Определение доходов предприятия и финансовых результатов его деятельности 2 страница

В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее продажи. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель дохода от продажи продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию производственно-хозяйственной деятельности.

Заинтересованность предприятий в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции [4].

Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов а также внепроизводственных затрат.

Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также от увеличения объема продажи продукции.

Размер прибыли как конечного финансового результата работы предприятия зависит и от второй, не менее важной величины - объема валового дохода предприятия. Размер валового дохода предприятия и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен.

Виды и уровень применяемых цен определяют, в конечном счете, объем валового дохода предприятия, а, следовательно, прибыли.

Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. Проведенная в Украине либерализация цен привела к резкому сокращению воздействия государства на процесс регулирования цен, следствием чего явился рост цен почти на все производимые товары. С помощью высоких цен предприятия возмещают любые по величине производственные затраты, что отнюдь не содействует повышению качества продукции и эффективности производства.

Следующий фактор, влияющий на величину прибыли - это амортизация основных фондов и нематериальных активов. Сумма амортизационных отчислений определяется на основании балансовой стоимости основных фондов и действующих норм амортизации и амортизации нематериальных активов, исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации. При этом учитывается ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов, что выражается в установленных законодательством более высоких нормах амортизации на соответствующие виды основных фондов.

Таким образом, прибыль предприятия формируется под воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений [6].

Важнейшим из них является величина валовых расходов. Количественно в структуре цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому снижение расходов очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:

Обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.

Улучшение условий продажи продукции, в том числе за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями.

Изменение структуры производимой и продаваемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной.

Снижение валовых расходов на производство и обращение продукции.

Установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.

Увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т.д.) [9].

1.4 Порядок распределения прибыли. Специализированные фонды,

формируемые за счёт прибыли предприятия

Распределение и использование прибыли является важным хозяйствующим процессом, обеспечивающего как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, стимулирующего развитие новых форм хозяйствования [11].

При распределении прибыли предприятия необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформировать следующим образом:

-прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйствующей формой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

-прибыль аккумулируется в соответствующих бюджетах (в настоящее время в местных бюджетах) в виде налога на прибыль, (порядок исчисления и уплаты которого в бюджете устанавливается законодательно и ставка которого не может быть изменена)

- прибыль, оставшаяся в распоряжении у предприятия после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объемов производства.

-распределение чистой прибыли должно отражать процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансового потребностей производства и развития социальной сферы [14].

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы. В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам [18].

Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия [25].

В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения). Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели [19].

К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоение новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий.

Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие. Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п. [21].

К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсациям работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др. Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованию на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков. Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т. е. участвующую в процессе накопления, и прибыль, направляемую на потребление, не увеличивающую стоимость имущества [26].

Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития Караева [20].

Под фондами, независимо от их видовой принадлежности, следует понимать денежные средства, предназначенные для расходования на определенные цели. Фонды позволяют планировать и контролировать расходование прибыли, обеспечивают интересы всех субъектов, принимающих участие в распределении прибыли коммерческой организации.

Основной является классификация фондов, формируемых полностью или частично из прибыли, с учетом их целевого назначения. По этому основанию выделяются: резервные фонды, фонды накопления и фонды потребления.

Резервные фонды обеспечивают интересы кредиторов и характеризуют запас финансовой прочности организации.

Фонды накопления (развития производства) обеспечивают потребности коммерческой организации в самофинансировании на расширение производства и иных аналогичных целей, сопровождающихся созданием нового имущества. Фонды накопления (развития производства) предназначены для повышения технического уровня производства - модернизации, автоматизации, совершенствования организации производства и т.п.

Фонды потребления предназначены осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению коллектива организации, иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества организации [22].

Создание некоторых фондов по законодательству обязательно, а создание других остается на усмотрение самих коммерческих организаций.

Обязательные к созданию фонды формируются за счет отчислений от прибыли, периодичность и размер которых установлены законодательно (в настоящее время обязательным является только создание резервного фонда в акционерных обществах). Коммерческие организации самостоятельно определяют периодичность и размер отчислений от прибыли в фонды, не определенные в законе. Наименования и количество фондов законодательством не ограничиваются.

В целом, законодательство практически не регулирует создание специальных фондов, оставляя этот вопрос на усмотрение коммерческих организаций. Исходя из этого, основные положения о фондах (их видах, порядке их создания и расходования) должны содержаться в учредительных документах коммерческой организации и других локальных актах.

