Результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с результатами освоения образовательной программы
Код компетенции | Результат освоения образовательной программы | Результат обучения | ||
знания | умения | навыки | ||
ОК-3 | способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности | закономерности функционирования современной экономики на микроуровне | анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне | методологией экономического исследования |
ОПК-3 | способность принимать организационно-управленческие решения | основные микро-экономические модели, лежащие в основе управления | применять их при анализе практических ситуаций | навыками поиска научных знаний в области микро-экономики, необходимых для принятия организационно-управленческие решений |
Знания, умения и навыки в рамках указанных компетенций формируются у студента постепенно на всех видах учебных занятиях, важнейшими из которых являются – практические. Целью проведения практических занятий является закрепление учебного материала, полученного на лекциях и самостоятельно студентом, формирование экономического мышления, определяемого в том числе через приобретение компетенций.
Именно на практических занятиях студенты наиболее осознанно и глубоко анализируют экономические процессы и явления, сопоставляют анализ с реальными потенциальными ситуациями. Поэтому значительная часть этого вида занятий по микроэкономике отводится решению и аналитике задач и расчетно-графических заданий. Задачи, выносимые на практические занятия, разделены по степени сложности на три уровня: репродуктивный, реконструктивный и творческий.
Первый уровень – репродуктивный – основан на знании фактического материала и базовых теоретических понятий и категорий. Предлагаемые задачи нацелены на умение корректно использовать терминологию микроэкономического анализа, узнавать и воспроизводить его законы и закономерности в расчетно-графических заданиях.
Задачи второго уровня – реконструктивного – относятся к типичным. Для их решения необходимы более глубокие знания и умения выявлять причинно-следственные связи между микроэкономическими явлениями. Целью рассмотрения таких задач является формирование у студента экономической культуры и аналитического мышления на базовом уровне, навыки диагностирования экономических процессов на основе фактического материала и формулировки соответствующих выводов об их развитии.
Третий уровень – творческий – включает задачи повышенной сложности, формирующие у студента собственную точку зрения, креативное мышление и нестандартные подходы к решению задач и оценки микроэкономических явлений. Базисом профильных творческих задач являются не только основные знания, полученные на аудиторных занятиях, но и знания самостоятельной работы студента, в том числе и в смежных науках, позволяющие интегрировать их и проводить параллели с микроэкономикой.
Предложенный подход к рассмотрению задач на практических занятиях позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов и стимулировать к постоянному саморазвитию и совершенствованию системы знаний. Задачи могут решаться и расчетно-аналитическим и графико-аналитическим способами.
В изучении новых тем преподавателю рекомендуется ознакомить студентов с необходимыми формулами и предоставить не менее одного примера решения типовых задач у доски или решение коллективно. При этом в решении задач студентам целесообразно предоставлять значительную самостоятельность, при возникновении сложностей у всей аудитории прибегать к дополнительным объяснениям. Для закрепления знаний предлагается давать внеаудиторное решение расчетно-графических индивидуальных работ
В ходе подготовки к практическим занятиям студентам следует тщательно изучить лекционный материал, основную литературу по курсу «Микроэкономика», обратить внимание на применение формул для расчета и анализа экономических явлений и процессов. Решение расчетно-графических и типовых задач позволяет определить степень освоение теории и умения применять полученные знания на практике. Поэтому важно наиболее развернуто описывать ход решения задач, предоставлять аргументированный ответ и анализ.