Тема 2.4. Американский институционализм
I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучить рекомендуемую литературу по указанной теме.
2. Дать определение следующим категориям (понятиям): институты, «праздный класс», «абсентеистская собственность», «эффект Веблена», трансакция, «революция менеджеров», техноструктура, конвергенция.
3. Дайте общую характеристику ранних институционалистов.
4. Как институционалисты 1940 – 60-х гг. оценивают роль крупных корпораций в экономике?
5. Сделать краткий конспект очерка, посвященного Т. Веблену из книги Р. Хайлбронера (см. список литературы).
II. Рекомендации по выполнению заданий
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).
Изучение темы целесообразно начать с уяснения предпосылок возникновения институционального направления. Следует выделять теоретические (интеллектуальные) и историко-экономические предпосылки. При рассмотрении понятия «институты» необходимо учитывать два аспекта, которые он в себя включает. Во-первых, это обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе. Во-вторых, это закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.
Далее проанализируйте методологические особенности институционализма в сравнении с маржинализмом. Затем перейдите к обобщающей характеристике раннего институционализма, познакомьтесь с основными концепциями его представителей – Торстейна Веблена, Джона Ричарда Коммонса, Уэсли Клэра Митчелла.
Затем исследуйте как развивалось институциональное направление в 1930-60 –е гг. Обратите внимание, что прямым развитием идей Веблена об «абсентеистской собственности» стала книга юриста из Колумбийского университета в Вашингтоне Адольфа Берли и экономиста из Гарвардского университета Гардинера Минза «Современная корпорация и частная собственность». Уясните, что вкладывают авторы книги в понятие корпоративная революция, как ее оценивают, какую статистику приводят. Заключительным блоком данной темы должно стать подробное знакомство с идеями «лучшего писателя среди экономистов и лучшего экономиста среди писателей» Джона Кеннета Гэлбрейта.
III. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. История экономических учений: учебник / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. М., 2009. Глава 18.
Дополнительная литература
1. Бартенев С. А. История экономических учений. М.,2007.
2. Веблен Т. Почему экономическая наука не является эволюционной дисциплиной // Истоки. М., 2006.
3. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
4. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М., 2008.
5. История экономических учений/ Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Мокашевой. М., 2009. Глава 19.
6. Королькова Е.И. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта: предпосылки, логика, результаты// Вопросы экономики. 1992. №11.
7. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений. М.,2007.
8. Холопов А.В. История экономических учений. М., 2010.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Чем ранний институционализм отличается от неоклассической теории?
2. Какие инстинкты описывает в своих работах Т. Веблен?
3. Что такое «техноструктура» и каковы причины ее появления согласно Дж. К. Гэлбрейту?
Тема 2.5. Дж. М. Кейнс: новая теория для изменившегося мира
I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.
2. Дать определение следующим категориям (понятиям): депрессивная экономика, «основной психологический закон», эффективный спрос, побуждение к инвестированию, предпочтение ликвидности.
3. Значение идей Кейнса для современной экономической науки.
4. Подумайте, в чем состоит преемственность и новаторство в экономической теории Дж. Кейнса.
5. Подберите 5 высказываний известных экономистов, политических деятелей о Кейнсе. Проанализируйте их.
6. Прочтите и составьте тезисы статьи Кейнса «Экономические возможности для наших внуков» (см. список литературы).
II. План семинарского занятия
(форма обучения: очная)
1. Кейнс и его время. Нравственно-философская позиция и экономические идеи.
2. «Общая теория занятости, процента и денег»: логика, основные понятия, значение.
3. Кейнсианская модель экономической политики государства.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).
Данное семинарское занятие посвящено личности и экономической концепции Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Американский экономист Р. Харрод отмечал: «Кейнс по-вдимому должен занять постоянное место в истории экономической мысли в качестве первого лица, которое разработало полностью обоснованную теорию того, что мы именуем сейчас макроэкономикой». Действительно именно «кейнсианская революция» структурировала предмет экономической науки на макро- и микроэкономику. Изучение макроэкономики Вам предстоит в 3 семестре, поэтому целью данного семинарского занятия является знакомство с личностью Дж.М. Кейнса и основными положениями его теории.
Первый вопрос семинарского занятия предполагает обсуждение доклада о жизненном и научном пути «архитектора макроэкономики». При подготовке доклада используйте работу Р. Хайлбронера, статью Н. Макашевой. Также по тематике первого вопроса предполагается проведение викторины.
Второй вопрос семинарского занятия посвящен обсуждению основных положений «Общей теории занятости, процента и денег». Следует исходить из того, что основу всей кейнсианской теории составляет концепция «эффективного спроса» (именно ей необходимо уделить особое внимание!). Изучите какие три способа восполнения недостатка эффективного спроса предложил Дж.М. Кейнс. Также проработайте торию занятости, «основной психологический закон».
