Методические указания к выполнению разделов контрольной работы

Таблица 8

название раздела содержание раздела объем
Введение Цели и задачи контрольной работы; краткое изложение основной коммерческой идеи 1 стр.
Оценка рынка сбыта оценка спроса и уровня конкуренции, возможного объема реализации услуг и уровня цен, выбор места размещения 2-5 стр.
Описание процесса обслуживания краткое описание технологии с фиксацией основных трудовых нормативов и норм расхода, требуемой квалификации персонала, формирование стандарта обслуживания 2-5 стр.
Определение величины начального капитала расчет количества и стоимости основных фондов, нематериальных активов, величины оборотного капитала 2-6 стр.
Выбор метода финансирования проекта обоснование выбора организационно-правовой формы, определение состава учредителей и метода финансирования проекта 1-2 стр.
Планирование фонда оплаты труда расчет численности персонала, формирование штатного расписания, определение формы и уровня оплаты труда, расчет суммарной величины фонда оплаты труда. 1-3 стр.
Планирование текущих расходов расчет величины всех необходимых расходов исходя из норм расхода, формирование сметы затрат (по элементам) на первый и последующие годы работы, калькулирование себестоимости отдельных видов услуг. 3-6 стр.
Планирование текущих расходов определение уровня цен и величины доходов на первый и последующие годы работы 2-3 стр.
Планирование финансовых результатов расчет прибыли, налоговых отчислений, рентабельности и показателей эффективности использования ресурсов предприятия на первый и последующий годы работы 2-3 стр.
Оценка эффективности проекта расчет показателей экономической эффективности проекта статическим методом 1-2 стр.
Выводы зафиксировать основные результаты расчетов и сделать вывод о целесообразности реализации проекта, выполнении задач работы. 1-2 стр.

2. Оценка рынка сбыта

Изучая возможности наиболее эффективного вложения капитала на перспективу, непременно нужно ознакомиться с положением дел на рынке. Поэтому начинают работу с описания рынка сбыта: дать характеристику основным потребителям, провести их сегментацию, определить территорию обслуживания, оценить потенциальный объем спроса. Далее необходимо охарактеризовать конкурентную среду: определить, к какой группе относится рынок сбыта, выделить основных конкурентов, описать их преимущества и недостатки, сформулировать свои потенциальные конкурентные преимущества. Желательно охарактеризовать рынок с точки зрения стабильности, т.е. наличия соответствия между спросом и предложением (оценить эластичность спроса и предложения), условий торговли для всех его участников (возможна неценовая конкуренция, государственное регулирование рынка), динамики (рост, стагнация, сокращение, прогноз развития на будущее),

Изучая рынок необходимо учитывать особенности, обусловленные природой услуг: неосязаемость, невозможность хранения и транспортировки, одновременность производства и потребления, необходимость личных контактов потребителя и производителя, высокая степень индивидуализации, нестандартность спроса на услуги. Их тоже необходимо охарактеризовать:

1) Рынок услуг отличается большей сегментацией, т.е. большей ориентированностью на определенную группу покупателей по уровню доходов, роду занятий, половозрастным признакам, интенсивности потребления. При определении границ своего рынка нужно базироваться на мнении потребителей о равнозначности, взаимозаменяемости продукции, работ, услуг. Охарактеризуйте своих конкурентов с этой точки зрения. Найдите свой сегмент рынка.

2) Поскольку производство услуг рассредоточено, а транспортная доступность - один из важных показателей качества услуги. Территория обслуживания различна по разным группам потребителей. Поэтому необходимо выбрать наиболее удачное место расположения и очертить себе зону обслуживания, рассматривая клиентов только в ней. Желательно в приложение вынести карту территории обслуживания, указав ваше потенциальное местоположение, расположение конкурентов, основные транспортные пути или зоны сосредоточения потенциальных клиентов.

3) Необходимо учесть взаимодополняемость рынков товаров и услуг. Появление нового вида продукции или расширение доступности (за счет снижения цен или упрощения в использовании) ведет к росту спроса на услуги по поддержанию и восстановлению потребительских свойств изделия, а улучшение качества и надежности, ведет к спаду спроса на эти виды услуг. Поэтому, если вы планируете организацию ремонта какого-либо вида товара, то непременно надо учесть этот фактор.

