Первичный учет затрат выхода продукции и его совершенствование
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЗАТРАТ ВЫХОДА ПРОДУКЦИИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Первичный учет затрат выхода продукции и его совершенствование
Система документации является обязательной в нашей стране. Это требование заключено в действующем законодательстве: основанием для любой записи в системе бухгалтерских счетов является надлежаще оформленные первичные документы. Они имеют информационное и правовое (доказательное) значение.
В настоящее время проделана большая работа по созданию и рационализации форм первичных документов, их унификации и стандартизации. В частности установлена система стандартов, в которых определены назначение и виды документов, предъявляемые требования к ним. Изданы альбомы форм первичных документов с рекомендациями по их применению. Организация первичного учета возложена на хозяйствующие субъекты. Они могут использовать унифицированные и специализированные формы первичных документов, а также разрабатывать их самостоятельно.
Унифицированными принято считать первичные документы, предназначенные для оформления хозяйственных операций в организациях независимо от форм собственности, отрасли народного хозяйства и организационно-правовых форм деятельности. Благодаря их применению достигается полное единообразие в оформлении однородных операций.
Специализированные формы соответствуют отдельным видам хозяйственной деятельности, при этом учитываются специфические параметры хозяйственных операций.
Сельскохозяйственное производство многоотраслевое. При этом ведущими отраслями являются растениеводство и животноводство. Для переработки продукции, полученной от этих отраслей, в сельскохозяйственных организациях могут создаваться промышленные производства.
Забой скота в ОАО «Слободка-агро» является одним из видов промышленных производств.
Рассмотрим порядок первичного учета затрат и выхода продукции забоя скота.
Скот, выращенный в своем хозяйстве, отправляется на скотобойную площадку по Акту на выбытие животных и птицы ф. №302-АПК (приложение 5). Акт составляется в 1 экземпляре в день совершения операции и подписывается ветеринарным врачом, зоотехником, заведующим фермой и лицом, за которым было закреплено выбывшее животное. Также в актах указывают характеристику выбывшего животного и причины выбытия.
В исследуемом хозяйстве забой скота производится непосредственно на фермах на специально выделенных площадках.
Продукты от забоя и прирезки животных приходуют на склад по Требованию-накладной ф. № 203-АПК (приложение 6), которую вместе с распиской кладовщика и ветврача принявшего продукты, прилагают к акту на выбытие животных и птицы. Особенностью составления этого документа при регистрации данной хозяйственной операции является то, что заполняется количество полученной продукции в графе «Отпущено». Акт утверждается руководителем организации.
Ежемесячно данные о забитых животных за месяц накапливаются в Отчете о движении скота и птицы на ферме ф. № МЖ-7 (приложение 7), и вместе с актами на выбытие животных и птицы и требованиями-накладными заведующий фермой представляет в бухгалтерию организации.
Требование-накладная используется также при разовом отпуске ценностей. Она выписывается бухгалтером организации в двух экземплярах. При выписке требования-накладной в графе «Затребовано» бухгалтер указывает затребованное получателем количество материальных ценностей, в графе «Цена» должна быть указана их учётная цена. Этот реквизит в ОАО «Слободка-агро» не заполняется. Первый экземпляр предназначен материально-ответственному лицу, отпускающему материальные ценности, второй – получателю ценностей.
Требование-накладная является документом, разрешающим отпуск материальных ценностей. Оба экземпляра вручаются получателю, который, после подписания руководителем организации и главным бухгалтером или лицами, уполномоченными на то руководителем организации, предъявляет её материально-ответственному лицу для получения материальных ценностей.
В графе «Отпущено» Требования-накладной материально ответственное лицо указывает фактически отпущенное количество материальных ценностей. В графе «Сумма» отражается стоимость отпущенных материальных ценностей.
При получении ценностей в экземпляре получателя расписывается материально-ответственное лицо, в экземпляре материально-ответственного лица – получатель ценностей.
Бухгалтерия организации осуществляет контроль за полнотой оприходования мяса и других продуктов забоя скота. Фактический выход мяса, а также субпродуктов сопоставляют с утвержденными коэффициентами выхода продукции с учетом упитанности.
Начисление заработной платы работникам занятым забоем и прирезкой скота в ОАО «Слободка-агро» не ведется в отдельной ведомости, так как забоем скота занимаются работники, ухаживающие за животными – скотники в присутствии ветврача и зоотехника. Этот факт затрудняет получение информации о заработной плате, начисленной за забой скота. Поэтому и в производственном отчете эти данные не указывают.