Фонды накопления, как правило, не имеют фиксированной величины. Его размеры определяются в зависимости от планов развития коммерческой организации. В локальном регулировании фонда накопления следует особое внимание уделить вопросам соблюдения прав участников коммерческой организации на получение части прибыли. Зачастую участники не заинтересованы в реинвестировании полученной прибыли.

В случае создания фондов потребления, также целесообразно отражать порядок их создания и использования в локальных правовых актах [24].

В качестве примера в можно взять фонд развития персонала (социального развития), в котором аккумулируются средства прибыли для инвестирования в персонал (профориентацию, подготовку, повышение квалификации, создание кадрового резерва, организацию и планирование трудовых ресурсов, аттестацию, ротацию персонала, мероприятия по обеспечению занятости персонала (содержание временно избыточной рабочей силы, маневрирование трудовыми ресурсами), социальное развитие персонала).

2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММЫ ИНВЕСТИЦИЙ НА СОЗДАНИЕ НОВОГО

БИЗНЕСА

2.1 Расчет исходных данных (В=1,0 Г=9)

Для ведения бизнеса по договору франчайзинга создается ООО "Интеллект". Расчет эффективности провести из расчета 5 лет работы фирмы. Условно считается, что создание фирмы и формирование имущества проводится в конце года, а текущая деятельность начинается с начала следующего года.

Уставный капитал общества формируется двумя учредителями. Первый предоставляет необходимые основные фонды и его доля составляет 50+В%=50+1,0%=50%. Второй учредитель вносит свою долю денежными средствами. Недостающая для начала деятельности сумма берется в банке в кредит на 2 года под (15+В)% годовых = 15+1,0=15%.

Франчайзинговый договор предусматривает:

- разовую выплату франшизы (нематериальный актив)

- ежемесячные платежи (роялти) в составе текущих расходов.

- обязательное наличие аттестованных специалистов (затраты на аттестацию и обучение специалистов у фирмы-франчайзера учесть в составе инвестиций в оборотный капитал.).

До начала деятельности необходимо произвести следующие расходы (инвестиции в создание предприятия из которых образуется имущество предприятия):

1)зарегистрировать фирму. Для регистрации данного предприятия учредители пользуются услугами юридической фирмы, которая проводит все необходимые действия по формированию пакета учредительных документов и регистрации предприятия. Стоимость ее услуг составляет (8+В) тыс. руб.=8+1,0=8 тыс.руб.;

2) заключить франчайзинговый договор и выплатить франшизу в сумме 10+Г тыс. руб.=10+9 тыс.руб.=19 тыс.руб.;

3)провести обучение и сертификацию персонала у франчайзера (Г+5 специалистов по 10*В тыс.руб. на каждого)=9+5специалистов=14 специалистов по 10*1,0 тыс.руб.=10 тыс.руб.;

4)внести предоплату аренды помещения в сумме 500+В*10 тыс.руб.= 500+4*10 тыс.руб.=540 тыс.руб.;

5)выполнить ремонт помещений – 50+Г*10 тыс.руб.=50+9*10 тыс.руб.=140 тыс.руб.;

6)закупить необходимое имущество, расчёт данных в таблице 2.1

Таблица 2.1 – Исходные данные необходимого имущества со сроком службы более 1 года

Вид ОФ Исходные данные Расчётные данные
Кол-во, шт. Цена за 1 шт., Кол-во, шт. Цена за 1 шт.,
Сервер 10*В 10*1,0=10
Мини АТС с телефонными аппаратами 20+Г 20+9=29
Персональные ЭВМ 10+В+20+Г 10+1,0+20+9=40
Факс
Принтер
Сканер
Рабочее место 10+В 10+1,0=11
Учебное место 20+Г 20+9=29
Машина
Оборудование для кухни**

7)создать запасы товаров, комплектующих, инструмента и запасных частей. Закупка товаров для перепродажи осуществляется у франчайзера в кредит со сроком оплаты в течение месяца. Первую закупку всех запасов осуществляют в сумме равной плановому нормативу. При расчете нормативов месяц считать за 30 дней, год – 360 дней. Страховой запас всех видов В=1 день. Расчёт данных в таблице 2.2

Таблица 2.2 – Исходные данные по вариантам для расчета оборотных средств.

