Исторические периоды формирования и развития социалистической теории права и государства.

Специфика, основные концепции и эволюция понимания права

И государства в советской юридической науке

Многообразие теоретико-философских объяснений права в российской дореволюционной науке, ее принадлежность к западноевропейской правовой традиции.

Правопонимание советского периода. В основе марксистско-ленинская идеология, утверждающая классовый характер государства и права.

Выделяют следующие этапы развития советского правопонимания:

1 этап – 1917 год – сер. 20-х годов – период правового нигилизма.

2 этап – сер. 20-х годов – июнь 1938 г. Это период активных поисков нового определения советского права, попытки наполнить прежние представления о праве классовым содержанием.

3 этап – июль 1938 года – конец 50-х годов – утверждения общеобязательного понятия советского права. Теоретический монизм.

4 этап – конец 50-х — конец 80-х годов – преодоления понятия права 1938 г.

5 этап – конец 80-х – 1993 год – концепции права периода перестройки.

Исторические периоды формирования и развития социалистической теории права и государства.

1. Отрицание права как буржуазного явления (правовой нигилизм): 1917 – начало 20-х годов ХХ века (А.Г. Гойхбарг: если религия – опиум для народа, то право – вещь не менее вредная). Правовой нигилизм был закономерен и выражал сущность марксистско-ленинского понимания общества. Он являлся адекватным выражением идеологии марксизма-ленинизма. Декларировался разрыв нового государства с правом буржуазной эпохи. Новая власть – это диктатура пролетариата, не связанная законами и носящая неограниченный характер (В.И. Ленин). Право и государство – пережитки буржуазного строя.

2. Осознание необходимости государства и права при социализме. Насилие, которое осуществляется при диктатуре пролетариата, необходимо, ввести в определенные рамки, установить правила осуществления насилия. Таким рамками и становится право.

Первые послереволюционные концепции «нового пролетарского права»: классовое переосмысление прежних теоретических представлений (20-е – начало 30-х годов ХХ века). Дискуссии о правопонимании 20-х – 30-х годов ХХ века.

Право как система принудительных норм (Н.В. Крыленко, Д.И. Курский): классический легизм, перенесенный на классовую основу.

Право как порядок общественных отношений, отвечающий интересам господствующего класса (П.И. Стучка). Стучка отождествлял право с реально существующими общественными отношениями, которые носят классовый характер. Стучке принадлежит первое советское легальное определение права: право – это система общественных отношений, соответствующих интересам господствующего класса и охраняемых организованной его силой (Руководящие начала по уголовному праву, утвержденные приказом Наркомюста в 1919 г.). Пролетарское право в этих Началах рассматривалось как упорядочение и систематизация правил и методов классового подавления.

Позднее Стучка уточнил, что право – это не только система, но и форма общественных отношений. Он различал три формы общественных отношений, а именно:

конкретная форма проявления общественных отношений – сами экономические отношение;

абстрактная форма – форма закона или другого нормативного акта;

абстрактная форма – форма правосознания, правовой идеологии. Стучка признавал приоритет первой, базисной, формы, но лишь две другие формы придают экономически отношениям правовой характер.

Таким образом, у Стучки – социологический позитивизм, перенесенный на классовую почву.

Меновая концепция права Е.Б. Пашуканиса. Евгений Пашуканис – марксист ортодоксального толка, в основу понимания права он положил экономическую теорию Маркса.

Первичное звено права – это правоотношение, то есть экономическое отношение взаимодействия свободных товаровладельцев. Право опосредует сугубо рыночные отношения, оно возникает вместе с ними. Только на рынке лица функционируют как абстрактные, равные товаровладельцы. Это порождает противоположность частных интересов и необходимость нахождения средств разрешения конфликтов – то есть права. Право – это система норм и правил, обеспечивающих и защищающих рыночные отношения. Основа права – частная собственность, товарно-денежные отношения, свободный рынок. Там, где всего этого не допускает экономический базис общества, права быть не может.

Социалистическая революция должна уничтожить частную собственность, конфликты интересов и необходимость в праве. При социализме право объективно невозможно и не нужно. По сути это радикальный вариант представления о постепенном отмирании права и государства. Но Пашуканис признает, что одномоментное отмирание невозможно. Этим он оправдывает НЭП.

Государство по Пашуканису имеет две ипостаси:

Государство – это непосредственная организация классового господства, сила, устанавливающая порядок, выгодный определенной группе людей. Такое государство не допускает правовых норм, так как базируется на силе и насилии.

Государство – это способ обеспечения, поддержания и гарантирования рыночной экономики, персонифицированное выражение права. Эта форма государства призвана камуфлировать его классовую сущность.

Пролетарское государство обнажает свою классовую сущность и утрачивает правовой характер, оно не требует правового истолкования и оправдания.

Пашуканис наиболее последовательно показал несовместимость социализма и права.

Наши рекомендации