Третий вопрос занятия является обобщающим. Главным пунктом проблемы эффективного спроса Дж. М. Кейнс считал превращение сбережений в инвестиции. Он предложил целый ряд государственных мер, которые могли бы решить эту задачу. Необходимо ознакомиться с возможными механизмами постоянного вмешательства государства в экономику, обоснованием необходимости данного вмешательства.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. История экономических учений: учебник / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. М., 2009. Глава 12.
Дополнительная литература
1. Бартенев С. А. История экономических учений. М.,2007.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
3. История экономических учений/ Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Мокашевой. М., 2009. Глава 29.
4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 2007.
5. Кейнс Дж. М. Экономические возможности для наших внуков // Вопросы экономики. -2009.-№6.
6. Макашева Н. Этика добра и общая экономическая теория (интеллектуальный вызов Дж. М. Кейнса) // Общественные науки и современность. - 1993.-№2.
7. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений. М.,2007.
8. Худокормов А.Г. История экономических учений (современный этап). М., 2009.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как Вы понимаете «кейнсианскую революцию» в экономической теории?
2. Назовите основные направления критики Дж. М. Кейнса неоклассической теории саморегулируемого рыночного хозяйства.
3. В чем сущность кейнсианской теории «эффективного спроса»?
Тема 2.6. Неолиберализм
I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.
2. Дать определение следующим терминам (понятиям): неолиберализм, «спонтанный порядок», «интервенционизм, общество «Мон Пелерин», ордолиберализм, монетаризм, монетарное правило, стагфляция, кривая Лаффера .
3. Составить сравнительную таблицу основных постулатов концепций монетаристской и кейнсианской школ. Линии сравнения: а) роль государства; б) главная проблема; в) денежная масса; г) занятость; д) отношение к бюджетному дефициту.
4. Неоавстрийская школа и немецкий ордолиберализм.
5. Подготовьте научное сообщение на тему «Дж. Стиглер как представитель чикагской школы неолиберализма».
6. По мнению известного российского ученого В.М. Полтеровича идеи Ф.Хайка, М. Фридмена составляли методологию Вашингтонского консенсуса. Подтвердите или опровергните данный тезис.
II. План семинарского занятия
(форма обучения: очная)
1. Монетаризм: теоретические основы, выводы, рекомендации.
2. Экономическая теория предложения.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).
Изучение темы следует начать с рассмотрения понятий «либерализм», «неолиберализм», «консерватизм», «ультралиберализм». Следует учитывать, что деление экономистов и политиков на либералов и консерваторов в известной степени условно. Идеи и подходы либералов и консерваторов переплетаются, критерии оказываются «размытыми», недостаточно четкими.
В современных условиях под названием «неолибералы» выступают несколько школ: чикагская, неоавстрийская, немецкая. Следует последовательно познакомиться с особенностями, спецификой каждой из школ, с экономическими концепциями основных представителей.
Неоавстрийская школа. Ознакомьтесь с экономическими взглядами Людвига фон Мизеса (анализ проблем инфляции, каталлактика, рыночная и нерыночная системы хозяйствования). Подумайте, почему Л. Мизес называет социализм «системой запланированного хаоса». Учеником и последователем Мизеса был Фридрих фон Хайек, который является одним из самых оригинальных экономистов XX в. Проанализируйте теорию спонтанного порядка, концепцию рассеянного знания, теорию «частных денег». Выделите функции, которые согласно Ф. Хайеку, выполняет свободный рынок.
Немецкая школа. Отцом немецкого неолибарализма является Вальтер Ойкен, профессор Фрайбургского университета (поэтому теорию немецкого неолиберализма зачастую называют фрайбургской). Изучите взгляды В. Ойкена: теорию экономических порядков, учение о строе конкуренции (ордолиберализм). Следует учитывать, что помимо ордолиберализма второй базовой теоретической концепцией немецкого неолиберализма является учение о социальном рыночном хозяйстве. Уясните, что такое «социальное рыночное хозяйство», кто автор данного термина. В заключение познакомьтесь с основными элементами экономической политики государства по А. Мюллер-Армаку.
Чикагская школа. Основателем чикагской школы неолиберализма является уже известный нам Фрэнк Найт. В качестве последователей Найта выступают М. Фридмен и Дж. Стиглер. Анализируя экономическую концепцию Джорджа Стиглера, познакомьтесь с теорией «захвата», с исследованиями информационных проблем в экономике.
Семинарское занятие посвящено изучению американского неолиберализма: монетаризма и экономики предложения. Центральной темой является монетаризм. Изучите этимологию данного слова, дайте общую характеристику концепции. Далее проследите эволюцию монетаризма. Следует иметь в виду, что монетарные представления уходят корнями в количественную теорию денег, опираются на исследования И. Фишера, А. Пигу.
Особого внимания заслуживают работы признанного главы монетаризма американского экономиста Милтона Фридмена. Характеризуя методологическую позицию и концепцию М. Фридмена, выясните: 1) что такое перманентный доход в теории М. Фридмена, в чем состоит теория номинального дохода; 2) что такое спрос на деньги, какие факторы его определяют; 3) каким образом регулируется предложение денег; 4) в чем смысл денежного правила М. Фридмена. Заслуживает внимания полемика между монетаристами и кейнсианцами по вопросу о взаимосвязи инфляции и безработицы. В этой связи объясните, почему согласно монетаристской теории кривая Филиппса в долгосрочном периоде превращается в вертикальную прямую. Далее охарактеризуйте монетаристскую экономическую политику.
