Структура студенческих работ

Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к содержанию студенческих учебных и выпускных квалификационных работ, именуемых далее «студенческие работы», определяет их виды и комплектность.

Требования настоящего стандарта обязательны для всех кафедр и подразделений ОмГУПСа, обеспечивающих учебный процесс.

Исполнение требований стандарта подлежит проверке при приеме и оценивании студенческих работ.

Нормативные ссылки

В настоящем документе использованы ссылки на следующие государственные стандарты:

ГОСТ 2.102-68. ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов;

ГОСТ 2.104-68. ЕСКД. Основные надписи;

ГОСТ 2.201-80. ЕСКД. Обозначение изделий и конструкторских документов.

Виды студенческих учебных и выпускных квалификационных

Работ

3.1 Дипломный проект (ДП) – выпускная квалификационная работа, содержащая результаты теоретического изучения различных дисциплин, предусмотренных учебным планом по данной специальности, прохождения производственной практики, включающая техническое решение поставленной задачи, оформленное в виде конструкторских, технологических, программных и других проектных документов.

3.2 Дипломная работа (ДР) – выпускная квалификационная работа, содержащая результаты, в основном, теоретических исследований по определенной теме, но не содержащая технического решения рассматриваемой проблемы.

3.3 Курсовой проект (КП) – учебная работа, содержащая решение поставленной задачи по отдельной учебной дисциплине, оформленное в виде конструкторских, технологических, программных и других проектных документов.

3.4 Курсовая работа (КР) – учебная работа, выполненная на начальном этапе курсового проектирования, позволяющая путем решения одной или нескольких взаимосвязанных конкретных инженерных задач закрепить и обобщить теоретические знания, выработать умение пользоваться справочной и нормативно-технической документацией, изучить на практике методы научных исследований, закрепить навыки производства расчетов, составления и оформления конструкторских и технологических документов по отдельной учебной дисциплине. Курсовую работу рекомендуется проводить после завершения теоретического курса или параллельно с ним в соответствии с учебным планом дисциплины.

3.5 Графическая работа (ГР) – начальный этап составления и оформления конструкторских документов по отдельным учебным дисциплинам, связанным с начертательной геометрией и инженерной графикой.

3.6 Лабораторная работа (ЛР) – учебное исследование, развивающее инициативу студентов, позволяющее проверить научно-технические положения экспериментальным путем, ознакомиться с оборудованием, приборами и материалами, а также способствующее выработке навыков оформления самостоятельных исследований. Лабораторные работы рекомендуется проводить по окончании определенных разделов теоретического курса или параллельно с ними.

3.7 Практическая работа (ПР) – учебная, производственная (все ее виды в зависимости от специальности) и преддипломная практика студентов, проводимая с целью расширения, закрепления и практического применения знаний, полученных в процессе обучения, в условиях конкретного предприятия, а также выработки (развития) навыков решения производственных (практических) задач. Содержание практической работы определяется ее программой, составляемой на кафедрах в зависимости от специальностей, вида практики и характера предприятия.

3.8 Тематический реферат (ТР) – учебная работа, содержащая аналитический обзор литературы по определенной теме.

Структура студенческих работ

4.1 Работа в общем случае должна содержать текстовый документ (ТД), графический (ГМ) и фактический (ФМ) материалы.

4.2 Текстовый документ – документ, содержащий систематизированные данные о выполненной студентом проектной или исследовательской работе, описывающий процесс ее выполнения и полученные результаты.

4.2.1 ТД представляет собой пояснительную записку, дополненную техническим заданием, описанием исследуемого или разрабатываемого объекта и принципа его действия, программой и методикой испытаний, таблицами, расчетами и, в зависимости от вида студенческой работы, другими конструкторскими и технологическими документами.

4.2.2 Правила оформления ТД изложены в СТП ОмГУПС-1.2-02.

4.3 К графическому материалу относят демонстрационные листы (ДЛ) и графические конструкторские документы (ГКД) – чертежи и схемы.

