Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность. Избыточные произв. мощности.
Чтобы определить эффет-ть монопол. конкур., надо провести её сравнение с поведением фирмы в условиях чистой конкуренции. Но сделать это очень трудно. Поэтому практика выработала 2 точки зрения. Одна из них, наиболее традиционная, исходит из того, что монопол. конкур. по своей сути является монополией, поэтому принцип и последствие её действий примерно аналогичный действию монополии. Согласно данной точке зрения монопол. конкур., для кот. хар-ны барьеры для вступления приводит к ограничению выпуска ранее показателя наименьших издержек на единицу пр-ции, что приносит значительные эк. прибыли. В соответствие с о 2-й точкой зрения, монопол. конкур.необходимы обществу, т.к. на них возлагается исключительная роль в деле осуществления НТП. Делать это они могут потому, что не столь опасаются конкурентов, ибо проникнуть в отрасль практически невозможно. Данный момент исп-ся монопол. конкур., которые торопятся с внедрением новой техники и технологий, понимая, что конкуренты не очень потеснят их на рынке. В связи с этим монополистические фирмы далеко не всегда являются лидерами в НТП, но есть и эталонные пр-ва. Таким образом, задержка во внедрении изобретений является отрицательной стороной в монопол. конкур.. Также минусом будет и то, что, имея власть на рынке, они реже модифицируют свою пр-цию.
Рыночная власть – способность влиять на цену. Факторы, влияющие на рыночную власть: 1) доля фирмы в отраслевом предложении; 2) эластичность спроса; 3) взаимозаменяемость пр-та; 4) взаимодействия фирм (возм-ть тайных сговоров). Показатель рыночной власти – индекс концентрации (процентное соотношение долей участников рынка). CR=∑qi, где qi – объём выпуска, выраженный в деньгах. Допустим на рынке 4 фирмы. Если CR=35%, то рынок слабо концентрирован, если около 70% - средней концентрации, больше 70% - высокой концентрации. Недостаток: не учитываются доли других фирм, если одна имеет 70%, а остальные по 10%. Другой индекс – Херфиндаля-Херимана (сумма квадратов долей фирм): H=q1^2 +q2^2+…+qn^2=∑qi^2
Монополизм – совокупность эк. отношений, при которых хоз. субъект обладает рыночной властью и стремится её удержать, использовать в своих целях для получения благ. 2 тенденции: 1) формирование потенциала рыночной власти; 2) её реализация. Минусы монополизма:
· перерастание экономической власти в политическую
· взвинчивание цен
· шаткость, непостоянство объёма пр-ва
· ограничение (навязывает условие поставки)
· эксплуатация (навязывание необоснованной цены)
20. Основные признаки олигополии. Причины возникновения олигополии и её виды.
Под олигополией понимается ситуация на рынке, когда число фирм настолько мало, что каждая из них при формировании своей ценовой политики должна обязательно принимать во внимание возможную реакцию со стороны конкурентов. Олигополистическое положение на рынке обычно характерно для таких отраслей, как добывающая, обрабатывающая, нефтеперерабатывающая, электротехническая промышленность, а также оптовая торговля. Количество субъектов олигополии может быть различным и зависит от концентрации продаж продукции в руках той или иной фирмы или корпорации. В зависимости от количества субъектов олигополии различают жёсткую (3-4), мягкую (6-8) олигополию и дуополию (2 крупных фирмы). В зависимости от характера продаваемого продукта олигополии подразделяют на чистую (рынок стандартизированной продукции) и дифференцированную (рынок товаров с разными моделями, напр-р, обувь).
Продавцы-олигополисты осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признаёт, что изменение её цены или выпуска вызовет соответствующую реакцию конкурирующих фирм. Эта реакция является одним из основных факторов, определяющих решения фирмы и влияющих на равновесие на олигополистических рынках. Олигополия существует только тогда, когда несколько крупных фирм имеют преимущества в долгосрочных средних издержках по сравнению с множеством небольших фирм в связи с действием эффекта масштаба. Именно он ставит преграду на пути проникновения в отрасль др. фирм. Эффект масштаба обычно создаётся за счёт слияния 2х-3х фирм в 1 более крупную.
Почему же существуют олигополии? Причин может быть несколько:
1. Действие эффекта масштаба. Речь идёт о положительном масштабе в долгосрочном периоде, который делает неприбыльным существование многих фирм на рынке.
2. Наличие барьеров.
3. Патентование и лицензирование технологии, исключающие предполагаемых конкурентов.
