Рекомендуемая типовая структура выпускной квалификационной работы бакалавра
№ п/п | Наименование разделов, глав, частей | Количество страниц (не более) |
Введение | 3-4 | |
1. | Теоретическая часть (название) | 25-28 |
1.1 | Определение, выявление предмета исследования. Уточнение терминологии | |
1.2 | Обзор современного состояния научных разработок в области объекта и предмета исследования | |
1.3 | Обзор методических разработок в проблемной области объекта и предмета исследования | |
2. | Аналитическая часть (название) | 25-28 |
2.1 | Краткая характеристика исследуемого объекта | |
2.2 | Анализ состояния системы и системы управления, выявление тенденций и их динамики | |
2.3 | Выявление и формулировка проблем в области совершенствования процесса и механизма управления исследуемым объектом | |
3. | Проектная часть (название) | 23-26 |
3.1 | Постановка задач и разработка проекта совершенствование управления | |
3.2 | Разработка плана мероприятий по реализации проекта | |
3.3 | Оценка эффективности проектных решений | |
Заключение | 3-4 | |
Список использованной литературы | 4-5 | |
Приложения | без ограничений |
Введение является отдельным, самостоятельным блоком текста работы, который ни в содержании, ни в тексте не обозначается цифрами.
Во введениинеобходимо отразить следующее:
· обоснование выбора темы, ее актуальность;
· характеристику степени разработанности темы в отечественной и
зарубежной науке;
· основную цель и задачи работы;
· объект и предмет исследования;
· научную новизну (если есть);
· методы исследования;
· характеристику практической значимости исследования;
· степень разработанности темы исследования;
· представление структуры работы.
Цель работы определяет, для чего проводится исследование,что планируется получить в результате. Достижение цели бакалаврской работы ориентирует студентов на решение выдвинутой проблемы в двух основных направлениях – теоретическом и прикладном.
Задачи работы представляют собой способы достижения поставленной цели. Это этапы, на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик и их реализация и т.д.).
Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания.
Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться.
Требования к научной новизне исследования приведены в соответствующем разделе данных методических рекомендаций (параграф 2.2).
Представление использованных методов исследования позволяет оценитьполноту охвата полученных студентом умений и навыков при выполнении бакалаврской работы.
Во введении следует указать степень разработанности темы, какие зарубежные и отечественные ученые или группа ученых исследовали данную проблему, какой вклад внесли в разработку теории и методологии рассматриваемого вопроса.
Характеристика структуры работы представляет собой краткое содержание глав и параграфов основной части.
В основной частибакалаврской работыдолжно быть систематизировано изложено состояние вопроса, которому посвящено данное исследование. Предметом анализа выступают новые идеи, проблемы, возможные подходы к их решению, результаты предыдущих исследований, а также возможные пути достижения поставленных цели и задач. Завершить основную часть желательно обоснованием выбранного направления работы.
Основная часть состоит, как правило, из трех глав, каждая из которых делится на параграфы в зависимости от темы исследования и его целей. В каждой главе должно быть не менее двух параграфов. Объем параграфа должен составлять не менее 8–10 страниц.
Первая глава (теоретическая часть бакалаврской работы), как правило, посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой темы и служит основой для дальнейшего анализа и изучения. В ней рассматриваются сущность, содержание, принципы, основы методологии, классификация, организация исследуемого процесса, его составные части и элементы.
Данная глава включает основополагающие моменты того или иного процесса, явления с позиций экономической теории и правовой направленности. Это - раскрытие самого понятия, объекта исследования, его правовой и экономической сущности и содержания с различных научных позиций, точек зрения и взглядов. Для выяснения сущности рассматриваемого понятия достаточно часто производится его классификация по одному или нескольким критериям.
В первой главе должны быть рассмотрены законодательные и нормативные документы, регулирующие исследуемый процесс или явление, установлены правовые ограничения управленческой деятельности в исследуемой сфере, проанализирован имеющийся зарубежный опыт.
По основным теоретическим положениям, необходимо представить дискуссионные вопросы и различные взгляды, точки зрения ученых, научных школ и систем. Для этого следует более подробно освещать различные теории и взгляды, их содержание, обоснование, особенности по изучаемой проблеме.
Как правило, дискуссионные вопросы постоянно и широко освещаются в периодической печати и дают возможность выбрать наиболее предпочтительные. В дальнейшем это способствует формированию собственного взгляда на данную проблему и принятию конкретных решений при разработке рекомендаций в проектной главе.
