Тема 3. 1УПРАВЛЕНИЕ ОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Многие организации проявляют заинтересованность в эффективности и демонстрации возможностей управления охраной труда (охраной здоровья и безопасностью) работников (персонала). Это делается в условиях ужесточения законодательства в области охраны труда и ре формирования экономики.

Методология создания и функционирования систем управления (менеджмента) по ряду направлений определяется общепризнанными международными стандартами ИСО серии 9000 (управление качеством) и ИСО серии 14000 (управление охраной окружающей среды). В основе методологии создания и функционирования систем управления определяемой этими международными стандартами, положены известные принципы: «планируй — выполняй — контролируй — совершенствуй», реализуемые в рамках политики в рассматриваемом направлении деятельности. Модель такого подхода приведена на рисунке.

Тема 3. 1УПРАВЛЕНИЕ ОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ - student2.ru

Рисунок — Модель системы управления охраной труда (СУОТ)

Известный британский стандарт BS 8800-96 «Руководство по системам управления охраной здоровья и безопасностью персонала» (Guide to Occupational health and safety management systems) и разработанный на его основе международный стандарт GHSAS 18001-99 (аббревиатура OHSAS — Occupational Health and Safety Assessment Series)«Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала. Требования» ориентированы на создание системы управления охраной труда организации, которая в виде подсистемы могла бы быть объединена с другими подсистемами системы управления (менеджмента) в рамках единой интегрированной системы управления (менеджмента) организации.

Система управления охраной труда, соответствующая требованиям настоящего стандарта предназначена для реализации организацией своей политики и задач в области охраны труда и оценки ее деятельности в этой области сторонними организациями.

Стандарт является общетехническим, устанавливающим требования к элементам системы управления охраной труда. Требования стандарта применимы к организациям всех типов и размеров, независимо от конкретного сектора экономики (отрасли промышленности). На раз работку и внедрение системы управления охраной труда оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда.

Успех функционирования системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях управления, всеми подразделениями организации, особенно ее руководством (работодателем).

Требования к системе управления охраной труда

Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивает разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.

При создании системы управления охраной труда необходимо:

- определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда распространяющихся на организацию;

- выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, на стоящих или планируемых видов деятельности, с тем чтобы определять наиболее существенные воздействия на условия и охрану труда;

- определять политику организации в области охраны труда;

- определять цели и задачи в области охраны труда устанавливать приоритеты;

- разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

Система управления охраной труда должна предусматривать:

- планирование показателей условий и охраны труда;

- контроль плановых показателей;

-возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий; внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;

- возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;

- возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.

Политика организации в области охраны труда

Руководство, несущее ответственность за охрану труда в организации, должно:

- определять и документально оформлять политику, цели и задачи (обязательства) в области охраны труда;

-обеспечивать доведение принятой политики до всех работников организации, ее поддержку на всех уровнях управления и ее реализацию;

- периодически рассматривать (анализировать) и. корректировать политику с целью обеспечения ее постоянного соответствия изменяющимся потребностям организации.

Политика организации в области охраны труда должна:

- определять общие цели по улучшению условий и охраны труда работников;

- соответствовать характеру и. масштабу рисков, а также быть увязанной с хозяйственными целями организации;

- включать обязательство руководства организации (работодателя) по соответствию условий и охраны труда в организации законодательству в области охраны труда и государственным нормативным требованиям охраны труда;

- включать обязательство, руководства организации по постоянному улучшению условий и охраны труда, формированию общественных органов и служб охраны труда, обеспечению социального партнерства, информированию работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих производственных рисках, о полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью;

- предусматривать основу для установления целей и задач по охране труда и их анализа;

- быть доступной заинтересованным сторонам.

Цели должны соответствовать политике в области охраны тру да, включая необходимость последовательного улучшения условий и охраны труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования охраны труда и другие требования, производственные риски, технологические операции, производственные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования.

Цели в области охраны труда должны быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления внутри организации.

Цели и задачи по охране труда должны иметь по возможности количественное выражение.

Руководство, несущее ответственность за охрану труда в организации, должно определять и документально оформлять программу улучшения условий и охраны труда, уделяя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда:

- подготовке программы улучшения условий и охраны труда;

• определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- разъяснению работникам степени соответствия рабочих мест установленным требованиям условий и охраны труда, а также приобретению работниками навыков, Необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда;

- актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля;

- выяснению перспективных требований к измерениям в области ох раны труда, включая оценку возможностей превышения современного технического уровня, для своевременной их реализации;

- выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр.