4. Необходимость расхода средств на рекламу фирмы и её товаров, что может стать препятствием для появления на рынке новых фирм.
5. Контроль над стратегическим для отрасли сырьём, снижающий возможности появления конкурентов, стратегические действия ведущих фирм (напр-р, переполнение рынка товарами или угроза снижения цен в случае выхода на него новой фирмы).
6. Слияние 2х и более фирм в объединение, что может существенно увеличить их рыночную долю и добиться большего эффекта масштаба (!!!основополагающая причина!!!)
21.Определение цены и объёма пр-ва в условиях олигополии. Модели, основанные на кооперативной стратегии и некооперативной стратегии.
У олигополиста есть значительная власть. В условиях реагирования на др. фирмы олигополист ограничен в принятии решений не только спросом, но и действиями своих конкурентов. Следовательно, фирма может избрать разные стратегии, т.к. единой точке равновесия MR и MC для него нет. Если олигополисты стремятся к сотрудничеству и совершают совместные действия – кооперативная стратегия (à монополия; картель), а если нет – некооперативная стратегия (à конкуренция; ценовые войны). Если фирма считает, что она может вытеснить другую фирму с рынка, то начинается ценовая война – цикл постепенного снижения цен для вытеснения с олигополистического рынка.
Единой модели олигополии не существует. Можно разработать ряд моделей, объясняющих поведение фирм в конкретных ситуациях, основываясь на том, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих соперников. Сущ. 2 главные причины, по которым трудно исп-ть формальный экономический анализ при выяснении ценового поведения олигополии. Прежде всего олигополия включает в себя многообразие особых рыночных ситуаций. Это мешает выработке одного обобщённого объяснения или модели того, как олигополия определяет цену и объем пр-ва. Важен также и элемент всеобщей взаимозависимости, который осложняет ситуацию, а неспособность фирмы предсказывать с уверенностью ответные действия её конкурентов делает фактически невозможным оценку спроса и предельного дохода, с которыми сталкивается олигополист. При этом, однако, можно выделить две основные черты олигополистического ценообразования:
1) олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, они изменяются реже, чем в условиях чистой конкуренции, монополистич. конк., и в некоторых случаях чистой монополии;
2) если же олигополистические цены изменяются, то, вероятно, что фирмы изменяют свои цены все вместе: олигопол. поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям или тайному сговору при назначении и изменении цен.
Первая попытка создать теорию олигополии (модель олигополистического ценообр-ния) была предпринята А.О.Курно в 1838г. Он поставил проблему олигопол. взаимосвязи, т.е. необх-ти каждой фирме принимать в расчёт поведение конкурентов при определении своей рыночной стратегии. В самом общем виде суть теории Курно можно рассмотреть на примере дуополии. Каждая фирма запрашивает свою определённую цену, максимизирующую её прибыль. Эти цены изображаются в виде кривых реакций, которые могут определятся кривыми издержек каждой из фирм и кривыми спроса. Равновесная цена будет находиться на пересечении кривых реакций этих фирм. В 1939г. Холл, Хитч и Суизи внесли ещё один важный вклад в теорию олигополии. Они разработали теорию ломанной кривой спроса. Исходя из этой теории, при снижении цен одной фирмой конкуренты будут вынуждены поддержать это снижение. А при повышении ни одна из фирм не последует её примеру.
22Модель ломанной кривой. Ценообразование по принципу «издержки плюс».
В 1939г. был сделан огромный вклад в теорию олигополии. Появилась теория ломаной кривой, кот. была предложена Холлом и Хитчем, а также Суизи. Эта теория начинается с простого предположения о том, что олиг-ст будет реагировать на изменения цен конкурентами. Считается, что каждая фирма исходит из того, что если она снизит свои цены, конкуренты поддержат это понижение, но если она их повысит, ни одна из фирм не последуют данному примеру.
Представим себе олигопол. отрасль, состоящую из 3 фирм:А, Б и В, каждая из которых обладает около 1/3 рынка дифференцированного пр-та. Между фирмами нет тацного сговора по поводу цен. Допустим, что текущей ценой на пр-цию А является PQ и её текущие продажи составляют Q. (ГРАФИК-стр.272)
Как выглядит кривая спроса или кривая продаж фирмы? Существуют 2 вероятных предположения относительно ответных действий конкурентов А:
1)фирмы Б и В будут выравнивать свои цены в соотв. с любым изменением цены, предпринятым А.В этом случае кривые спроса и предельного дохода А будут выглядеть как D1 и MR1.