Теоретическая глава должна включать не менее 3 самостоятельных параграфов (разделов).
Вторая глава, (аналитическая часть работы) должна содержать общее описание объекта исследования, анализ изучаемой проблемы, а также фактические данные, обработанные при помощи современных методик и представленные в виде аналитических выкладок. Кроме того, должны быть приведены расчеты отдельных показателей, используемых в качестве характеристик объекта. В практической части также проводится обоснование последующих разработок. От полноты этой части зависит глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.
При написании бакалаврской работы особое значение уделяется умению обобщать собранные фактические данные, обосновывать упущенную выгоду, разрабатывать оптимальные управленческие решения. Анализ основных показателей деятельности осуществляется за три последних года. Материалами анализа могут быть планы, годовые отчеты, отчет о прибылях и убытках иная служебная информация, связанная с проблемой исследования. Материала должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было проанализировать положение дел, рассмотреть возможные резервы и наметить пути из использования, а также устранить недостатки. Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа.
В аналитической части описывается практическое состояние дел по разрабатываемой проблеме, раскрывается основная идея исследования.
Логическим завершением выполнения выпускной квалификационной работы является разработка в третьей главе (проектной части бакалаврской работы) конкретных предложений, мероприятий, методик и рекомендаций по совершенствованию, улучшению и развитию изучаемого процесса, явления в сфере управления. Основой проектной части работы является материал теоретического исследования дискуссионных вопросов в первой главе и анализ конкретных цифровых параметров этого процесса в структурном, временном аспектах во второй главе. Если ряд проблем носит глобальный или самостоятельный, независимо от основных теоретических вопросов, характер, то возможно их освещение в отдельных параграфах проектной главы с одновременным разрешением и представлением конкретных рекомендаций, предложений, методик.
Разрабатываемые предложения, рекомендации должны решать те задачи, которые сформулированы во введении. Желательно определить несколько вариантов достижения цели с тем, чтобы сравнить их оценку по одному-двум критериям. Это позволит выявить все положительные и отрицательные стороны предлагаемых вариантов и выбрать наиболее предпочтительный. Проектные предложения должны быть достаточно обоснованными и представлены в виде конкретного механизма их реализации. В противном случае они будут голословными и выглядеть как «лозунги» и «призывы», которые, как правило, сопровождаются следующими фразами: «необходимо совершенствовать», «надо улучшить», «нужно изменить» и т.д. Поэтому разрабатываемые предложения, рекомендации должны отвечать на вопросы: «Каким образом совершенствовать?», «Как улучшить?», «С помощью каких стимулов, методов, правовых и экономических рычагов изменить?» и т.д.
В проектной главе предусматривается также применение зарубежного опыта в российской практике с учетом выявленных недостатков, тенденций в аналитической главе.
Могут быть предусмотрены следующие дополнительные варианты заключительного раздела выпускной квалификационной работы.
1. Результаты анализа, сравнения или рекомендации методического характера, сведенные в таблицу, схему с указанием действующих и новых положений в результате проектируемых мероприятий, предложений.
2. Сравнительная таблица влияния, взаимодействия различных секторов, сфер управленческой деятельности на исследуемый предмет и объект.
3. Сводная таблица динамики изменения параметров деятельности объекта в результате проектируемых мероприятий практического, научно-методического и взаимообусловленного характера.
В бакалаврской работе каждая глава должна заканчиваться выводами. Выводы – новые суждения, а точнее умозаключения, сделанные на основе анализа теоретического и/или эмпирического материала.
Количество выводов может быть разным, однако должно составлять не менее 3–5. При большем их количестве желательно вводить в их перечень дополнительное структурирование (т. е. разбивать выводы на группы по некоторому логическому основанию).
Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным целям и задачам исследования.
В заключении выпускной квалификационной работы отражаются следующие аспекты:
· актуальность изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов;
· целесообразность применения тех или иных методов и методик;
· сжатая формулировка основных выводов, полученных в результате проведения исследования.
После заключения располагается Список литературы. На каждый источник из списка литературы обязательно должна быть ссылка в тексте. Список литературы должен состоять не менее чем из 45 наименований монографических работ, научных статей (нормативные акты не являются ни монографическими работами, ни научными статьями). В выпускной квалификационной работе бакалавра возможно использование иностранных источников.
Приложения располагают после списка литературы. Их цель – избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, которые не содержат основную информацию. Каждое приложение начинается с новой страницы, имеет номер и заголовок.