При подготовке второго вопроса следует учитывать, что экономическую теорию предложения нельзя назвать школой в строгом смысле этого слова, поскольку она не имеет лидера, единой методологической позиции и во многом сливается с монетаризмом. Для начала уясните предпосылки возникновения экономической теории предложения. Далее рассмотрите в чем, согласно «теории предложения», заключается негативное влияние государственной политики на уровень безработицы, на уровень деловой активности. Выясните, что такое эффект Лаффера, дайте его графическую интерпретацию.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. История экономических учений: учебник / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. М., 2009. Глава 16, 17.
Дополнительная литература
1. Бартенев С. А. История экономических учений. М.,2007.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
3. Блауг М. 100 великих экономистов после Кейнса. М., 2008.
4. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений. М.,2007.
5. Фридмен М. Основы монетаризма. М.,2002.
6. Худокормов А.Г. История экономических учений (современный этап). М., 2009.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Поясните смысл концепции «спонтанного порядка» Ф. Хайека.
2. На чем строится критика социалистических теорий неоавстрийской школы?
3. Каковы отличительные черты социального рыночного хозяйства?
4. Какие меры государственного регулирования экономики предлагаются монетаристами?
5. Какова логическая схема экономической теории предложения?
Тема 2.7. «Экономический империализм» и неоинституционализм. Поиски новых оснований экономической науки
I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.
2. Дать определение следующим категориям (понятиям): экономический империализм, человеческий капитал, трансакционные издержки, теорема Коуза, ограниченная рациональность, рутины.
3. Изучить основные положения неоинституциональной экономической теории.
4. Охарактеризуйте соотношение основного (мэйнстрим) и альтернативных течений в современной экономике.
5. Написать эссе на одну из тем (см. с. 51).
II. План семинарского занятия
(форма обучения: очная)
1. «Экономический империализм».
2. Поведенческая экономика.
3. Эволюционная экономика.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).
Изучение темы целесообразно начать с определения понятия «mainstream» (основное течение), обратив внимание на то, что ядром мэйнстрима является неоклассический подход. Следует проанализировать причины господства неоклассического подхода, обратив внимание на его универсализм. Далее уясните, какие школы включает в себя мэйнстрим, дайте их краткую характеристику.
Большое внимание уделите рассмотрению альтернативных направлений, учитывая, что правее мэйнстрима находится неоавстрийская школа, левее – посткейнсианство, институционализм в традициях Гэлбрейта, поведенческая, эволюционная экономика, радикальная (марксистская) экономическая теория. Далее охарактеризуйте неоинституционализм, подробнее останавливаясь на следующих проблемах: теория трансакционных издержек, «теорема Коуза», теории прав собственности.
Первый вопрос семинарского занятия посвящен «экономическому империализму». Следует учитывать, что «экономический империализм» - это распространение методологического индивидуализма неоклассической экономической теории – максимизирующего подхода «альтернативные издержки-выгоды» - на предметные области, смежные с экономической наукой с опорой на категорию человеческий капитал. Изучите теорию человеческого капитала Т. Шульца, Г. Беккера, бегло ознакомьтесь с экономической теорией дискриминации, экономическом анализе семьи. Второй и третий вопросы семинарского занятия посвящены изучению эволюционной и поведенческой экономики. Изучите концепцию ограниченной рациональности Герберта Саймона, поведенческую теорию потребления, эволюционную теорию Р. Нельсона, С. Уинтера.
Прочитайте и составьте тезисы статьи А.Г. Худокормова «Современная экономическая теория Запада» (обзор основных тенденций) / Вопросы экономики. 2008. №6. Занятие проходит в форме «Круглого стола».
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. История экономических учений: учебник / Под ред.
А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. М., 2009. Глава 15.
Дополнительная литература
1. Бартенев С. А. История экономических учений. М.,2007.
2. Васильев В.С. У времени в плену. Российские реалии и теория Г. Беккера // США-ЭПИ. – 1996.- № 4.
3. История экономических учений/ Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Мокашевой. М., 2009. Глава 36, 37, 38, 40, 42.
4. Худокормов А.Г. История экономических учений (современный этап). М., 2009.
5. Худокормов А.Г. Современная экономическая теория Запада (обзор основных тенденций) / Вопросы экономики. 2008. № 6.
6. Черковец В. Категория «человеческий капитал» в общей экономической теории: исторический взгляд и содержательное определение // Российский экономический журнал.-2009.№7-8.
7. Эволюционная экономика // Истоки. Из опыта изучения экономики как структуры и как процесса. М., 2006.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие причины вызывают необходимость обновления методологических основ экономической науки?
2. Какие требования выдвигает практика перед ценностными основами и методами экономической теории?
3. Кто стоял у истоков теории человеческого капитала?