Если фирма А уменьшит цену, её продажи увеличатся незначительно, т.к. конкуренты Б и В последуют её примеру и помешают ей получить высокую прибыль.
Если фирма А поднимет цену, то её продажи снизятся умеренно, т.к. фирмы Б и В выровняют свои цены на продукт с фирмой А, так что А не будет вытеснена с рынка в рез-те повышения цен. Отрасль теряет свой объём продаж в пользу других отраслей, но фирма А не теряет потребителей в пользу Б и В.
2)фирмы Б и В будут игнорировать любое изменение цены фирмой А. В этом случае кривая спроса и предельного дохода, с которыми сталкивается А, будут D2 и MR2. Кривая спроса будет более эластичной, чем при первом предположении. Если фирма А понизит цену, а конкуренты нет, то она увеличит свой объём продаж и прибыль за счёт конкурентов. И наоборот.
Наиболее логичным предположением А относительно реакции своих конкурентов будет следующее: если снизить цены, то конкуренты поддержат это снижение, если же повысить – конкуренты проигнорируют это и потребители А перейдут в пользу Б и В, тем самым А вытиснится из отрасли.
На графике показано, как выглядит график для олигополиста, соблюдающего это предположение. Пусть Р1 – цена на рынке. Если фирма снизит цену, то и другие тоже снизят. Продажи в целом по отрасли увеличатся. Фирма не будет ни увеличивать, ни уменьшать долю рынка, двигаясь в низ по кривой спроса. Если фирма повысит цены, то другие не сделают этого. Наша фирма потеряет своих потребителей. Как следствие, часть кривой спроса фирмы над ценой Р1 более эластична, чем та, которая ниже её.
Нанесём на график кривы предельного дохода MR и предельных издержек MC. MR имеет форму, соответствующую кривой спроса. В левой части предельный доход очень велик: это означает, что доход будет быстро потерян, если фирма станет продвигаться вверх по очень эластичной части кривой спроса. В правой части предельный доход значительно меньше. Это означает, что лишь небольшой предельный доход может быть получен при движении вниз по менее эластичной части кривой спроса. Равновесие для олигополиста ломанной кривой очень стабильно. Уровень предельных издержек может сдвинутся в любом направлении, но фирма при этом не изменит свои цены, ни объём выпуска.
Однако эта теория имеет существенные ограничения, заключающиеся в том, что она не отвечает на вопрос, как определить этот первоначальный уровень цены, т.е. она объясняет лишь негибкость цены, а не саму цену.
И, наконец, фирма может исп-ть иную модель ценового поведения по принципу «издержки плюс». В таком случае определяются издержки пр-ва с учётом полной загрузки произв. мощностей или частичной и к ним добавляется накидка, обеспечивающая получение прибыли. В зависимости от складывающейся на рынке конъюнктуры фирма определяет своё поведение и свои действия.
23 Олигополия и экономическая эффективность. Рыночная власть, её источники. Монополизм. Показатели монопольной власти.
Чтобы определить эффет-ть олигоп. конкур., надо провести её сравнение с поведением фирмы в условиях чистой конкуренции. Но сделать это очень трудно. Поэтому практика выработала 2 точки зрения. Одна из них, наиболее традиционная, исходит из того, что олигополия по своей сути является монополией, поэтому принцип и последствие её действий примерно аналогичный действию монополии. Согласно данной точке зрения олигополия, для кот. хар-ны барьеры для вступления приводит к ограничению выпуска ранее показателя наименьших издержек на единицу пр-ции, что приносит значительные эк. прибыли. В соответствие с о 2-й точкой зрения, олигополист. монополии необходимы обществу, т.к. на них возлагается исключительная роль в деле осуществления НТП. Делать это они могут потому, что не столь опасаются конкурентов, ибо проникнуть в отрасль практически невозможно. Данный момент исп-ся олигополистами, которые торопятся с внедрением новой техники и технологий, понимая, что конкуренты не очень потеснят их на рынке. В связи с этим олигополистические фирмы далеко не всегда являются лидерами в НТП, но есть и эталонные пр-ва. Таким образом, задержка во внедрении изобретений является отрицательной стороной в олигополии. Также минусом будет и то, что, имея власть на рынке, они реже модифицируют свою пр-цию.