Для совершенствования первичного учет мы предлагаем вести учет заработной платы работников занятых прирезкой скота в наряде на сдельную работу. На лицевой стороне этого документа записывают виды выполняемых работ, объем или продолжительность рабочего периода в часах и сумму заработной платы, причитающуюся к выплате по наряду, которую утверждает руководитель организации. На оборотной стороне данного документа отражают количество времени, отработанного каждым исполнителем работы, а также сумму заработной платы и других доплат, начисленных им.
Для более эффективного учета затрат по забою скота в ОАО «Слободка-агро» необходимо выделить специальную скотобойную площадку. Это позволит обособлено учитывать затраты на их содержание и включать их в себестоимость продукции, полученной от забоя.
Также в ОАО «Слободка-агро» к промышленным производствам относится мельница. Мельница предназначена для переработки зерна на муку фуражную, которую в хозяйстве используют на корм скоту.
Мука фуражная представляет собой однородную смесь измельченной в необходимой степени зерносмеси. Основным сырьем для производства муки фуражной является зерновое сырье (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень).
Основным первичным документом на получение со склада и списания в производство материалов для размола является Требование-накладная ф. 203-АПК (приложение 8). Требование-накладная выписывается при разовом отпуске товарно-материальных ценностей. Принимает зерно заведующий мельницей. В накладной содержатся такие показатели, как наименование зернового сырья, количество отпущенной продукции, единица измерения, а также через кого (кому) зерно передается и ее назначение.
В конце месяца после оформления документов по поступлению и расходованию материалов мельник составляет Отчет о движении продукции и материалов ф. 215-АПК (приложение 9). В нем указывается наименование продуктов и материалов, направление поступления и выбытия, остаток на начало и конец месяца. Отчет подписывают материально ответственное лицо и бухгалтер.
Для учета отработанного времени, объемов выполненных работ и начисления заработной платы работникам, занятым переработкой зерна, используют Наряд на сдельную работу ф. 502-АПК (приложение 10). На лицевой стороне этого документа записывают виды выполняемых работ, объем или продолжительность рабочего периода в часах и сумму заработной платы, причитающуюся к выплате по наряду, которую утверждает руководитель организации. На оборотной стороне данного документа отражают количество времени, отработанного каждым исполнителем работы, а также сумму заработной платы и других доплат, начисленных им.
При закрытии наряда производится подсчет итогов по количеству отработанных дней, часов, сумм начисленной заработной платы.
Учет труда административно-управленческого персонала и сумм начисленной им заработной платы в ОАО «Слободка-агро» ведут в табеле учета рабочего времени при повременной оплате труда.
Для переработки зерна и производства продукции ОАО «Слободка-агро» располагает соответствующими техническими средствами. В процессе эксплуатации они изнашиваются, и для их реновации необходимо производить амортизационные отчисления. Для учета сумм начисленной амортизации на предприятии применяют Ведомость амортизационных отчислений по основным средствам и резерва на ремонт основных средств ф. 49-АПК (приложение 11). Необходимо помнить, что по данному элементу отражают суммы начисленных амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, используемым только в предпринимательской деятельности.
Первичным документом по учету работы автотранспорта является Путевой лист (приложение 12), который состоит из двух частей. В первой части отражается задание, данное водителю на выполнение транспортных работ, а во второй – результаты его выполнения. Также в Путевом листе указывается количество километров, пройденных за смену, в т.ч. с грузом, количество перевезенного груза и выполненные тонно-километры. После выполнения задания документ подписывают водитель и бригадир. Путевой лист является основанием для отражения записей в Накопительной ведомости учета работы грузового автотранспорта ф. № 601-АПК (приложение 13). В нем указывается фамилия и инициалы водителя, марка автомобиля, объем выполненных работ и начисленная заработная плата.
Технический прогресс в сельском хозяйстве связан с ростом использования электроэнергии на производственные цели, что вызывает увеличение соответствующих расходов. Каждый месяц в ОАО «Слободка-агро» инженер-электрик снимает показания электрических счетчиков, которые регистрируются в документе произвольной формы Подтверждение о расходах электроэнергии (приложение 14). Сведения передаются в отделение «Энергосбыт». На основании этих данных Энергосбыт составляет и пересылает в организацию Лицевую карточку (приложение 15). В лицевой карточке указывается наименование потребителя, дата заключения договора и дата составления спецификации. Затем показывается номер счетчика, его показания, расчётный коэффициент и количество израсходованной электроэнергии в кВтч.
Так как первичный учет затрат на производство продукции должен обеспечивать достоверное и оперативное отражение поступления и расходования сырья, его качества, выхода продукции по количеству и качеству, то для ОАО «Слободка-агро» при заполнении вышеуказанных и других первичных документов следует создать рабочий альбомом форм первичных документов, руководствуясь Инструкцией о порядке применения и заполнения этих унифицированных форм, утвержденными приказом Минсельхозпрода РБ от 01.07.2011г. №268 и статьей 9 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности».