С помощью методов маржинального анализа

Метод маржинального анализа играет огромную роль в системе управленческого анализа, в подготовке и проверке обоснованности краткосрочных управленческих решений. В системе обеспечения безопасности коммерческой деятельности значение и возможности этого метода трудно переоценить.

Методика маржинального анализа основывается на изучении соотношений между тремя группами важнейших экономических показателей деятельности предприятия – издержками, выручкой и прибылью. Метод обеспечивает прогнозирование (выявление) каждого из этих трех показателей при заданном (фиксированном) значении двух других. Таким образом, применение этого метода в системе экономической безопасности может заключаться в поиске оптимальных решений или проверке обоснованности уже принятых решений относительно объемов производства и реализации продукции (товаров, работ, услуг) при заданных параметрах прибыли. Применение метода также возможно в целях проверки обоснованности решений о планируемых объемах производства при заданных ограничениях производственной мощности предприятия или ограничениях его финансовых ресурсов, в целях проверки возможностей реализации продукции (работ, услуг) и получения запланированных объемов прибыли в конкретных рыночных условиях и т.п.

Модель маржинального анализа достаточно проста в применении, что позволяет обеспечить ее широкое использование в системе контроля управленческих решений.

Освоение данного метода позволяет студентам закрепить знания и навыки использования алгоритма расчета «точки безубыточности» бизнеса, закрепить навыки формирования систем релевантной информации, освоить методику подготовки и принятия рациональных решений и проверки их обоснованности.

Возможности использования метода маржинального анализа в системе анализа экономической безопасности организации целесообразно продемонстрировать на конкретном примере.

Пример анализа безубыточности

Фирма изготавливает мебельную продукцию, в том числе компьютерные столы.

При этом ее переменные затраты планируются в размере 1560 руб./ед. ( С помощью методов маржинального анализа - student2.ru ), а постоянные затраты – 934 500 руб. ( С помощью методов маржинального анализа - student2.ru ). Продажная цена одного компьютерного стола планируется на уровне 3250 руб./ед. ( С помощью методов маржинального анализа - student2.ru ), в том числе НДС – 495 руб./ед. ( С помощью методов маржинального анализа - student2.ru ).

По результатам маркетинговых исследований уровень спроса С помощью методов маржинального анализа - student2.ru на компьютерные столы фирмы удовлетворяет следующей прогнозной зависимости:

С помощью методов маржинального анализа - student2.ru , (14)

где С помощью методов маржинального анализа - student2.ru - объем продаж компьютерных столов, ед.

Приведенная зависимость в виде уравнения регрессии (14) аппроксимирует на интервале С помощью методов маржинального анализа - student2.ru = 520 … 2350.

Фирма планирует годовой объем продаж в предстоящем году на уровне 1100 ед. ( С помощью методов маржинального анализа - student2.ru ).

Требуется определить следующие параметры функционирования фирмы в планируемом году:

1. Критическая точка или точка безубыточности бизнеса С помощью методов маржинального анализа - student2.ru в условиях принятия варианта с производством и продажей компьютерных столов.

2. Объем продаж, обеспечивающий наибольшую прибыль от реализации компьютерных столов ( С помощью методов маржинального анализа - student2.ru ).

3. Объемы прибыли от реализации продукции ( С помощью методов маржинального анализа - student2.ru и С помощью методов маржинального анализа - student2.ru ), соответствующие объемам производства компьютерных столов С помощью методов маржинального анализа - student2.ru и С помощью методов маржинального анализа - student2.ru .

4. Границы прибыльности бизнеса.

5. Уровень риска бизнеса.

Р е ш е н и е :

1. Для наглядности целесообразно решение данной задачи представить в графическом виде. Для этого на графике (рис. 5), построенном аналогично графику на рис. 4, следует отобразить все исходные данные. Учитывая то, что все зависимости на этом графике имеют линейный характер (бухгалтерская модель «затраты – объем – прибыль»), следовательно, все функции можно построить по двум точкам, соединяя их прямыми линиями.

Полученные на графике точки пересечения функций являются характеристическими, поэтому проекции этих точек пересечения на ось абсцисс дают искомые значения:

· точки безубыточности С помощью методов маржинального анализа - student2.ru (проекция на ось абсцисс точки пересечения функций С помощью методов маржинального анализа - student2.ru и С помощью методов маржинального анализа - student2.ru );

· объема продаж, обеспечивающего наибольшую прибыль от реализации продукции С помощью методов маржинального анализа - student2.ru (проекция на ось абсцисс точки пересечения функций С помощью методов маржинального анализа - student2.ru и С помощью методов маржинального анализа - student2.ru );

· правая граница безубыточности бизнеса С помощью методов маржинального анализа - student2.ru (проекция на ось абсцисс точки пересечения функций С помощью методов маржинального анализа - student2.ru и С помощью методов маржинального анализа - student2.ru ).

Очевидно, что функцию объема реализации продукции С помощью методов маржинального анализа - student2.ru от объемов производства можно представить в виде

С помощью методов маржинального анализа - student2.ru . (15)

где С помощью методов маржинального анализа - student2.ru - объем производства продукции, ед.

Функцию затрат общих С помощью методов маржинального анализа - student2.ru от объемов производства, учитывая выражения (6) и (9), также можно представить в виде

Рис. 5

С помощью методов маржинального анализа - student2.ru . (16)

2. Расчет критической точки – точки безубыточности С помощью методов маржинального анализа - student2.ru для условий задачи производится как нахождение общего решения функций С помощью методов маржинального анализа - student2.ru и С помощью методов маржинального анализа - student2.ru , значения которых совпадают в искомой точке (точка безубыточности характеризуется равенством затрат и выручки). Для этого приравниваются правые стороны выражений (15) и (16) в следующем виде:

С помощью методов маржинального анализа - student2.ru . (17)

После подстановки заданных значений в формулу (17) получаем уравнение с одним неизвестным:

С помощью методов маржинального анализа - student2.ru . (17а)

Решение этого уравнения дает результат С помощью методов маржинального анализа - student2.ru = 782 ед.