Рыночная власть – способность влиять на цену. Факторы, влияющие на рыночную власть: 1) доля фирмы в отраслевом предложении; 2) эластичность спроса; 3) взаимозаменяемость пр-та; 4) взаимодействия фирм (возм-ть тайных сговоров). Показатель рыночной власти – индекс концентрации (процентное соотношение долей участников рынка). CR=∑qi, где qi – объём выпуска, выраженный в деньгах. Допустим на рынке 4 фирмы. Если CR=35%, то рынок слабо концентрирован, если около 70% - средней концентрации, больше 70% - высокой концентрации. Недостаток: не учитываются доли других фирм, если одна имеет 70%, а остальные по 10%. Другой индекс – Херфиндаля-Херимана (сумма квадратов долей фирм): H=q1^2 +q2^2+…+qn^2=∑qi^2
Монополизм – совокупность эк. отношений, при которых хоз. субъект обладает рыночной властью и стремится её удержать, использовать в своих целях для получения благ. 2 тенденции: 1) формирование потенциала рыночной власти; 2) её реализация. Минусы монополизма:
· перерастание экономической власти в политическую
· взвинчивание цен
· шаткость, непостоянство объёма пр-ва
· ограничение (навязывает условие поставки)
· эксплуатация (навязывание необоснованной цены)
24Антимонопольное законодат-во и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.
Антимонопольное зак-во – совок. правовых норм, законов, призванных защищать и усилить конкуренцию, снизить возможности долгосрочного извлечения экономической прибыли, препятствовать агрессивной монополистической политике в отношении произ-лей-конкурентов и потребителей. Основные направления деят-ти монопольных органов: а) препятствие слияниям фирм и их поглощению, носящим монопольный хар-р; б) противодействие монополистической фиксации цен в рез-те тайных соглашений фирм; в) уменьшение возм-ти монополистической ценовой дискриминации. Первыми антимонопольными законами были закон Шермана (1890) и закон Клейтона (1914).
Эти органы сталкиваются с некоторыми проблемами. Это прежде всего проблемы оценки монопольной власти и издержек монополизма. В этом случае под монополией понимают не только единств. продавца, но и все другие возм-ти влияния на рынок. Единого показателя концентрации отрасли или монопольной власти нет, поэтому исп-ют ряд показателей:
1) коэф. концентрации. Он равен удельному весу одной, четырёх (или восьми и т.д.) наиболее крупных фирм отрасли. Считается, что если 4 фирмы выпускают более 40% пр-ции, то отрасль монополизирована в ограниченных пределах, но если коф. концентрации более 60% - то отрасль монополизирована значительно.
2) индекс Херфиндаля-Хершмана: Н= q1^2 +q2^2+…+qn^2=∑qi^2/ Здесь доля фирмы возводится в квадрат и суммируется с другими. При 100%-й монополии Н=10000, но уже при Н=1800 отрасль считают монополизированной. При определённых значениях этих показателей может быть начато судебное дело. В арсенале методов антимонопольной пол-ки имеются денежные штрафы, насильственные разукрупнения, и даже тюремное заключение.
Но в соврем. усл. антимоноп. органы редко прибегают к радикальным мерам. Они чаще всего ограничивают новые слияния и поглощения. Степень концентрации считается не такой опасной, как агрессивная монопольная пол-ка.
Гос-во также иногда вмешивается в рыночное ценообразование. Для ограничения монопольной власти на рынке, кот. проявляется в завышении цен и получении монопольной прибыли, присвоении излишка потребителя, уменьшении кол-ва предложения товара по сравнению с конкурентными условиями, гос-во устанавливает макс. цену, кот. ниже монопольной.
В бел.эк-ке доминируют по содержанию монополия гос. собств-ти, а по форме – чистая монополия и олигополия. Совершенно конкурентных рынков в республике нет. Развитие отечественной эк-ки в с-ме общесоюзной специализации привело к широкому распр-нию монополии основных пр-лей на рынке РБ, а иногда и на бывшем общесоюзном рынке. Инвестиционная пол-ка приводила к созданию и укрупнению монополистов, появлению крупных произв-нных объединений. Сейчас в бел. эк-ке сложился особый тип монопольного хоз-ва, не имеющий аналогов в мире. В стране монополизированы не только пр-во, но и среда обитания хоз.субъектов. Все республ. п/п-монополии являются гос-ными. Гос-во одновременно выступает и как монопольный пр-ль, и как монопольное управляющее начало. Монополизм явился рез-том огосударствления собств-ти, эк. пол-ки. Пр-ли в РБ лишены возм-ти широкого выбора поставщиков, потребителей, кредиторов и торговых посредников.
