Приложение к главе 11. Внутрифирменное ценообразование

в интегрированной фирме............................................................................................... 470

Внутрифирменное ценообразование при отсутствии внешнего рынка....................... 471

Внутрифирменное ценообразование в случае конкурентного внешнего рынка......... 475

Внутрифирменное ценообразование в случае неконкурентного

внешнего рынка................................................................................................................... 477

Численный пример.............................................................................................................. 479

Глава 12. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И

ОЛИГОПОЛИЯ................................................................................................................... 483

12.1. Монополистическая конкуренция............................................................................ 484

Составляющие монополистической конкуренции.......................................................... 485

Равновесие в долгосрочном и краткосрочном периодах................................................ 486

Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность............................ 487

12.2. Олигополия 491

Равновесие на олигополистическом рынке..................................................................... 492

Модель Курно...................................................................................................................... 493

Пример. Линейная кривая спроса..................................................................................... 496

12.3. Преимущество первого хода—модель Штакелберга 499

12.4. Ценовая конкуренция 501

Ценовая конкуренция в случае однородных товаров— модель Бертрана.................... 501

Ценовая конкуренция в случае дифференцированных товаров.................................... 503

12.5. Конкуренция против сговора: дилемма заключенных 507

12.6. Применение дилеммы заключенных к процессу

олигополистического ценообразования 511

Жесткость цен 512

Ценовые сигналы и ценовое лидерство 514

Модель доминирующей фирмы 517

12.7. Картели 519

Анализ ценообразования в картеле 520

Глава 13. ТЕОРИЯ ИГР И СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ.......................................... 529

13.1. Играй стратегические решения 530

Некооперативные игры в сравнении с кооперативными............................................... 530

13.2. Доминирующие стратегии 532

13.3. Равновесие Нэша 534

Максиминные стратегии.................................................................................................... 537

* Смешанные стратегии..................................................................................................... 538

13.4. Повторяющиеся игры 540

13.5. Последовательные игры 546

Развернутая форма игры..................................................................................................... 547

Преимущество первого хода.............................................................................................. 548

13.6. Угрозы, обязательства и доверие.............................................................................. 549

Пустые угрозы..................................................................................................................... 550

Обязательства и доверие..................................................................................................... 551

13.7. Защита от входа в отрасль......................................................................................... 555

Стратегическая торговая политика и международная конкуренция............................. 558

13.8. Стратегия торга.......................................................................................................... 563

Глава 14. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА....................................................... 569

14.1. Конкурентные рынки факторов производства....................................................... 570

Спрос на фактор производства при одном переменном факторе.................................. 570

Спрос на фактор производства при нескольких переменных факторах....................... 575

Кривая рыночного спроса.................................................................................................. 576

Предложение факторов производства, с которым имеет дело фирма........................... 580

Рыночное предложение факторов производства............................................................. 582

14.2. Равновесие на конкурентном рынке факторов производства 586

Экономическая рента.......................................................................................................... 588

14.3. Рынки факторов производства с монопсонической властью 592

Предельные и средние расходы 592

Решение о приобретении фирмой факторов производства............................................ 593

14.4. Монопольная власть на рынках факторов производства 596

Монополия на установление ставки заработной платы 596

Двухсекторная модель найма 598

Двусторонняя монополия на рынке труда........................................................................ 599

Глава 15. ИНВЕСТИЦИИ, ВРЕМЯ И РЫНКИ КАПИТАЛА....................................... 605

15.1. Запасы и потоки 606

15.2. Приведенная стоимость 607

Оценка потоков платежей.................................................................................................. 609

15.3. Стоимость облигации................................................................................................ 611

Бессрочные облигации....................................................................................................... 613

Действующая ставка по облигации................................................................................... 613

15.4. Чистая приведенная стоимость как критерий в принятии

инвестиционных решений 616

Завод электродвигателей.................................................................................................... 618

Реальные и номинальные дисконтные ставки................................................................. 619

