГОСТ 2.105-95, ГОСТ Р 7.0.12-2011.

Содержание

Введение ……..……………………………………………………………………3

Глава 1 Виды письменных работ и их структура……………………………….3

Глава 2 Требования к оформлению письменных работ………………………..9

2.1 Таблицы и рисунки…………………………………………………………11

2.2 Сокращения…………...…………………………………………………….13

Глава 3 Правила оформления библиографических ссылок…………………...13

3.1 Подстрочные библиографические ссылки…………………………………14

3.2 Повторные библиографические ссылки……………………………………16

3.3 Библиографические ссылки на электронные ресурсы…………………….17

Глава 4Правила оформления библиографических списков………………….18

4.1Примеры библиографического описания различных видов изданий……21

Глава 5Оформление приложений и примечаний……………………………..28

Приложение ……………………………………………………………………..29

Введение

В период обучения в Алтайской филиале РАНХиГС студентам предстоит выполнять много различных учебных заданий в форме письменных работ. В ходе их выполнения студенты приобретают навыки оформления текстовых и графических материалов, использования сокращений, сносок и ссылок на использованную литературу, разработки и размещения материалов в приложениях. Эти навыки обеспечивают компетентность выпускников Филиала при оформлении документов в последующей профессиональной деятельности.

Выполнение всех письменных работ должно подчиняться общим требованиям и рекомендациям, которые формируют область профессионального взаимодействия студентов и преподавателей, а также всех участников профессиональной трудовой деятельности.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

К основным видам письменных работ, выполняемых студентами, относятся: рефераты, контрольные и курсовые работы, выпускные квалификационные работы.

Реферат представляет собой краткое письменное изложение информации по избранной теме, собранной из разных источников. Темы рефератов предлагаются преподавателем либо выбираются студентом самостоятельно.

Контрольные работы представляют собой форму текущего промежуточного контроля знаний студентов по учебной дисциплине. Они могут включать в себя теоретические вопросы по теме, а также решение ситуационных задач. Ответы на теоретические вопросы, а также решения задач, предлагаемое студентом – автором контрольной работы, должны быть обоснованы и подкреплены ссылками на учебную и научную литературу, положения нормативных правовых актов и материалы правоприменительной практики. Темы контрольных работ, как правило, распределяются преподавателем.

Курсовые и выпускные квалификационные работы (далее - ВКР) призваны выработать у студентов навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и овладение методами научных исследований, выявить и развить в них способности к научному творчеству; систематизировать и закрепить полученные теоретические знания. Объем курсовой работы составляет примерно 25 – 30 печатных листов, без учета списка литературы и приложений, выпускной квалификационной работы – 60 – 70 печатных листов. Темы курсовых работ определяются студентами самостоятельно, но должны быть согласованы с преподавателем.

Темы ВКР выбираются студентами самостоятельно, на основании собственных научных интересов. При этом целесообразно ориентироваться на общие направления научных исследований выпускающей кафедры. Выбирая тему, следует придерживаться следующих правил:

- руководствоваться собственными научными интересами, собственным опытом практической работы (если такой опыт есть), направлениями дальнейшей профессиональной деятельности;

- помнить о том, что в работе потребуется обосновать актуальность темы;

- учитывать степень разработанности темы в литературе;

- определять возможность формулирования научно обоснованных выводов по теме исследования.

Темы ВКР утверждаются выпускающей кафедрой после согласования с научным руководителем и закрепляются за студентами приказом директора на основании их письменных заявлений. Тема работы может быть изменена только в исключительном случае не позднее, чем за два месяца до защиты приказом директора Алтайского филиала РАНХиГС. В течение двух недель после закрепления темы и назначения научного руководителя студент получает задание на выполнение ВКР и совместно с научным руководителем, составляет её план. Как правило, написание ВКР включает в себя следующие этапы:

1. Выбор и согласование темы работы.

2. Подбор и исследование литературы, положений нормативных правовых актов, материалов правоприменительной практики.

