ВВ – ПП – Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества

ВДС (в рыночных ценах)

= ВДС (в основных ценах) + ЧНП + ЧНИ,

где ЧНП – чистые налоги на продукты. Они включают платежи, размер которых прямо зависит от стоимости произведенной продукции (услуг),

ЧНИ – чистые налоги на импортируемые товары и услуги, т.е. налоги за вычетом субсидий (текущих некомпенсируемых выплат из федерального бюджета предприятиям при условии производства ими определенного вида продукции или услуг).

Стоимость чистой продукции исчисляют за вычетом работ по обра­ботке давальческого сырья, готовых комплектующих изделий, а так­же потребления материалов (промежуточного потребления сырья и материалов), а также энергии. Это потребление определяется на ос­нове данных о поступлении товаров и наличии запасов товаров про­изводственного назначения на складах по следующей балансовой схеме:

потребление сырья и материалов =наличие на начало года + поступление материалов и товаров — наличие на конец года

Долей чистой продукции является отношение стоимости чистой продукции к стоимости валового выпуска. Эта доля особенно высока в добывающих отраслях (например, около 70 процентов в горно-добывающей промышленности) и снижается по мере приближения со­ответствующей отрасли к конечному потребителю.

Обобщающим показателем, характеризующим потенциальные возможности предприятия, является его производственная мощность —способ­ность имеющихся у него средств труда (машин, оборудования, аг­регатов, установок, производственных площадей) к максимально возможному выпуску продукции, добыче или переработке сырья в год (сутки, смену). В общем виде производственную мощность можно определить как максимально возможный выпуск продук­ции в соответствующую единицу времени при условии эффек­тивного использования оборудования и площадей.

Производственная мощность определяется по номенклатуре выпускаемой продукции, учитывающей профиль фирмы. В условиях, когда деятельность фирмы должна быть ориенти­рована на удовлетворение спроса на ту или иную продукцию, учет требований потребителей, планируемую мощность надо оп­ределять исходя их портфеля заказов.

Для правильного расчета производственной мощности необ­ходимо располагать информацией об использовании установлен­ного оборудования (все наличное оборудование, числящееся на ба­лансе предприятия, делится на установленное и неустановленное).

21.4. Виды цен в определении объема продукции

При измерении продукции невозможно ограничиться определени­ем лишь количества произведенных изделий. Количество продукции должно быть оценено с помощью цен, и в результате получают стои­мость продукции. Кроме того, для определения действительных ре­зультатов деятельности самой производственной единицы из исчис­ленных таким образом стоимостных показателей выпуска продукции необходимо вычесть промежуточное потребление.

В практике учета и технико-экономических расчетах в статистике предприятий используют следующиевиды цен.

1. Фактически действовавшие в данном периоде цены, которые, в свою очередь, могут бытьдоговорными (свободными), на основе прямого соглашения продавца и потребителя без ка­ких-либо ограничений;лимитируемыми, если продавец и потре­битель вправе устанавливать цены по соглашению (договору), но не выше установленного предела (такая мера применяется госу­дарством по отношению к монополистам, занимающим на рын­ках товара данного вида доминирующее положение);фиксиро­ванными в тех случаях, когда государство или иной уполномочен­ный орган, контролирующий ценообразование, устанавливает жестко фиксированный уровень цены на тот или иной вид про­дукции (товара, услуги).

Поскольку в процессе товародвижения продукция проходит ряд звеньев, каждое из которых является коммерческой структурой, обладающей статусом хозяйственной самостоятельности, необходимо различатьоптовые цены производителя (оптовые цены предприятия);цены оптовой торговли, в которые включают­ся кроме цены производителя транспортные расходы и

наценки в пользу снабженческо-сбытовой организации, осуществляющей оптовую продажу товаров;розничные цены, по которым органи­зации розничной торговли и продавцы на свободном рынке реализуют товары конечному потребителю (населению).

Для выбора адекватного ценового соизмерителя (цены, реально зарегистрированной в экономической операции) при описании результатов экономического оборота необходимо учитывать структуру различных видов цен. Структура различных видов цен приведена на схеме 21.2.

затраты труда (наёмного и предпринимательского) + затраты капитала = факторная стоимость  
факторная стоимость + чистые налоги на производство, не связанные с продуктом = основная цена  
основная цена + чистые налоги на продукты и импорт = цена производителя р ы н. ц е н ы
цена производителя + торгово-транспортная наценка = цена потребителя

Схема 21.2. Структура цен, используемых при определении объема продукции

2. При составлении технико-экономических расчетов, биз­нес-планов и других документов прогнозного характера фирмы вынуждены использовать цены, сложившиеся в момент разработ­ки соответствующих документов, а затем, если это требуется, корректировать результаты расчетов на предполагаемый уровень инфляции и других ценообразующих факторов. Такие цены с полным правом можно называтьценами, принятыми при состав­лении плановых расчетов.

3. Нередко в практике управления деятельностью фирмы воз­никает необходимость оценить динамику объемов производства продукции в целях учета изменений ее физического объема, т.е. с исключением влияния изменения цен в двух сравниваемых пери­одах. В настоящее время такая задача может быть решена только при помощи сопоставимых цен, в которые переоценивают продукцию, произведенную либо в базисном, либо в отчетном периоде.

В связи со значительными изменени­ями уровней цен такие расчеты на основе прямых переоценок на практике производят только за короткие (не более месяца или квартала) периоды времени путем определения средних уровней цен на конкретные виды продукции, действовавших в базисном периоде (такие расчеты можно производить заблаговременно), и оценки в этих ценах тех видов продукции, которые произведены в отчетном периоде. Получаемый в результате расчетовиндекс цен (дефлятор) распространяется затем на всю стоимость фактически произведенной в отчетном периоде продукции, оцененной в дей­ствовавших ценах. За периоды времени больше месяца (квартала) расчет данных динамики фи­зического объема производства определяется цепным методом, т.е. путем перемножения помесячных индексов.

