Государственное регулирование национальной экономики. Модели регулирования
Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и профицит.
Бюджет государственный - составляемая ежегодно смета предстоящих доходов и расходов государства. Сущность Б. г. каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т. Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит.
Дополнитнльно:
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении называется бюджетный проце́сс.
Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.
Государственное регулирование национальной экономики. Модели регулирования
Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
Национальная экономика - это сложная взаимосвязанная система, охватывающая весь социально-экономический комплекс страны на региональном и национальном уровнях. Для характеристики национальной экономики используются функциональные, территориальные и отраслевые признаки.
Государство отвечает за:
- Фискальную политику (бюджет, налоги)
- Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)
- Регулирование внешней торговли
- Регулирование распределения доходов
Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:
- Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
- Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.
- Правовое регулирование - изменение существующего законодательства.
Методы регулирования разделяются на:
- Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)
- Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика
- Внешнеэкономическое регулирование
Формы регулирования:
- Государственные целевые программы (социальные)
- Прогнозирование
- Моделирование ситуаций
Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.
Причины регулирования:
- Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.)
- Наличие частного и общественного характера производства
- Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы)
- Научно-технический прогресс
- Тенденция к монополизации
- Наличие международной конкуренции.
Наиболее общая цель государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы ограничить действие законов рынка определёнными рамками, исходя из интересов господствующих элит.