Рентабельность производства обеспечивается не столько экономией на масштабе, сколько за счет разнообразия и качества услуг. Поэтому имеет смысл рассматривать комплексные услуги (дополнительные виды сервиса к стандартному набору), изучить конкурентов с точки зрения качества и комплексности их работы.

4) Одновременность производства и потребления ведет к существенной зависимости и необходимости согласования спроса и предложения, поэтому широко распространена практика введения предварительных заказов и дифференцированных цен, специальные графики работы. Отразите политику, используемую вашими конкурентами и основные моменты, которые необходимо учитывать Вам. Особое внимание обратите на режим работы Вашего предприятия и конкурентов.

5) Неустойчивость спроса в связи с иррациональностью поведения людей требует специальных мер по повышению меры доверия клиентов, утверждение репутации фирму. Какова репутация Ваших конкурентов? Какими способами и методами будете формировать свою? Выберите основную рекламную стратегию предпочтительную для данного рынка.

Изучая рынок необходимо четко определиться с возможными объемами продаж в натуральном или стоимостном выражении по каждой номенклатурной группе услуг (потенциально возможные и рекомендуемые для создаваемого предприятия), уровнем цен (максимальная и минимальная), зафиксировать дополнительные параметры по набору услуг, их качеству, стратегии маркетинга. Эти параметры явятся отправной точкой для проведения дальнейших расчетов.

2.1 Описания процесса обслуживания

Цель этого раздела - дать представление о технологическом процессе производства и обслуживания. Не требуется очень подробного описания или разработки детальных технологических карт изготовления, главное при этом четко фиксировать все параметры, которые потребуются в дальнейших расчетах:

1) трудоемкость основных и вспомогательных операций, последовательность их выполнения;

2) квалификацию специалистов, их выполняющие и предпочтительная форма оплаты их труда;

3) необходимое оборудование и инвентарь, ориентировочные цены на них (если много мелких позиций, то лучше выделить крупные группы, например: прочий вспомогательный инструмент 500 руб. на одно рабочее место, посуда и приборы общей стоимостью от 10 до 12 тыс. руб. и т.п.)

4) для каждого рабочего места или вида основного оборудования указывается его производственная мощность (например, 5-10 клиентов в смену), необходимые технологические перерывы для расчета эффективного времени работы. Эти данные должны позволить рассчитать необходимое количество рабочих мест (единиц оборудования) либо производственную программу, если производственная мощность фиксирована технологически (например, покупаем минипекарню для собственного производства горячей выпечки в кафе) или заранее определено количество мест обслуживания (например, организуется парикмахерская, в которой будет 6 посадочных мест или мини-гостиница на 5 номеров);

5) зафиксируйте номенклатуру основных видов ресурсов, нормы расхода и средние цены для каждого из них, более мелкие сгруппируйте и укажите расход за определенный период времени или на плановый выпуск.

6) определите потребность в помещениях и на схеме представьте расположение основных рабочих мест, контактной зоны, вспомогательных помещений.

7) Обязательно сформировать схему технологического процесса и стандарт обслуживания. Схема технологического процесса может быть представлена в виде таблицы или алгоритма с указанием всех этапов от момента появления клиента до окончания выполнения услуги. Стандарт обслуживания – это комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производимых операций. Стандарт обслуживания устанавливает критерии, по которым оценивается уровень обслуживания клиентов и деятельность любого сотрудника фирмы, он может включать в себя: допустимые границы времени обслуживания и времени ожидания в очереди, организация приема клиентов и их обслуживания в случае образования очереди; количество жалоб на одного сотрудника и порядок реагирования на них; список обязательных рекламных материалов, имеющихся в офисе; требования к одежде и облику сотрудников; требования по оформлению документов, писем, вывесок и т.п.; описание знака обслуживания и т.п.