21.5. Показатели продукции

В объем промышленной продукции (работ, услуг) включается стоимость:

— готовых изделий, выработанных как из своего сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчика,

— полуфабрикатов своей выработки,

— стоимость работ и услуг промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия,

— выпущенная промышленными предприятиями научно-техническая продукция.

Объем продукции (работ, услуг) промышленного предприятия определяется по заводскому методу без стоимости внутризаводского оборота.

Внутризаводским оборотом предприятия считается стоимость той части выработанных им готовых изделий и полуфабрикатов, которая используется внутри данного предприятия на

собственные промышленно-производственные нужды.

Объем продукции (работ, услуг) определяется в отпускных ценах предприятий без налога на добавленную стоимость и акциза.

Объем отгруженной продукции (работ, услуг) — продукция, фактически отгруженная в отчетном периоде потребителям (включая продукцию, сданную по акту заказчикам на месте), выполненные работы и услуги, принятые заказчиком.

Система стоимостных показателей продукции включает:

1. Валовой оборот фирмы является суммой соответствующих данных по отдельным подразделениям и включает в свой состав все произведенные готовые изделия и полуфабрикаты. Общая сто­имость потребленных в данном периоде в пределах фирмы по­луфабрикатов и услуг называется внутрипроизводственным (ВПО) обо­ротом.

Валовой оборот (ВО) определяется как сумма следующих элементов:

– стоимости готовых изделий, выработанных в отчетном периоде всеми цехами предприятия (как из своего сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчика);

– стоимости работ по модернизации или реконструкции собственного оборудования и транспортных средств;

– изменения остатков незавершенного производства;

– стоимости произведенных в отчетном периоде полуфабрикатов, инструментов, приспособлений;

– стоимости работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных подразделений своего предприятия:

ВО = ГП + ПФ ± Ионзп,

где ГП — готовая продукция;

ПФ — полуфабрикаты;

Ионзп — изменение остатков незавершенного производства.

2. Валовая продукция представляет собой стоимость продукции всех промышленно-производственных цехов за вычетом ВПО. ВП может рассчитываться двумя способами:

- исходя из ВО, заводским методом: ВП = ВО – ВЗО,

- на основе поэлементного подсчета, когда все входящие в нее элементы суммируются:

ВП = ГП + ПФс ± ПФз ± Ионзп,

где ПФс— полуфабрикаты, отпущенные сторонним потре­би­­те­лям;

ПФз — запасы полуфабрикатов на межцеховых складах;

Ионзп — изменение остатков незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки.

3. Товарная продукция(ТП) охватывает стоимость только той части произведенной в отчетном периоде продукции, которая отпущена или предназначена к отпуску на сторону. ТП исчисляется в текущих оптовых ценах пред­приятия, при этом в нее включается только стоимость выработки изделия без стоимости материалов заказчика. Товарная продукция равна валовой за вычетом:

— изменения остатков полуфабрикатов собственного изготовления и продукции вспомогательных производств,

— изменения остатков незавершенного производства;

— стоимости сырья и материалов заказчика, не оплаченных производителем готовой продукции:

ТП = ГП + ПФ + РПх-ра + ПВц + Спсмз,

где РПх-ра — работы промышленного характера, выполнен­ные на сторону, включая ремонт и использование транспорт­ных средств;

ПВц — стоимость продукции вспомогательных цехов, отпущен­ной на сторону или своему капитальному строитель­ству;

Спсмз — стоимость переработки сырья и материала заказчи­ка.

4. Реализованной продукцией (РП) является продукция, оплаченная покупателем в отчетном периоде, независимо от времени ее производства. РП равна товарной продукции за вычетом:

— изменения остатков неотгруженной товарной продукции,

— изменения остатков отгруженной, но не оплаченной поку­пателем продукции:

РП = ТП + Огпнг – Огпкг,

где Oгпнг — остатки готовой продукции на начало года;

Огпкг — остатки готовой продукции на конец года.

5. Чистая продукция представляет собой вновь созданную стоимость в текущем периоде. Ее определяют как разность между валовой продукцией и стоимостью материальных производственных затрат (сырья, материалов, топлива, энергии, услуг производственного характера, износа основных производственных фондов).

6. Индекс физического объема промышленной продукции (работ, услуг) — относительный показатель, характеризующий изменение массы произведенной продукции (работ, услуг) в сравниваемых периодах.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные задачи статистики производства?

2. Какой показатель лучше характеризует производство: количест­во произведенной продукции или количество отработанных часов?

3. В чем измеряется произведенная продукция?

4. В каком случае следует использовать стоимостные пока­затели продукции?

5. Какие группы по степени готовности выделяют в промышленной продукции?

6. Какие группы промышленной продукции выделяют по ее эко­номическому назначению?

7. Для чего изучают соотношение в продукции по назначению?

8. Какими показателями характеризуется производство продукции?

9. Что характеризует потенциальные возможности предприятия? В каких условиях оценивается этот показатель?

10. Какие виды цен используют в статистике предприятий?

11. Для чего используют индекс-дефлятор?

12. Из чего складывается объем промышленной продукции?

13. Что включается в систему стоимостных показателей продукции?

14. Из чего состоит валовой оборот фирмы?

15. В чем состоят отличия валовой, товарной и реализованной продукции?

16. В чем состоят отличия чистой и валовой продукции?

17. Какой показатель позволяет оценивать динамику произведенной продукции?

Наши рекомендации