Вид запаса Исходные данные Расчет данных
Планируемый годовой расход   Интервал между закупками   Планируемый годовой расход   Интервал между закупками
Товары 720*В тыс.руб. 1 раз в 2 месяца 720*1,0=720 тыс. руб. 1 раз в 2 месяца
Комплектующие 720*(Г+5) тыс.руб. 1 раз в месяц 720*(9+5)=10080 тыс.руб. 1 раз в месяц
Запчасти и инструмент 360*(Г+В) тыс.руб. 2 раза в год 360*(9+1,0)=3600 тыс.руб. 2 раза в год

2.2 Определение величины инвестиций на создание предприятия

2.2.1 Определение потребности в основных фондах

Основные средства представляют собой стоимостную оценку основных фондов предприятия. Основные фонды (ОФ) – средства производства, участвующие в нескольких производственных циклах, не меняющие свою натурально вещественную форму и переносящие свою стоимость на стоимость готовой продукции в виде амортизационных отчислений. В бухгалтерском учете к ним относят материальное имущество, используемое для производственной деятельности, со сроком службы более 1 года.

Расчет необходимых средств для приобретения основных фондов заключается в определении количества необходимого оборудования и составления сметы затрат на его приобретение. Необходимое оборудование и затраты на его приобретение представлены в таблице 2.3 – «Расчет стоимости основных фондов».

Таблица 2.3 – Расчет стоимости основных фондов

Вид ОФ   Исходные данные Расчетные данные
Кол-во, шт. Цена за 1 шт., тыс. руб. Кол-во, шт. Цена за 1 шт., тыс. руб. Стоимость, тыс. руб.
Сервер 10*В 10*1=10   10*2=20
Мини АТС с телефонными аппаратами     20+Г   20+9=29 29*1=29
Персональные ЭВМ 10+В+20+Г 10+1+20+9=40 40*40=1600
Факс 4*5=20
Принтер 5*4=20
Продолжение таблицы 2.3
Сканер 5*1=5
Учебное место 20+Г 20+9=29 2*29=58
Машина 75*1=75
Оборудование для кухни ** 10*1=10
Итого        

К нематериальным активам, которые отражены в таблице 2.4 – «Расчет стоимости нематериальных активов», относятся авторские права всех видов, приобретенные за плату патенты, торговые марки и товарные знаки, права по пользованию производственной информацией, земельными участками и природными ресурсами, зданиями и оборудованием, а также организационные расходы (возникающие у учредителей расходы до момента создания предприятия) и репутация фирмы.

Таблица 2.4 – Расчет стоимости нематериальных активов

Вид нематериальных активов Стоимость, тыс. руб. Вид нематериальных активов   Стоимость, тыс. руб.
Организационные расходы 8+В Организационные расходы 8+1=9
Франшиза 10+Г Франшиза 10+9=19
Итого:   Итого:

2.2.2 Определение потребности в запасах и величины оборотного капитала

Наряду с основным капиталом для нормальной работы предприятиям необходим оборотный капитал или оборотные средства (ОС) – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

В элементы ОС входят:

1. Запасы, в том числе:

1.1 Производственные запасы

1.2 Затраты на незаконченную продукцию

1.3 Расходы будущих периодов

1.4 Готовая продукция

2. НДС, подлежащий возмещению из бюджета

3. Денежные средства и расчеты – денежные средства в кассе и на счетах в банках

4. Дебиторская задолженность (то, что должны предприятию покупатели и заказчики и т.п.)

Краткосрочные финансовые вложения (приобретение краткосрочных ценных бумаг, вклад денег на краткосрочные депозиты и т.п.).

Для предварительных расчетов и обоснования величины оборотных средств можно оценить экспертно величину каждого элемента оборотных средств исходя из того, сколько средств необходимо потратить до момента получения первых доходов это отражено в таблице 2.6 – «Расчет потребности в оборотных средствах», так как по условию создание запасов определяется в сумме, равной плановому нормативу, необходимо определить нормативы запасов товаров, комплектующих, инструмента, запасных частей, которые представлены в таблице 2.5 – «Расчет норматива запаса».

Норма запаса – это величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему запасов товарно-материальных ценностей. Показывает на сколько в среднем дней имеется на складе запаса данного товара.

Норматив запаса – это минимальная необходимая сумма денежных средств, необходимая для создания запаса, обеспечивающего нормальный производственный процесс. Норматив показывает стоимость запаса в среднем за период. После этого определяется суммарный норматив оборотных средств. Норматив фактически показывает стоимость запаса в среднем за период и определяется выражением

Нэ=(Оэ/Т) Определение доходов предприятия и финансовых результатов его деятельности 2 страница - student2.ru (2.1)

где Нэ - норматив элемента оборотных средств, руб.;

Оэ - расход данного элемента запаса за плановый период, руб. Т- длительность планового периода, дни;

Оэ/Т - среднесуточный расход данного элемента запаса, руб./день;

Определение доходов предприятия и финансовых результатов его деятельности 2 страница - student2.ru - норма запаса по данному элементу, дни.

