Синтетический подход в объяснении взаимодействия модели и оригинала в процессе познания и преобразования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Системный анализ в экономике»

Вариант №10

Студент: Яренкова Валерия Алексеевна

Факультет: Бух. учёт АиА

Направление: экономика

Группа: СМЛС14-1Б-ЭК03

№ зачетной книжки: 100.25/1403030

Руководитель: Морозов Анатолий Анатольевич

Смоленск 2016

Синтетический подход в объяснении взаимодействия модели и оригинала в процессе познания и преобразования

Особое место среди всех систем занимают модели. Они предназначены для обеспечения всех видов деятельности человека; без моделирования вообще невозможно что-либо сделать. Особенность очевидно это на примере целенаправленной деятельности. Ведь цель субъекта, - это образ желаемого будущего, т.е. модель того, чего нет, но что хотелось бы осуществить. Далее, для достижения поставленной цели составляется план действий, но ведь это не сами действия, а их описание, т.е. модель. Итак, моделирование не является таким действием, которое можно делать, а можно и не делать; моделирование есть неизбежная, неотъемлемая, обязательная часть любой деятельности человека ( и не только человека, но об этом разговор отдельный).

В итоге модели играют роль своеобразного посредника между субъектом и реальностью. Каждый субъект создает (на исходной базе врожденных моделей и на растущей с опытом базе моделей благоприобретенных, - самостоятельно или перенимая их от других субъектов) свой собственный мир моделей, представляющий для него окружающий его реальный мир. Поэтому нет тождественных субъектов (не только индивидов, но и организаций, но и организаций, социумов и пр.): каждый субъект представлен своим индивидуальным миром моделей, по своему взаимодействуют через него и посредством него с реальностью (яркий пример - этнические различия в обществе). Конечно, это не значит, что между субъектами не может быть ничего общего; наоборот, многие их модели могут быть совпадающими или совместимыми.

Модель - системное отображение оригинала.

Модель - форма существования знаний.

Модель - средство осуществления любой деятельности субъекта.

Все возможные виды деятельности можно разбить на два типа: познание мира и преобразование его.

1) Преобразовательная деятельность. Еще до начала самой работы он должен определить цель, т.е. модель того, чего пока нет, но должно появиться в конце работы. Кроме того, для достижения конечного результата необходимо выполнить определенную последовательность промежуточных действий, а для того, чтобы их правильно выполнить, нужно еще до начала работы описать эту последовательность, т.е. создать модель (план, алгоритм) хода работы.

2) Познавательная деятельность. Конечный результат познания - полученная информация о внешней среде - должен быть зафиксирован, описан, представлен в виде определенной модели. Сам процесс получения информации извне также происходит с помощью специальных моделей.

Итак, любая деятельность субъекта, любое его взаимодействие с внешним миром происходят посредством моделей. Причем построенный мир моделей у каждого субъекта уникален. А это означает, что каждый видит, воспринимает и оценивает мир по-своему.

Будучи системой, модель обладает всеми общесистемными свойствами. Отличительная особенность моделей от других систем - в их предназначенности отображать моделируемый оригинал, заменять его в определенном отношении, т.е. содержать и представлять информацию об оригинале. Модель является, следовательно, формой существования знаний об объекте. Другое определение модели гласит: модель есть системное отображение. Благодаря богатству смысла термина "системный", этим сказано все. Но желая сделать акцент именно на специфике систем, называемых моделями, мы должны конкретизировать описываемые общие свойства.

Различают два метода познания: аналитический и синтетический.

Процедура анализа состоит в последовательном выполнении следующих трех операций:

- сложное целое расчленить на более мелкие части, предположительно более простые;

- дать понятное объяснение полученным фрагментам;

- объединить объяснение частей в объяснение целого.

Если какая-то часть системы остается все еще непонятной, операция декомпозиции повторяется и мы вновь делаем попытку объяснить новые, еще более мелкие фрагменты.

Полученные знания представляются в виде моделей нашей системы. Первым продуктом анализа является перечень элементов системы, т.е. модель состава системы. Самая серьезная лопушка анализа состоит в опасности разорвать связи частей при декомпозии, разрушив тем самым эмерджентные свойства системы. Поэтому вторым продуктом анализа является модель структуры системы.

Итак, в результате анализа мы получаем информацию об устройстве и работе системы.

Синтетический метод состоит в последовательном выполнении трех операций:

- выделение большей системы (метасистемы), в которую интересующая нас система входит как часть;

- рассмотрение состава и структуры метасистемы;

- объяснение роли, которую играет наша система в метасистеме, через ее связи с другими подсистемами метасистемы.

Конечным продуктом синтеза является знание связей нашей системы с другими частями метасистемы, т.е. модель черного ящика. Но чтобы ее построить, нам пришлось попутно создать модели состава и структуры метасистемы как побочные продукты.

Анализ и синтез не противоположны, а дополняют друг друга. Более того, в анализе есть синтетическая компонента, а в синтезе - анализ метасистемы. Что из них или в какой последовательности их применять в конкретном случае - решать самому исследователю.

Анализ проблемы «утилизация бытовых отходов» и построение композиции и декомпозиции в нотации IDEF0 согласно Проблемосодержащей системы: «Россия»

Ежедневно жители России выбрасывают тысячи тонн ненужных материалов. Эта смесь, состоящая в основном из разнообразного хлама, содержит ценные металлы, стеклянные контейнеры, пригодные для дальнейшего использования, а также макулатуру, пластик и пищевые отходы. Наряду с ними в этой смеси содержится еще большее количество опасных отходов: ртуть из батареек, фосфоро-карбонаты из флюорисцентных ламп и токсичные химикаты из бытовых растворителей, красок и предохранителей деревянных покрытий. Растущее количество отходов и нехватка средств их переработки характерны для многих городов нашей страны.