2.2 Определение величины начального капитала

Для создания предприятия необходимы инвестиции. Инвестиции представляют собой все виды вложения капитала в форме имущественных и интеллектуальных ценностей в экономические объекты с целью получения в будущем доходов или иных выгод.

Под словами «Вложение капитала» понимают вложения средств в: основные фонды предприятия, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, создание или увеличение оборотного капитала.

Таким образом, в данном разделе необходимо произвести расчет величины денежных средств, необходимых для реализации проекта отдельно по каждому направлению вложения, общую сумму необходимых денежных средств и определиться с источниками финансирования.

Однако прежде чем начать такую работу необходимо окончательно определиться и планируемыми объемами оказания услуг. После того как вы определились с номенклатурой и границами возможного объема реализации в анализе спроса, необходимо сопоставить их с возможностями основного технологического оборудования или особенностями технологического процесса. Это можно сделать в стоимостной или количественной оценке, например:

Планируется создание парикмахерской на 6 посадочных мест. Режим работы 6 дней в неделю по 12 часов. Среднее время обслуживания клиента 1 час. Средняя заполняемость зала на нашей территории обслуживания по оценке эксперта может составить около 70%.

Плановое количество клиентов в год – эффективный фонд времени в год * число рабочих мест* длительность смены * среднюю трудоемкость обслуживания * среднюю заполняемость зала =

= (365-52*1(выходные)-8 (праздники))*12*6*1*0,7=15372 клиента.

Или планируется создание магазина. среднедневной оборот магазина аналогичного профиля и площади составляет 100-150 тыс.руб. в день. Режим работы – без выходных. Плановый товарооборот по пессимистической оценке составит 365*100=36500 тыс.руб.

2.3 Определение величины инвестиций на формирование основных средств предприятия

Основные средства представляют собой стоимостную оценку основных фондов предприятия. В бухгалтерском учете к ним относят материальное имущество, используемое для производственной деятельности, со сроком службы более 1 года: здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и хозяйственный инвентарь и прочее. Расчет необходимых средств для приобретения основных фондов заключается в определении количества необходимого оборудования и составления сметы затрат на его приобретение. При оценке балансовой стоимости оборудования учитывается стоимость их приобретения с учетом их транспортировки и монтажа, наладки, уплаты всех причитающихся налогов и сборов.

Для определения количества единиц оборудования (Ni) исходят из планируемой производственной программы и трудоемкости изготовления одного изделия на данном виде оборудования.

Методические указания к выполнению разделов контрольной работы - student2.ru ,где

ВП - количество изделий, планируемое к выпуску;

ti - тудоемкость изготовления 1 изделия на i - ом виде оборудования;

F - эффективный фонд времени работы единицы оборудования i- ого вида:

Методические указания к выполнению разделов контрольной работы - student2.ru , где

Dраб - количество рабочих дней в периоде;

tсм - длительность рабочей смены;

kсм - коэффициент сменности;

Dраб*tсм*kсм - номинальный фонд рабочего времени;

Тпотерь - плановые потери рабочего времени, связанные с ремонтом, обслуживанием и переналадкой оборудования, а также необходимыми технологическими перерывами для рабочих.

Для расчета необходимых затрат на покупку мебели для аппарата управления или рабочих мест можно рассчитать приблизительную стоимость оборудования одного рабочего места и количество рабочих мест.

Таблица 9

Пример расчета стоимости основных фондов

вид ОФ кол-во, шт. цена за 1 шт., тыс. руб. ОФ, стоимостью до 10 тыс. руб./шт.* ОФ, стоимостью более 10 тыс. руб./шт.
сервер  
мини АТС с телефонными аппаратами  
персональные ЭВМ  
факс  
принтер  
сканер  
рабочее место  
учебное место  
машина  
оборудование для кухни  
итого    

* - выделение малоценных основных фондов необходимо для расчета амортизации (основные фонды стоимостью менее установленной законом амортизируются в размере 100% от стоимости сразу при передаче в их эксплуатацию).

Если оборудование планируется приобретать в лизинг, его стоимость в расчет величины инвестиций не входит, а лизинговые платежи включаются текущие расходы.

Наши рекомендации