3. Расчет объема продаж С помощью методов маржинального анализа - student2.ru , обеспечивающего наибольший объем прибыли, для условий задачи производится как нахождение общего решений функций С помощью методов маржинального анализа - student2.ru и С помощью методов маржинального анализа - student2.ru , значения которых совпадают в искомой точке. Для этого приравниваются правые стороны выражений (15) и (14) в следующем виде:

С помощью методов маржинального анализа - student2.ru . (18)

После подстановки заданных значений в формулу (18) также получается уравнение с одним неизвестным:

С помощью методов маржинального анализа - student2.ru . (18а)

Решение этого уравнения дает результат С помощью методов маржинального анализа - student2.ru = 1566 ед.

4. Расчет объема прибыли от реализации продукции С помощью методов маржинального анализа - student2.ru , соответствующего планируемому объему производства компьютерных столов С помощью методов маржинального анализа - student2.ru ведется по формуле

С помощью методов маржинального анализа - student2.ru . (19)

После подстановки заданных значений в формулу (19) получаем результат С помощью методов маржинального анализа - student2.ru = 380 тыс. руб.

5. Расчет объема прибыли от реализации продукции С помощью методов маржинального анализа - student2.ru , соответствующего максимальному объему производства компьютерных столов С помощью методов маржинального анализа - student2.ru ведется по формуле

С помощью методов маржинального анализа - student2.ru . (20)

После подстановки заданных значений в формулу (20) получаем результат С помощью методов маржинального анализа - student2.ru = 937 тыс. руб.

6. Границы прибыльности бизнеса фирмы (по условиям производства и реализации компьютерных столов), очевидно, определяются точкой безубыточности С помощью методов маржинального анализа - student2.ru и точкой С помощью методов маржинального анализа - student2.ru , соответствующей проекции на ось абсцисс точки пересечения функций С помощью методов маржинального анализа - student2.ru и С помощью методов маржинального анализа - student2.ru . Точка пересечения этих функций указывает на максимально возможный объем продаж компьютерных столов фирмы для условий рынка. Очевидно также, что маркетинговый прогноз ограничивает производство объемом С помощью методов маржинального анализа - student2.ru , так как произведенные сверх этого объема столы не найдут спроса и останутся на складе фирмы как нереализованная продукция.

Расчет предельного безубыточного объема производства продукции С помощью методов маржинального анализа - student2.ru производится как нахождение общего решения функций С помощью методов маржинального анализа - student2.ru и С помощью методов маржинального анализа - student2.ru , значения которых совпадают в искомой точке. Для этого приравниваются правые стороны выражений (14) и (16):

С помощью методов маржинального анализа - student2.ru . (21)

После подстановки заданных значений в формулу (21) получаем результат С помощью методов маржинального анализа - student2.ru = 2042 ед.

7. Для оценки уровня риска бизнеса целесообразно использовать следующее правило: если безубыточный объем производства продукции не превышает 75% планируемого объема производства, то уровень риска бизнеса считается приемлемым, а если безубыточный объем производства превышает 75% планируемого объема производства, то уровень риска бизнеса считается слишком высоким.

В данном примере уже рассчитан безубыточный объем производства для условий задачи С помощью методов маржинального анализа - student2.ru = 782 ед. Далее следует, пользуясь приведенным выше правилом, оценить уровень риска для возможных планируемых объемов производства продукции.

Так, для планируемого объема производства С помощью методов маржинального анализа - student2.ru = 1100 ед. имеем следующее отношение:

С помощью методов маржинального анализа - student2.ru .

Для объема производства, соответствующего максимальной прибыли С помощью методов маржинального анализа - student2.ru = 1566 ед., имеем следующее соотношение:

С помощью методов маржинального анализа - student2.ru .

Таким образом, получены следующие результаты деятельности фирмы, соответствующие прогнозу на планируемый год:

· критическая точка или точка безубыточности бизнеса составляет 782 ед.;

· объем продаж, обеспечивающий наибольшую прибыль, составляет 1566 ед.;

· объем прибыли, соответствующий планируемому объему производства 1100 ед. составляет 380 тыс. руб.;

· максимальный объем прибыли, соответствующий объему продаж 1566 ед., составляет 937 тыс. руб.;

· границы прибыльности бизнеса заключаются в пределах 782 ед. и 2042 ед.;

· уровень риска бизнеса в случае производства продукции в планируемых объемах 1100 ед. составляет 72%;

· уровень риска бизнеса в случае производства продукции в объеме 1566 ед. составляет 50%.

Анализ полученных результатов показывает, что принятое управленческое решение о производстве продукции фирмы в объеме 1100 ед. компьютерных столов не является оптимальным, так как прогнозируемая при этом прибыль составляет лишь 380 тыс. руб., что в 2,5 раза меньше, чем в случае производства 1566 ед. продукции при уровне прибыли 937 тыс. руб. Кроме того, оценка риска бизнеса также обнаружила возможности укрепления безопасности фирмы: в случае принятия решения о производстве 1100 ед. продукции уровень риска (72%) близок к критериальному значению (75%), а в случае принятия решения о производстве продукции в объеме 1566 ед. уровень риска существенно снижается и составляет лишь 50%.

Таким образом, проверка обоснованности управленческого решения об объемах производства компьютерных столов методом маржинального анализа показала его недостаточную проработанность, а также обнаружила существенные резервы повышения эффективности фирмы и укрепления безопасности.

Наши рекомендации