Твёрдые бытовые отходы (ТБО, бытовой мусор) — непригодные для дальнейшего использования пищевые продукты и предметы быта или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. ТБО делятся также на отбросы (биологические ТО) и собственно бытовой мусор (небиологические ТО искусственного или естественного происхождения), а последний часто на бытовом уровне именуются просто мусором.

Состав твёрдых бытовых отходов зависит от многих факторов: уровня развития страны и региона, культурного уровня населения и его обычаев, времени года и других причин. Более трети ТБО составляют упаковочные материалы, количество которых непрерывно увеличивается. ТБО характеризуются многокомпонентностью и неоднородностью состава, малой плотностью и нестабильностью (способностью к загниванию). Источниками образования ТБО могут быть как жилые, так и общественные здания, торговые, зрелищные, спортивные и другие предприятия. В зарубежной практике названию "ТБО" соответствует термин "твердые муниципальные отходы" (Municipal Solid Waste).

В состав ТБО входят следующие виды важных отходов:

бумага (картон);

крупногабаритные материалы;

пищевые (органические) отходы;

пластик;

металлы;

резина;

кожа;

текстиль;

стекло;

дерево и прочие.

Одни отходы (например, медицинские, ядохимикаты, остатки красок, лаков, клеев, косметики, антикоррозийных средств, бытовой химии) представляют опасность для окружающей среды, если попадут через канализационные стоки в водоемы или как только будут вымыты со свалки и попадут в грунтовые или поверхностные воды. Батарейки и ртутьсодержащие приборы будут безопасны до тех пор, пока не повредится корпус: стеклянные корпуса приборов легко бьются еще по пути на свалку, а коррозия через какое-то время разъест корпус батарейки. Затем ртуть, щелочь, свинец, цинк станут элементами вторичного загрязнения атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод.

Уровень накопленных в России бытовых отходов давно стал опасным для людей: полигоны занимают огромные территории, создают угрозу авиасообщению, привлекая стаи птиц, наносят вред здоровью людей. Ежегодно в России собирается колоссальное количество твердых бытовых отходов – до 40 миллионов тонн. И только 15% из них перерабатывается, остальное вывозится на полигоны или несанкционированные свалки.

В 1998 году Государственной Думой был принят Федеральный Закон № 89 «Об отходах производства ипотребления».

Учитывая актуальность и жизненную необходимость решения проблем с ТБО, руководством РоссийскойФедерации утверждена масштабная программа по переводу отечественной экономики в руслоинновационного развития.

Действующие национальные стандарты РФ в сфере ресурсосбережения. За 1994-2003 годы были разработаны и приняты МГС стран СНГ и Госстандартом России 13 следующих стандартов:

ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения;

ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей в документации на продукцию;

ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;

ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов;

ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования;

ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения;

ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения;

ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения;

ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Основные положения;

ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения;

ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей;

ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения;

ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.

Все указанные стандарты направлены на решение проблем ресурсосбережения путем эффективного вовлечения отходов в промышленный оборот, использования современных методов и средств стандартизации и метрологии, необходимых для регулирования этой деятельности, в том числе с использованием таких инструментов, как паспортизация, регистрация, сертификация, лицензирование, а также идентификация, кодирование, классификация, информационное обеспечение, определение опасных и товарных (инертных) характеристик отходов.

Совершенствование российского экологического законодательства в сфере обращения с отходами Российская нормативно-правовая база в области обращения с отходами21 на сегодняшний день во многом устарела, отстает от норм международного права и требует модернизации. Государство слабо стимулирует переработку отходов. Современные экологические принципы, подходы и требования не учитываются должным образом при размещении госзаказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Изготовление продукции из вторичного сырья не является приоритетным критерием государственных закупок. Развитые страны пришли к пониманию необходимости усиления государственного регулирования в области управления отходами. Их утилизация рассматривается как самостоятельная отрасль экономики, тесно связанная с теми отраслями промышленности, где образуются соответствующие виды отходов. Пересмотр подходов к проблеме обращения с отходами в европейских странах проводится регулярно и влечет изменения в законодательстве. В России основополагающий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят почти 15 лет назад – в 1998 году, и уже в силу этого требует корректировки. Именно на этот закон ориентируется большинство субъектов, занятых в процессе обращения с отходами. Эксперты отмечают, что в нем не закреплены:

приоритет утилизации над захоронением;

ответственность производителя за утилизацию в конце жизненного цикла;

запрещение ввоза неутилизируемой в качестве вторсырья упаковки;

необходимость применения наилучших доступных технологий.

На данный момент создан: «Проект комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации и план действий по её реализации».

На сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации опубликован проект комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации и план действий по её реализации

Предметом Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации
(далее - Комплексная стратегия) являются отходы, которые образуются в многоквартирных и индивидуальных жилых домах в результате потребления товаров (продукции) физическими лицами и включают также товары (продукцию), использованные физическими лицами в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.

Комплексная стратегия представляет собой систему целей, задач, принципов, приоритетов и направлений действий, которые должны реализовываться в федеральных и региональных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, федеральных целевых, межотраслевых и отраслевых программах, региональных программах, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, направленных на создание и обеспечение экологически безопасного и экономически эффективного обращения с ТКО.

Реализация направлений действий, предусмотренных Комплексной стратегией, должна обеспечить:

¾ сокращение образования ТКО;

¾ кратное увеличение объемов ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительных материальных и энергетических ресурсов;

¾ сокращение объемов ТКО, направляемых на захоронение;

¾ кардинальное уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения.

Главной целью Комплексной стратегии является предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение компонентов, содержащихся в отходах (органика, металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, текстиль, изношенные автомобильные шины и другие), в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Наши рекомендации