3. Написание работы (поглавно).

4. Работу над введением и заключением.

5. Представление работы научному руководителю для проверки.

После того, как тема письменной работы определена, начинается изучение литературы по избранной теме, а именно подбор, отбор и оценка материала, который впоследствии будет использоваться при написании работы. При написании рефератов, контрольных работ целесообразно использовать учебную и научную литературу наиболее позднего издания. Данное правило не распространяется на те случаи, когда заявленная тема предполагает рассмотрение её исторических аспектов. Также необходимо тщательно следить за статусом используемых нормативных правовых актов, не использовать недействующие или устаревшие редакции (опять же, если этого не предполагает тема исследования). Цифровой и статистический материал, если он используется в работе, а также разного рода сведения и факты, должны быть достоверными.

После того, как необходимый материал отобран, следует приступить к его систематизации. Систематизация представляет собой отнесение того или иного источника к той или иной части работы.

Немаловажное значение имеет структуризация письменных работ, т.е. распределение текста по логически взаимосвязанным частям. Как правило, рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы включают в себя следующие структурные элементы: титульный лист; введение; главы (разделы) основной части, разделенные, в свою очередь, на подразделы и пункты, список использованной литературы и, в случае необходимости, - приложения. Следует отметить, что в реферате, если того требует тема, допускается изложение основной части единым текстом, без разделения на главы или разделы.

Введение реферата представляет собой своеобразное предисловие к работе, и должно отображать общее состояние рассматриваемых проблем на современном этапе развития, обоснование избрания соответствующей темы. Содержание введения курсовой и выпускной квалификационной работы должно соответствовать определенным критериям и последовательно отображать:

1. Актуальность темы работы.

2. Цель и задачи исследования.

3. Объект и предмет исследования, период исследования.

4. Методы исследования.

5. Информацию о структуре работы.

Основная часть письменной работы состоит из двух (для курсовой работы) или двух-трёх глав (для выпускных квалификационных работ). Главы (разделы), в свою очередь подразделяются на подразделы и пункты. При делении текста работы на пункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию. Главы и разделы должны быть логически взаимосвязаны между собой. Также логическая взаимосвязь должна присутствовать и при рассмотрении вопросов внутри подразделов и пунктов.

Первая глава работы обычно посвящается рассмотрению теоретических аспектов выбранной темы исследования.

Вторая и третья главы составляют непосредственное исследование вопросов, входящих в рамки заявленной темы и разработку теоретических рекомендаций.

В заключении излагаются основные выводы осуществленного исследования.

Письменные работы предполагают использование особого стиля и языка изложения.

Так, немаловажное значение имеет логическая последовательность изложения материала, его аргументированность, иллюстрированность выдержками из трудов теоретиков, положениями нормативных правовых актов, примерами из материалов практики. Вместе с тем не совсем целесообразно перегружать текст чрезмерным количеством прямых цитат, поскольку в этом случае среди таких цитат может быть не просто обнаружить собственную мысль автора. Поэтому нелишне сочетать прямое цитирование с косвенным, а иногда применить обобщение в тексте теоретических воззрений и концепций относительно рассматриваемого вопроса. Пренебрежение требованиями влечет за собой неуважение к авторскому праву, ответственность за плагиат чужих идей и последующее понижение оценки за работу в целом.

Стилистическая культура научных работ предполагает использование особых языковых инструментов. Так, не стоит применять в тексте работы просторечные слова и выражения. Изложение текста работы требует объективности и определенной беспристрастности, обезличенности. Поэтому местоимение «я» практически не используется в научных текстах. Фразы «я исследовал», «я пришел к выводу» лучше заменить на обезличенные обороты например: «на основании осуществленного исследования…», «правовой анализ (положений закона….) позволяет сделать вывод о том, что….». Допускается также использование местоимения «мы» - выражение авторства формального коллектива: «мы пришли к выводу», «на основании исследования…., нами была предпринята попытка сформулировать….».

Наши рекомендации