Показатели доходов в текущих обследованиях бюджет домашних хозяйств
Статистическое изучение механизма формирования уровня жизни не ограничивается анализом сводных показателей доходов населения на макроуровне. Многообразие условий жизни людей и факторов, оказывающих влияние на уровень материальной обеспеченности, приводит к существенным различиям в уровне жизни отдельных групп населения. Для разработки эффективных мер социальной политики и адресной по мощи слабозащищенным слоям населения необходимо знать, насколько варьируют средние показатели, исчисленные на макроуровне. Получение таких сведений методами статистики основывается на дифференцированном подходе в статистическом измерении уровня доходов по отдельным группам населения и домашним хозяйствам, имеющим раз личные социально-демографические характеристики, природно-климатические и национально-этнические условия жизни, характер поселения ит.д.
Основная задача подобных статистических обследований — вы явить конкретные социально-экономические проблемы народного благосостояния в разрезе отдельных слоев населения, определить остроту каждой из проблем и установить приоритетность их решения.
При изучении доходов населения на основе регулярно проводимых бюджетных обследований домашних хозяйств центральное место отводится вопросам их дифференциации, т.е. степени расслоения населения по уровню получаемого дохода.
Основным показателем материальной обеспеченности домашнего хозяйства является его общий доход, который складывается из доходов различных видов, получаемых членами домашнего хозяйства, и средне душевой доход, исчисленный как часть общего дохода, приходящаяся в среднем на одного члена домашнего хозяйства, независимо от того, имеет он доход или нет.
По своему содержанию показатели доходов, исчисленные по данным выборочных бюджетных обследований, несколько отличаются от показателей доходов, полученных по данным баланса денежных доходов и расходов в СНС. При бюджетных обследованиях в денежные до ходы домашних хозяйств включаются денежные средства, полученные членами домашних хозяйств в виде заработной платы, дохода от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, пособий, компенсационных и других дополнительных выплат (включая стоимость благо творительной помощи), процентов, дивидендов, ренты и других доходов от собственности, средств от продажи продукции личного подсобного хозяйства и прочих денежных поступлений.
Кроме показателей денежных доходов, которые практически совпадают по своему содержанию с понятием денежного дохода, используемого при составлении баланса денежных доходов и расходов, в бюджетной статистике рассчитывается также совокупный доход домашних хозяйств.
Совокупный доход домашних хозяйств состоит из заработной платы, пенсий, пособий, доходов от индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности, процентов, дивидендов, ренты и других доходов от собственности, прочих денежных доходов, а также стоимости продукции личного подсобного хозяйства (включая садоводство и огородничество) и фермерских хозяйств как проданной, так и произведенной для собственного потребления, за вычетом стоимости товаров я услуг, затраченных на ее производство.
Совокупные доходы населения исчисляются в денежном эквиваленте. Доход, полученный домашним хозяйством в виде продукции растениеводства и животноводства собственного производства, рассчитывается по каждому продукту в ценах его продажи. Стоимость натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства в части потребления внутри домашнего хозяйства определяется по средним ценам продажи соответствующих видов продукции. Стоимость той части продукции, которая была реализована, относится к денежному доходу. При этом, как правило, для определения стоимостного объема продукции, направленной на корм скоту и птице, используются более низкие цены, чем те, по которым оценивалась стоимость продукции, проданной и предназначенной т-та личное потребление внутри данного домашнего хозяйства. Доля дохода от личного подсобного хозяйства, полученного в виде сельскохозяйственной продукции, составляла в 1996 г., по оценке Центра экономической конъюнктуры, в среднем около 25% в объеме совокупных доходов населения, для сельских семей он составлял 50%, для городских — 10%.
Использование в экономических расчетах только показателей де нежных доходов населения значительно искажает реальную характеристику распределения доходов и степень расслоения населения по этому признаку, не дает возможности адекватно оценить численность малообеспеченного населения и степень дефицитности материальных ресурсов, искажает структурные показатели доходов и расходов населения и роль государственной политики в формировании системы социальных трансфертов.
В то же время показатель совокупный доход домашних хозяйств не охватывает стоимостную оценку социальных трансфертов, переданных населению в виде бесплатных социальных трансфертов в натуральной форме, которые учитываются в СНС при расчете скорректированного располагаемого дохода домашних хозяйств (в части образовательных, медицинских, социальных услуг и т.п.). Это объясняется тем, что относительно просто учесть эти и иные виды льготных и бесплатных услуг в качестве доходов населения на макроуровне, т.е. по всему населению без привязки к конкретному получателю или домохозяйству. Во учесть в бюджете конкретного домашнего хозяйства ту часть совокупного дохода, которая поступает в виде бесплатных услуг социального комплекса, довольно сложно. Это связано с тем, что необходимо знать не только в какой мере данное домохозяйство пользовалось услугами предприятий здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и т.д., но и реальную стоимость предоставляемых им услуг и цену, по которой они приобретались.
Отражая реальные поступления в домашнее хозяйство, денежные и совокупные доходы могут быть номинальными до уплаты налогов и обязательных платежей и располагаемыми после осуществления указанных выплат.
По аналогии с макропоказателями доходов населения располагаемые денежные и совокупные доходы в бюджетной статистике домашних хозяйств могут быть рассчитаны в их реальном выражении, если анализируется ах динамика во времени. Для этого они корректируются, как и в приведенных выше случаях, на индекс потребительских цен, отражающий инфляцию в потребительском секторе экономики.
Для наглядного отображения изменений реальных масштабов доходов используется также показатель их покупательной способности, который характеризуется количеством товаров (каждого отдельно), которое можно было бы приобрести на сумму среднедушевого располагаемого денежного или совокупного дохода обследуемых домашних хозяйств по средним ценам покупки. Например, по данным Госкомстата России, на среднедушевой денежный доход в 1998 г. можно было купить по средним ценам покупки из числа продовольственных товаров, кг:
Говядина – 50 яиц, штук – 1391
Масла животного – 31 хлеба пшеничного - 241
Молока, литров – 285 и т.д.
Товарным эквивалентом могут также служить отдельные виды не продовольственных товаров и платных услуг.
В связи с сезонным характером натуральных поступлений из личного подсобного хозяйства, совокупный доход домашних хозяйств рас считывается, как правило, по итогам года.
Внутригодовая динамика отслеживается в основном в части денежных доходов, состоящих из регулярных поступлений, таких как заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, В то же время в условиях задержки соответствующих выплат, нерегулярности индексирования до ходов в связи с инфляцией более надежные результаты дает динамика показателей, исчисленных нарастающем итогом. Эти статистические данные особенно важны в условиях высокой инфляции для оперативно го регулирования денежного обращения, прогнозирования социальных последствий принимаемых решений.
В целях повышения надежности данных о доходах населения наряду с текущими бюджетными обследованиями периодически проводятся единовременные выборочные обследования доходов по более представительной совокупности домашних хозяйств. Такие обследования необходимы, прежде всего для проверки репрезентативности выборки домашних хозяйств для бюджетных обследований, а также для определения алгоритма фактического распределения доходов между отдельны ми группами населения, который затем используется для текущих рас четов распределения доходов по данным бюджетной статистики.