Отрицательные будущие денежные потоки..................................................................... 620

15.5. Поправки на риск 621

Диверсифицируемый и недиверсифицируемый риск 622

Модель формирования цен на активы 623

15.6. Инвестиционные решения, принимаемые потребителями 627

* 15.7. Многопериодные производственные

решения — истощающиеся ресурсы 629

Производственное решение производителя ресурсов 629

Поведение рыночной цены 630

Издержки использования 632

Производство ресурса монополистом............................................................................... 632

15.8. Как определяются процентные ставки 634

Виды процентных ставок................................................................................................... 636

ЧАСТЬ IV.

Информация, несостоятельность рынка и роль правительства 641

Глава 16. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ 642

16.1. Анализ общего равновесия 643

Два взаимозависимых рынка — движение к общему равновесию............................... 643

Достижение общего равновесия........................................................................................ 645

16.2. Эффективность обмена 648

Выгоды торговли................................................................................................................ 648

«Ящик Эджворта»............................................................................................................... 649

Эффективное распределение............................................................................................. 651

Кривая контрактов.............................................................................................................. 652

Равновесие потребителей на конкурентном рынке........................................................ 654

16.3. Справедливость и эффективность 656

Граница возможных полезностей...................................................................................... 657

Справедливость и совершенная конкуренция................................................................. 659

16.4. Эффективность в производстве................................................................................ 660

Производство в «ящике Эджворта».................................................................................. 661

Эффективность факторов производства........................................................................... 661

Производственное равновесие на конкурентном рынке факторов............................... 663

Граница производственных возможностей...................................................................... 664

Эффективность производства............................................................................................ 666

Эффективность на рынках товаров................................................................................... 667

16.5. Выгоды свободной торговли 669

Сравнительное преимущество........................................................................................... 669

Расширенная граница производственных возможностей.............................................. 671

16.6. Обзор эффективности конкурентных рынков 675

16.7. Причины несостоятельности рынка......................................................................... 676

Рыночная власть.................................................................................................................. 676

Неполная информация........................................................................................................ 677

Экстерналии......................................................................................................................... 677

Общественные блага........................................................................................................... 678

Глава 17. РЫНКИ С АСИММЕТРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ.................................... 681

17.1. Неопределенность качества и рынок "лимонов".................................................... 682

Рынок подержанных автомобилей.................................................................................... 683

Значение асимметричной информации............................................................................ 685

Страхование......................................................................................................................... 685

Рынок кредита..................................................................................................................... 686

Важность репутации и стандартизации............................................................................ 687

17.2. Рыночные сигналы..................................................................................................... 689

Простая модель сигналов на рынке труда........................................................................ 690

Гарантии и обязательства................................................................................................... 693

17.3. Моральный риск......................................................................................................... 694

17.4. Проблема "заказчик—исполнитель"........................................................................ 697

Проблема "заказчик—исполнитель" на частных предприятиях.................................... 698

Проблема "заказчик—исполнитель" в государственных организациях....................... 699

Стимулирование в рамках "заказчик—исполнитель"..................................................... 701

* 17.5. Стимулирование управляющих в интегрированной фирме.............................. 703

Асимметричная информация и создание системы стимулирования

в интегрированной фирме.................................................................................................. 703

Область применения........................................................................................................... 706

17.6. Асимметричная информация на рынке труда: теория эффективной

заработной платы................................................................................................................ 707

Глава 18. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА............................... 713

18.1. Внешние эффекты...................................................................................................... 714

Отрицательные внешние эффекты и неэффективность.................................................. 714

Положительные внешние эффекты и неэффективность................................................. 717

18.2. Способы устранения несостоятельности рынка..................................................... 718

Нормативы выбросов.......................................................................................................... 720

Налог на выбросы............................................................................................................... 720

Нормативы или налоги?..................................................................................................... 722

Передаваемые лицензии на выбросы................................................................................ 725

Переработка отходов........................................................................................................... 729

18.3. Внешние эффекты и права собственности.............................................................. 733