Норма запаса учитывает время пребывания запаса в текущем ( Определение доходов предприятия и финансовых результатов его деятельности 2 страница - student2.ru Т), страховом ( Определение доходов предприятия и финансовых результатов его деятельности 2 страница - student2.ru С) и прочих видах ( Определение доходов предприятия и финансовых результатов его деятельности 2 страница - student2.ru П) запасов:

Определение доходов предприятия и финансовых результатов его деятельности 2 страница - student2.ru = Определение доходов предприятия и финансовых результатов его деятельности 2 страница - student2.ru Т+ Определение доходов предприятия и финансовых результатов его деятельности 2 страница - student2.ru С+ Определение доходов предприятия и финансовых результатов его деятельности 2 страница - student2.ru П (2.2)

Текущий запас - основной вид запаса. Он определяет величину всей нормы запаса и предназначается для питания производства между двумя очередными поставками. Его величина представляет собой половину среднего интервала между поставками

Т=1/2 Твзв , (2.3)

где

Твзв - средневзвешенный фактический интервал между поставками.

Страховой (гарантийный) запас – второй по величине вид запаса. Он создается для обеспечения бесперебойного течения производства в случаях возможных издержек поставок.

2.3 Определение величины уставного капитала

При создании нового предприятия обычно имущество формируется частично за счет взносов учредителей, а недостающая сумма (активы - уставный капитал) – за счет кредиторской задолженности.

Таблица 2.5 – Расчет норматива запаса

Вид запаса Планируемый годовой расход Интервал между закупками Расчет
Планируемый годовой расход Интервал между закупками Среднедневной расход, тыс. руб. Норма запаса, дн. Норматив запаса, тыс. руб.
Продолжение таблицы 2.5
товары 720*В тыс. руб. 1 раз в 2 месяца 720*1=720   30дн+30дн=60 дней 7200/360=20 60/2+10= 20*40 =800  
комплектующие 720*(Г+5) тыс. руб. 1 раз в месяц 720*(9+5)=10080 1 мес. =30 дней 12960/360=36 30/2+10=25 36*25=
запчасти и инструмент 360*(Г+8) тыс. руб. 2 раза в год 360*(9+8)=5400 360дн/2 =180 дней 7560/360=21 180/2+10=100 21*100=
Итого:            

Таблица 2.6– Расчет потребности в оборотных средствах

Элемент оборотных средств Стоимость, тыс. руб. Элемент оборотных средств Стоимость, тыс. руб.
Запасы (из таблицы 2.5) Запасы (из таблицы 2.5)
Дебиторская задолженность (предоплата за аренду помещений) 500+Г*В Дебиторская задолженность (предоплата за аренду помещений) 500+9*1=509
Элемент оборотных средств Стоимость, тыс. руб. Элемент оборотных средств Стоимость, тыс. руб.
Денежные средства:   Денежные средства:  
- ремонт помещений 50+Г*Г - ремонт помещений 50+9*9=131
- рекламная компания (Г*В)+(15+Г)+8*В - рекламная компания (9*1)+(15+9)+8*1=38
Элемент оборотных средств   Стоимость, тыс. руб.   Элемент оборотных средств Стоимость, тыс. руб.
- обучение и сертификация персонала (5+Г)*Г+В - обучение и сертификация персонала (5+9)*9=126
- на непредвиденные расходы В*2 - на непредвиденные расходы 1*2=2
Продолжение таблицы 2.6
Итого:   Итого:

Таблица 2.7 – Расчет потребности в оборотных средствах

Элемент оборотных средств Стоимость, тыс. руб.
Запасы (из таблицы 2.5)
Дебиторская задолженность (предоплата за аренду помещений) 500+Г*В=500+9*1=509
Денежные средства:  
- ремонт помещений 50+Г*Г=50+9+9=581
- рекламная компания (Г*В)+(15+Г)+8*В=(9*1)+(15+9)+8*1=41
- обучение и сертификация персонала (5+Г)*Г+В=(5+9)*9+1=140
- на непредвиденные расходы В*2=1*2=2
Итого

2.4 Формирование планового баланса предприятия на момент начала его

Наши рекомендации