Уровень монополизма в РБ оценивается по коэф. концентрации пр-ва, показывающему долю 3-х крупнейших хоз. субъектов на рынке или в отрасли и по индексу Херфиндаля-Хершмана. В нашей стране доминирует высокий уровень концентрации пр-ва.
Согласно нормативным док-там антимонопольных органов в РБ выделяются след. рын. модели:
1) деконцентрированные отрасли;
2) олигополии;
3) локальные монополии в масштабах региональных товарных рынков.
К совершенно конкурентным рынкам с ограничениями можно отнести некоторые рынки с/х пр-ции и некоторые рынки ценных бумаг. В РБ фермерство не развито, преобладают крупные п/п, их число нельзя назвать очень большим, как того требуют условия совершенной конкуренции. Кроме того, с/х рынок настолько зарегулирован гос-вом, что в пр-пе его сложно назвать рынком. А действующие на совершенно конкурентном рынке п/п не должны быть гос-ными. Рынок типа Ждановичей близок к условиям соверш. конкуренции.
Что касс. рынка ценных бумаг, то в РБ он недостаточно развит, говорить об очень большом числе пр-цов не приходится. Вывод: совершенно конкур. рынков в стране нет.
37.Рынок ресурсов: понятие, особенности, стр-ра. Спрос на ресурсы: понятие, факторы, эластичность.
В рыночной эк-ке ценообразованию подвержены не только товары и услуги, но и ресурсы (ф-ры пр-ва). Формирование спроса на ресурсы отличается от спроса на готовую пр-цию. Спрос на ресурсы является понятием производным от величины спроса на готовые товары. Зависимость здесь такова, что с возрастанием спроса на товары возрастает спрос на ресурсы, с помощью которых изготавливается данный товар. И наоборот. В этом и состоит специфика спроса на рес-сы. Спрос на рес-сы определяется рядом ф-ров. В качестве основных из них являются: денежные доходы потребителей, хар-р их распределения по отраслям, соц. и этические подходы к исп-нию. Расходы на ресурсы производятся за счёт доходов домохоз-в, поэтому последние выступают основным фактором формирования спроса на ресурсы. Что касается распределения ресурсов, то здесь всё зависит от уровня цен на ресурсы. Соц. и этические подходы к исп-нию ресурсов предполагают решение проблем долевого распределения доходов м/у различными соц. группами населения, этических норм бизнеса, регулирование зарплаты. С точки зрения пр-ва важное значение имеет устойчивость спроса на тот или иной ресурс, кот. зависит от производ. силы ресурса и от величины спроса на товар, произведённый с помощью этого ресурса. Это в равной мере касается как труда, так и других видов ресурсов. Что касается производительной силы ресурса, то этот показатель выводится из определения таких хар-к, как предельный пр-т в денежном выражении (MRP), и предельные издержки на ресурсы (MRC).
Как действует фактор изменения спроса на ресурс? Спрос на ресурс зависит от изменений спроса на продукт, вследствие этого любое изменение спроса на продукт будет влиять на его цену, а значит и на предельный продукт данного рес-са. Кривая спроса на труд изменяется в зависимости от производительной силы труда, в свою очередь произв-ть труда зависит от кол-ва связанных с ним ресурсов. В рез-те воздействие оказывается на предельную произв-ть труда и получается, что чем больше величина связанных с трудом ресурсов, тем выше предельная произв-ть труда и тем выше спрос на труд.
Спрос на определённый ресурс зависит от уровня цен на другие ресурсы. При этом степень воздействия зависит от хар-ра взаимоотношения м/у ресурсами. Они могут быть взаимозам. и взаимодоп. В случае взаимозаменяемости, например, труда и капитала, происходит следующее: если снижаются цены на машины и оборудование, на спросе на труд это отразится двояко – будет действовать эффект замещения и эффект объёма пр-ва пр-ции. Эффект замещения приводит к тому, что труд начинает замещаться более дешевым ресурсом, т.е. машинами и это приведёт к падению спроса на труд. В свою очередь, если будут падать цены на машины и оборудование, это снизит издержки пр-ва и приведёт к увеличению объёма пр-ва, в рез-те чего возрастёт спрос на труд. Рес-сы могут быть и взаимодополняемыми. В этом случае колич. уменьшение или увеличение одного рес-са повлечёт за собой соответствующие изменения другого. Фирмы стремятся к установлению оптимального соотношения рес-сов. В данном случае в основе её действий лежат 2 правила: минимизации издержек и максимизации прибыли.