Права собственности.......................................................................................................... 733

Торг и экономическая эффективность.............................................................................. 734

Торг при издержках — роль стратегического поведения............................................... 735

Решение в судебном порядке — иск за ущерб................................................................. 736

18.4. Ресурсы, находящиеся в общественной собственности......................................... 738

18.5. Общественные товары............................................................................................... 741

Эффективность и общественные товары.......................................................................... 743

Общественные товары и несостоятельность рынка........................................................ 745

18.6. Индивидуальные предпочтения на общественный товар..................................... 747

ПРИЛОЖЕНИЕ. ОСНОВЫ РЕГРЕССИИ...................................................................... 753

Пример.................................................................................................................................. 754

Оценка.................................................................................................................................. 754

Статистические тесты......................................................................................................... 756

Критерий согласия.............................................................................................................. 758

Экономический прогноз..................................................................................................... 759

ГЛОССАРИЙ...................................................................................................................... 763

ОТВЕТЫ К ОТДЕЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ............................................................... 773

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ........................................................................................... 786

СПИСОК ПРИМЕРОВ

1.1. Безработица и участие женщин в трудовой деятельности........................................ 26

1.2.Цена яиц и стоимость обучения в колледже................................................................ 34

2.1.Цена яиц и плата за обучение в колледже.................................................................... 44

2.2.Поведение цен на минеральные ресурсы в долгосрочном периоде.......................... 46

2.3. Рынок пшеницы............................................................................................................. 48

2.4. Спрос на бензин и автомобили..................................................................................... 58

2.5. Погода в Бразилии и цена на кофе в Нью-Йорке....................................................... 61

2.6. Уменьшение спроса и цен на медь............................................................................... 67

2.7. Мировой рынок нефти................................................................................................... 68

2.8. Контроль над ценами и дефицит природного газа..................................................... 73

3.1. Проектирование новых автомобилей.......................................................................... 89

3.2. Проектирование новых автомобилей.......................................................................... 99

3.3. Принятие решений местными органами власти....................................................... 101

3.4.Капитал (траст-фонд) для оплаты обучения в колледже........................................... 104

3.5. Выявленные предпочтения в сфере рекреации........................................................ 108

3.6. Нормирование бензина................................................................................................ 113

4.1.Потребительские расходы в Соединенных Штатах.................................................. 126

4.2. Влияние налога на бензин........................................................................................... 132

4.3. Совокупный спрос на пшеницу................................................................................. 137

4.4.Спрос на жилье.............................................................................................................. 139

4.5. Стоимость чистого воздуха......................................................................................... 143

4.6. Групповые экстерналии и спрос на компьютеры и факсимильные аппараты...... 149

5.1. Управляющие предприятиями и выбор в условиях риска...................................... 179

5.2. Предотвращение преступлений.................................................................................. 180

5.3. Стоимость титульной страховки при покупке дома................................................ 184

5.4. Ценность информации в молочной промышленности............................................ 186

6.1 Мальтус и продовольственный кризис....................................................................... 211

6.2 Вырастет ли уровень жизни в США........................................................................... 213

6.3.Производственная функция выращивания пшеницы............................................... 220

6.4.Отдача от масштаба в сфере путей сообщения.......................................................... 225

7.1.Выбор места для нового здания юридической школы.............................................. 232

7.2.Альтернативные издержки ожидания в очереди за бензином................................. 233

7.3.Влияние штрафов за сброс загрязнений на выбор факторов производства........... 245

7.4.Экономия от совмещения производств в индустрии перевозок.............................. 258

7.5.Кривая обучения в химической промышленности................................................... 263

7.6.Функции затрат на производство электроэнергии.................................................... 267

7.7.Функция издержек в индустрии сбережений и займов............................................ 269

8.1.Некоторые соображения об оценке издержек для менеджеров............................... 290

8.2.Производство нефтепродуктов в краткосрочном периоде....................................... 294

