Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестр)

Направление подготовки «Управление персоналом»

Вид учебной работы всего часов/зачетн. ед. (3 сем) Семестр
1. Аудиторные занятия, всего:
в том числе:  
лекции
практические занятия (ПЗ)/семинарские занятия (СЗ)
лабораторные работы (ЛР) -
2. Самостоятельная работа, всего:
в том числе:  
курсовая работа  
расчетно-графические работы  
эссе  
реферат
групповые проекты  
самостоятельные исследовательские проекты
контрольные (домашние) работы и другие виды самостоятельной работы.
3. Вид промежуточной аттестации – экзамен э  
4. Общая трудоемкость по дисциплине: Часы: 108 Зачетные единицы:3 примечание: 1 зач.ед.=36 часов    
       

Содержание дисциплины структурированное по темам, с указанием их объемов и видов учебных занятий

Содержание разделов (модулей) дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Основные понятия инноваций, инновационного менеджмента Понятие и сущность инноваций, инновационных процессов. Инновацион­ная деятельность как базовый элемент экономической науки, эффективной стратегии предприятия, инструмент приобретения и сохранения конкурентных преимуществ. Классификации, свойства и функции инноваций. Инновационный про­цесс. Факторы, влияющие на развитие инновационного процесса. Жизненный цикл инновации. Длинные волны в экономике. Цели и основные направления, научно-методические ос­новы инновационного менеджмента (ИМ). Стратегия и тактика в инновационном менеджменте. Функции управления инновациями. Приемы инновационного менеджмента: бенч-маркинг, маркетинговый подход, инжиниринг, бренд-стра­тегия, ценовой прием, фронтирование рынка, мэрджер. Современный сис­темный подход к роли инноваций в конкуренции. Организационные формы инновационного процесса: организационные структуры НИИ и КБ в России, бутлегерство, новые фирмы в рамках старых компаний, инкубаторные программы и сети малых фирм, технопарки и техно­полисы, альянсы и консорциумы, совместные предприятия. Инновационная политика предприятия.  
2. Инновационный проект и управление им   Маркетинг инноваций. Мотивация создания, продажи и покупки иннова­ций. Анализ спроса на нововведения. Решение дилеммы: необходимость разработки новых товаров – минимальные шансы на успех. Оценка иннова­ционного потенциала организации. Фронтирование рынка и продвижение то­вара. Понятие инновационного проекта. Структура, основные этапы создания (фазы разработки) и реализации инновационного проекта. Источники иннова­ционных идей. Инновационная стратегия. Система планирования: марке­тинга, производства, финансирования. Сетевые методы планирования и управления (СПУ). Управление рисками в инновационном менеджменте. Риск и доход. Клас­сификация рисков инновационной деятельности и методы их снижения: рас­пределение и диверсификация, страхование и хеджирование, лимитирова­ние. Инновационное управление персоналом.
3. Оценка эффективности инноваций Система комплексного анализа инноваций, инновационного проекта. Коммерческая, бюджетная, народно-хозяйственная эффективность. Методы экспертизы. Методы оценки эффективности инновационного проекта, инновационной деятельности. Показатели оценки инновационных проектов: традиционные (финансовые), дисконтные, рисковые. Показатели оценки инновационной деятельности предприятия. Методы выбора инновационного проекта для реализации. Контроль за инновационной деятельностью в коммерческой организации. Методы учета и отчетности инновационной деятельности, требования МСФО. Налоговый учет.  
4. Финансирование инновационной деятельности Система финансирования науки и научно-технического прогресса. Многозвенность цикла «наука – производство- реализация». Источники и формы финансирования инноваций. Государственные и ча­стные, собственные, заемные и привлеченные источники финансирования. Система бюджетного финансирования. Кредитование. Внебюджетные фонды, иностранные инвестиции. Привлечение рискового (венчурного) капи­тала. Гранты. Методы финансирования инноваций за рубежом. Проектное финансиро­вание.
5. Информационное обеспечение инноваций.   Место и роль информации в инновационной деятельности. Понятие па­тента, ноу-хау, лицензии, товарного знака. Франчайзинг. Авторское право. Защита инновационных продуктов. Информационная, нормативно-правовая база инновационной деятель­ности. Экономическая разведка как часть инновационного менеджмента.
6. Инновационная деятельность в России Инновационная стратегия, политика России, хозяйствующего субъекта.
7. Международные аспекты инновационной деятельности Международные аспекты инновационной деятельности. Инновационная дея­тельность в США, Западной Европе, Японии, Южной Корее.

Учебно-тематический план

№п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. СРС Интерактивные час.   Форма контроля Всего час.
Основные понятия инноваций, инновационного менеджмента       Устный опрос, решение тестовых заданий
Инновационный проект и управление им       Коллективная дискуссия, устный опрос
Оценка эффективности инноваций       Устный опрос, презентация
Финансирование инновационной деятельности   Устный опрос, решение тестовых заданий
Информационное обеспечение инноваций   Устный опрос, презентация
Инновационная деятельность в России   Устный опрос
Международные аспекты инновационной деятельности   Устный опрос
  Итого    

Содержание практических и семинарских занятий

Семинар 1

Тема:Основные понятия инноваций и инновационного менеджмента.

Наши рекомендации