Программу улучшения условий и охраны труда следует регулярно пересматривать с запланированными интервалами. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения оказываемых услуг или условий функционирования. Такая программа должна также предусматривать:

• распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;

- обеспеченность необходимыми ресурсами:

- средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

Примечание — Указанная программа улучшения условий и охраны труда может содержать ссылки на соответствующие документированные методы, составляющие неотъемлемую часть системы управления охраной труда.

Внедрение и обеспечение функционирования

системы управления охраной труда

Структура работ и распределение ответственности

Обязанности по обеспечению безопасных, условий и охрана труда в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагается на руководителя:

- организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в соответствии со стандартом;

обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации;

- инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствование системы управления охраной труда, а также на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий;

- выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда;

- выработки рекомендаций и обеспечения выполнения решений по совершенствованию охраны труда; .

- организации работ по аттестации рабочих мест по охране труда;

- проверки выполнения принятых решений;

- управления устранением несоответствий;

- регулярного представления отчетности о функционировании системы управления охраной труда с целью анализа и использования ее руководством организации для совершенствования системы управления охраной труда.

Примечание: также входит поддержание связи, с органами, государственного и общественного контроля за охраной труда другими заинтересованными сторонами по вопросам условий труда.

Для обеспечения соблюдения нормативных требовании и эффективного управления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия, руководителей разного уровня, лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы.

Руководство организации должно определять требования к ресурсам, необходимым для управления охраной труда, обеспечивать контроль за использованием ресурсов, назначать подготовленный персонал, для выполнения работ и проверок, включая внутренние аудиты условий и охраны труда.

Примечание — Под ресурсами подразумевают кадры с их специальными знаниями и опытом, технические и финансовые ресурсы.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением для организации сотрудничества между руководством организации и работниками (персоналом) по охране труда в соответствии с действующим законодательством создают службы охраны труда или назначают работников, на которых (наряду с основной работой) возлагают обязанности по охране труда, а также создают комитеты (комиссии) по охране труда.

Методы управления охраной труда

Оперативное руководство и координация работ по управлению охраной труда обеспечивается следующими методами управления:

1. Административный метод предусматривает распределение функций, прав персональной ответственности руководителей и всех работников за выполнением работ по обеспечению безопасных условий труда в рамках их должностных обязанностей и в полном соответствии с трудовым законодательством. Он базируется на:

Тема 3. 1УПРАВЛЕНИЕ ОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ - student2.ru приказах, указаниях, распоряжениях, инструктированиях;

Тема 3. 1УПРАВЛЕНИЕ ОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ - student2.ru разработке и вводе действия положений о подразделениях и обязанностей персонала;

Тема 3. 1УПРАВЛЕНИЕ ОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ - student2.ru внедрение стандартов по безопасности труда и других нормативных документов;

Тема 3. 1УПРАВЛЕНИЕ ОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ - student2.ru подборке, расстановке и аттестации кадров;

2. Социально-психологический метод направлен на:

Тема 3. 1УПРАВЛЕНИЕ ОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ - student2.ru повышение социально производственной активности работающих на предприятии путем разработки и внедрения мероприятий по исключению монотонности производственных процессов;

Тема 3. 1УПРАВЛЕНИЕ ОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ - student2.ru применение элементов производственной эстетики , поощрения творческого отношения к работе;

Тема 3. 1УПРАВЛЕНИЕ ОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ - student2.ru моральное стимулирование;

Тема 3. 1УПРАВЛЕНИЕ ОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ - student2.ru формирование и учет мотивов трудовой деятельности;

Тема 3. 1УПРАВЛЕНИЕ ОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ - student2.ru улучшения психологического климата в коллективе;

Тема 3. 1УПРАВЛЕНИЕ ОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ - student2.ru вовлечение в рационализацию и изобретательность.

3. Экономический метод направлен на повышение социально-бытового и культурного уровня производственного коллектива на базе реализаций комплекса социально-бытовых мероприятий. Он базируется на:

Тема 3. 1УПРАВЛЕНИЕ ОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ - student2.ru стимулировании безопасного труда;

Тема 3. 1УПРАВЛЕНИЕ ОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ - student2.ru экономическом обосновании применяемых решений;

Тема 3. 1УПРАВЛЕНИЕ ОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ - student2.ru распределении финансов и фондов материальных поощрений;

Тема 3. 1УПРАВЛЕНИЕ ОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ - student2.ru планирование.

4. Правовой метод базируется на законах, конституции Российской Федерации, нормативно-правовых актов и.т.д.

Наши рекомендации