8.3.Мировое предложение меди в краткосрочном периоде........................................... 298

8.4.Предложение жилья в долгосрочном периоде........................................................... 318

9.1.Контроль над ценами и нехватка природного газа................................................... 331

9.2.Рынок человеческой почки.......................................................................................... 335

9.3.Регулирование авиаперевозок..................................................................................... 340

9.4.Система поддержки цен на пшеницу.......................................................................... 348

9.5.Квота на сахар................................................................................................................ 355

9.6.Налог на бензин............................................................................................................. 363

10.1.Ценообразование с надбавкой: от универсамов до фирменных джинсов............ 392

10.2.Ценообразование на видеокассеты с предварительной записью........................... 394

10.3.Монопсоническая власть в обрабатывающей промышленности США................ 413

10.4.Телефонный звонок по поводу цен........................................................................... 417

11.1.Экономический анализ талонов и скидок................................................................ 436

11.2.Как устанавливаются тарифы на авиаперевозки..................................................... 438

11.3.Как установить цену на бестселлер........................................................................... 443

11.4.Фотоаппараты «Полароид»........................................................................................ 448

11.5.Полный обед в сравнении с а-ля-карт: проблема ценообразования на услуги ресторана 458

11.6.Реклама: от универсамов до фирменных джинсов.................................................. 464

12.1.Монополистическая конкуренция на рынках напитков "Кола" и кофе................ 489

12.2.Проблема ценообразования для компании "Проктер энд Гэмбл........................... 504

12.3.Компания "Проктер энд Гэмбл" в дилемме заключенных...................................... 510

12.4. Ценовое лидерство и жесткость цен коммерческих банков.................................. 515

12.5. Картелизация спортивных состязаний между колледжами.................................. 523

13.1.Приобретение компании............................................................................................ 532

13.2. Олигополистическая кооперация в индустрии водомеров................................... 544

13.3. Конкуренция и сговор в индустрии авиалиний..................................................... 545

13.4.Стратегия опережающих инвестиций «Уол-Март сторс»...................................... 553

13.5."Дюпон" предотвращает вход в отрасль диоксида титана...................................... 560

13.6.Войны подгузников.................................................................................................... 561

14.1.Спрос на авиационное топливо................................................................................. 578

14.2.Предложение труда для семей с одним или двумя работающими......................... 585

14.3.Заработная плата в вооруженных силах................................................................... 590

14.4. Монопсоническая власть на рынке бейсбольных игроков.................................... 595

14.5.Спад профсоюзного движения в частном секторе.................................................. 601

15.1. Стоимость неполученных доходов.......................................................................... 610

15.2.Доходность корпоративных облигаций................................................................... 614

15.3.Инвестиции в отрасль, производящую одноразовые подгузники......................... 625

15.4.Выбор кондиционера.................................................................................................. 628

15.5.Насколько истощаемы истощаемые ресурсы........................................................... 633

16.1.Взаимосвязь международных рынков....................................................................... 646

16.2. Последствия введения квот на импорт автомобилей............................................. 672

16.3 Вред и польза протекционизма.................................................................................. 673

17.1.Проблема "лимонов" в высшей бейсбольной лиге.................................................. 687

17.2.Снижение морального риска—гарантии здоровья животных............................... 695

17.3.Кризис в сфере сбережений и займов....................................................................... 696

17.4.Менеджеры некоммерческих больниц как исполнители....................................... 700

17.5.Эффективная заработная платав автомобильной компании "форд"...................... 709

18.1.Издержки и выгоды от уменьшения выбросов двуокиси серы............................. 726

18.2.Торговля выбросами и чистый воздух...................................................................... 728

18.3.Муниципальное регулирование твердых отходов.................................................. 732

18.4.Теорема Коуза в действии.......................................................................................... 737

18.5.Ловля речных раков в Луизиане................................................................................ 739

18.6.Спрос на чистый воздух............................................................................................. 745

П.1.Спрос на уголь.............................................................................................................. 760

Наши рекомендации