Структура и темп терапевтической сессии
Повестка дня
1. Наметили ли мы конкретную повестку дня?
2. Сделали ли мы это совместно, с участием каждого из нас?
3. Удалось ли нам быстро определить повестку дня?
4. Удавалось ли пациенту изложить темы, предложенные им для повестки дня, в нескольких словах, не вдаваясь в долгие пространные описания
362 Глава 17
5. Удавалось ли пациенту кратко определять темы повестки дня, не начиная тут же их обсуждения?
6. Определили ли мы приоритет тем повестки дня?
7. Оговорили ли мы совместно продолжительность обсуждения каждой темы?
8. Решили ли мы совместно, какой теме отдать предпочтение и обсудить ее первой?
Темп терапевтической сессии
1. Отслеживаю ли я, как мы используем время терапевтической сессии?
2. Выделили ли мы достаточно времени и осуществили ли стандартные элементы терапевтической сессии: оценку настроения, краткий обзор минувшей недели, определение повестки дня, анализ домашнего задания, обсуждение тем повестки дня, периодическое подведение итогов, обратную связь?
3. Когда при обсуждении определенной темы установленное время оказывалось исчерпанным, решали ли мы сообща, продолжать обсуждение или перейти к следующей теме?
4. Если по ходу терапии возникали неожиданные темы, не предусмотренные повесткой дня, решали ли мы совместно, как с ними поступить?
5. Не потратили ли мы слишком много времени на непродуктивные обсуждения?
6. Удавалось ли мне мягко прерывать пациента, направляя наше обсуждение в более продуктивное русло?
7. Оставляем ли мы достаточно времени в конце сессии на подведение итогов и запись пациентом новых выводов, чтобы я убедился в том, что пациент понял домашнее задание и согласен его выполнить; чтобы получить от него качественную и глубокую (а не поверхностную) обратную связь и ответить на нее?
8. Позаботился ли я о том, чтобы ослабить влияние на пациента его глубинных убеждений и снизить проявление его негативных эмоций, чтобы он не покинул сессию, по-прежнему испытывая дистресс?
Социализация пациента
Когнитивная модель
1. Понимает ли пациент когнитивную модель и согласен ли с ней?
2. Понимает ли пациент, что искаженное мышление — это симптом его расстройства?
Трудности терапии 363
3. Согласен ли пациент с тем, что его мысли по поводу конкретной ситуации могут быть искажены?
4. Осознает ли пациент, что искаженное мышление оказывает негативное влияние на его настроение и поведение?
5. Верит ли пациент, что, научившись оценивать и изменять свое дисфункциональное мышление, он улучшит свое самочувствие и сделает поведение более адаптивным?
6. Верит ли пациент, что он способен измениться?
7. Желает ли пациент осуществить эти изменения?
Ожидания пациента
1. Каковы ожидания пациента в отношении его самого и меня (терапевта) в процессе терапии?
2. Верит ли пациент, что он способен справиться со своими проблемами?
3. Ожидает ли он, что я (терапевт) буду решать проблемы за него?
4. Считает ли пациент свои проблемы поддающимися разрешению?
5. Понимает ли пациент свою роль и ответственность в процессе терапии?
6. Понимает ли он, что ему необходимо принимать активное участие в терапии?
7. Готов ли пациент сотрудничать со мной в ходе терапии?
8. Понимает ли он, что ему придется освоить некоторые навыки и приобрести умения, а также научиться их использовать в повседневной жизни?
9. Не сопротивляется ли пациент разрешению текущих проблем из страха, что это вызовет другие трудности или обострит уже существующие (например, выбор карьеры, принятие решений в сфере взаимоотношений и т.д.)?
Ориентация на решение проблем
1. Способен ли пациент четко определить проблемы, над решением которых предстоит работать?
2. Активно ли мы работаем над решением проблем? Не проводим ли время в бесплодных дискуссиях?
3. Определил ли пациент конкретные цели? Реалистичны ли они?
4. Понимает ли пациент, какое отношение имеет работа на каждой сессии к достижению этих целей?
5. Не старается ли пациент изменить других людей, но не себя самого?
364 Глава 17
Домашнее задание
1. Добросовестно ли пациент выполняет домашнее задание?
2. Осознает ли он актуальность и/или необходимость выполнения отдельных домашних заданий?
3. Не выполняет ли пациент домашнее задание только из желания угодить терапевту?
4. Понимает ли пациент, как связано содержание домашнего задания с работой на сессии и его целями в отношении терапии?
5. Размышляет ли пациент между сессиями о терапевтической работе?
6. Затрагивает ли содержание домашнего задания вопросы, наиболее актуальные для пациента?