4.4 Наиболее используемыми ГКД являются:

чертеж детали – изображение детали и другие данные, необходимые для ее изготовления и контроля;

сборочный чертеж – упрощенное изображение сборочной единицы и другие данные для ее сборки;

строительные чертежи – генеральный план (план расположения зданий и сооружений электровозного, тепловозного, вагонного депо) и чертежи расположения (планы и разрезы);

схема – документ, на котором в виде условных графических обозначений показаны составные части изделия и связи между ними.

4.4.1 Правила выполнения машиностроительных чертежей изложены в СТП ОмГУПС–1.3–02.

4.4.2 Общие правила выполнения схем изложены в СТП ОмГУПС-1.4-02.

4.4.3 Правила выполнения принципиальных электрических схем изложены в СТП ОмГУПС–1.5–02.

4.4.4 Основные требования к выполнению схем различных типов изложены в СТП ОмГУПС–1.6–02.

4.4.5 Правила выполнения электрических схем цифровой вычислительной техники изложены в СТП ОмГУПС–1.7–02.

4.4.6 Правила выполнения электрических схем железнодорожной сигнализации изложены в СТП ОмГУПС–1.8–02.

4.4.7 Правила выполнения электрических схем с обмотками изложены в СТП ОмГУПС–1.9–02.

4.4.8 Правила выполнения кинематических схем изложены в СТП ОмГУПС–1.10–02.

4.4.9 Правила выполнения строительных чертежей изложены в СТП ОмГУПС–1.11–02.

4.5 Демонстрационные листы служат для наглядного представления материалов студенческой работы при защите и должны содержать необходимые изображения и надписи (чертежи, схемы, рисунки, таблицы, диаграммы, формулы, поясняющий текст и другие материалы), отражающие основные идеи этой работы.

4.5.1 Каждый лист должен иметь заголовок, выполняемый прописными буквами. Если на листе размещают электрическую схему или чертеж, названия которых, приведенные в основной надписи, совпадают с заголовком, то заголовок допускается не приводить.

4.5.2 При оформлении демонстрационных листов следует применять шрифт в соответствии с ГОСТ 2.304; размер шрифта – не менее 20, для индексов, показателей степени и таблиц – не менее 10 мм.

4.5.3 Толщина линий графиков, таблиц, диаграмм и т. п. должна соответствовать требованиям ГОСТ 2.303.

4.6 Фактический материал включает в себя макеты или модели изделий, детали, образцы, необходимые для демонстрации в процессе защиты проекта.

4.7 Комплектность студенческих работ, необходимость представления графического и фактического материала определяются заданием и условиями защиты.

4.7.1 Дипломный проект и дипломная работа включают в себя все виды документов – текстовые, графические (демонстрационные листы, чертежи, схемы) и, при необходимости, фактический материал.

4.7.2 Курсовой проект, курсовая и практическая работы содержат текстовый материал, чертежи и (или) схемы.

4.7.3 Лабораторная работа и тематический реферат являются текстовыми документами, не содержащими графический или фактический материалы. Схемы и чертежи входят в их состав в качестве иллюстраций.

5 Содержание студенческой работы

5.1 Студенческая работа (в общем случае) должна включать:

– цель исследования и обоснование выбранного направления;

– краткие сведения из теории, обоснование выбора объекта и его краткую характеристику;

– характеристику применяемых методов и методик исследования, описание оборудования и приборов;

– порядок проведения эксперимента и его результаты в виде таблиц и графиков;

– методику расчета, расчетные соотношения и результаты математической обработки экспериментальных данных;

– оценку точности и надежности полученных результатов, степень их достоверности;

– рекомендации по усовершенствованию технологии и оборудования;

– уровень унификации и стандартизации объекта исследования;

– анализ и критическую оценку вопросов охраны труда на производстве;

– выводы по результатам выполненной работы.

Отчет о лабораторной работе дополнительно должен содержать ответы на контрольные вопросы.

5.2 Допускается исключать, объединять или изменять последовательность пунктов студенческой работы.

5.3 Содержание и объем студенческой работы устанавливает ее руководитель.

5.4 Примерная форма отчета по ЛР приведена в приложении А.

Наши рекомендации