Конкретные задания и краткая методика их выполнения
Полевая З.А.
Организация и планирование производства: методические указания по организации самостоятельной работы студентов. – М.: МГУТУ, 2012. – 24 с.
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов представляют собой цели, задачи, общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины, оформлению и форм контроля по дисциплине «Организация и планирование производства» подготовки специалистов по направлению 260704 «Технология текстильных изделий» в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для всех форм обучения.
©Московский государственный университет технологий и управления, 2012.
109004, Москва, Земляной вал, 73
© Полевая З.А.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение | |
1. Цели и задачи самостоятельной работы | |
2. Конкретные задания и краткая методика их выполнения | |
3. Варианты контрольной работы | |
4. Рекомендации к выполнению контрольной работы | |
5. Порядок представления и защиты реферата, контрольной работы | |
6. Вопросы для самоподготовки | |
7. Список рекомендуемой литературы | |
8. Материально-техническое обеспечение, использование информационных технологий 9. Формы контроля со стороны преподавателя | |
10. Форма отчетности студента за выполненную работу |
Введение
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 260704 «Технология текстильных изделий», квалификация – инженер-технолог, по дисциплине «Организация и планирование производства» студент должен уметь рационально использовать знания и обладать навыками, формирующими комплекс квалифицированных требований для решения основных профессиональных задач специалиста.
Задачи изучения конкретной дисциплины формируются на основе требований к общепрофессиональным знаниям и навыкам, которыми должны владеть студенты, и определяются местом этой дисциплины в учебном плане, а также необходимостью использования ее при изучении специальных курсов, а также в курсовом и дипломном проектировании.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.
Цели и задачи самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 90 % от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышения своего профессионального уровня.
Цели самостоятельной работы:формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа по курсу «Организация и планирование производства» заключается в изучении отдельных тем дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, в изучении тем лекций, в подготовке к практическим занятиям, учебной дискуссии, к текущему контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – экзамену.
Конкретные задания и краткая методика их выполнения
В самостоятельную работу необходимо включать подготовку контрольной работы.
В начале изучения дисциплины «Организация и планирование производства», после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем контрольной работы в рамках существующих проблем данной дисциплины. Из них студент выбирает тему по последней цифре шифра, а также может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Тема работы должна быть проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала.
Студенты готовят текст контрольной работы и решение задач, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал. Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов учебной работы).
Качество контрольной работы (её структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности и инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в рубежной аттестации по дисциплине.
Тематика контрольной работы определяется кафедрой и имеет профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов и будущей профессиональной деятельности выпускника. Тематическая направленность должна инициировать активную творческую работу студента.
Возможная тематическая направленность контрольной работы представлена ниже.
Варианты контрольной работы
Дисциплина «Организация и планирование производства» в соответствии с учебным планом изучается студентами направления 260704.65 «Технология текстильных изделий» заочной формы обучения на 5 курсе, заочной сокращенной на 3 курсе и включает выполнение контрольной работы.
Номер варианта определяется последней цифрой шифра зачетной книжки.
Контрольное задание
Контрольное задание включает один теоретический вопрос и две задачи.
Теоретические вопросы указываются по вариантам, номера которых определяются последней цифрой шифра студента.
Условия задач, которые должен решить студент общие для всех вариантов.
Методические указания
Ответы на теоретические вопросы должны быть выполнены с учетом основных положений и пакета законов рыночной экономики и проиллюстрированы примерами по материалам предприятия, где работает студент.
Решение задач должно производиться на основе общепринятых методических положений по нормированию производительности оборудования и труда, а также по расчету производственной программы, используя материалы предприятия, где работает студент.
Теоретические вопросы
Вариант 1
Организационно-правовые формы текстильных предприятий в зависимости от формы собственности (АО, ЗАО, ОАО, ООО, ОДО, ТОО, МП). Производственная структура прядильного предприятия (схема).
Вариант 2
Формы, типы, принципы и методы организации текстильного производства.
Вариант 3
Техническая подготовка производства. Этапы разработки новой продукции. Разработка плана технологического процесса прядильного производства. Приведите пример плана технологического процесса прядильного производства по одной из трёх систем прядения (аппаратная, кардная, гребенная).
Вариант 4
Планирование себестоимости продукции, группировка расходов по экономическим элементам и по калькуляционным статьям расходов. Приведите пример расчета себестоимости пряжи. Укажите факторы снижения себестоимости продукции.
Вариант 5
Как осуществляется планирование прибыли на предприятиях. Укажите факторы, способствующие повышению прибыли? Приведите пример расчёта прибыли, рентабельности продукции и производства, затрат на 1 рубль товарной продукции.
Вариант 6
В чем особенность организации основного производственного процесса в прядении (системы прядения)? Расчет сопряженности оборудования по переходам прядильного производства.
Вариант 7
Организация и планирование ремонта технологического оборудования. Какие виды ремонта технологического оборудования учитываются в плановых простоях. Методы ремонта используемые на текстильном предприятии.
Вариант 8
Бизнес-план. Цели и задачи разработки бизнес-плана. Структура бизнес-плана.
Вариант 9
Планирование материально-технического обеспечения. Баланс сырья. Приведите пример расчета баланса сырья для прядильного производства.
Вариант 10
Основные функции, принципы, методы и виды планирования на предприятии. Структура годового плана производственно-хозяйственной деятельности текстильного предприятия.
Задача 1
Рассчитать норму производительности прядильной машины, норму обслуживания и выработки прядильщика.
Методические указания
Характеристику прядильных машин, заправленной продукции и организационные условия студент может принять либо по справочным материалам, либо по данным предприятия, где он работает.
Нормирование следует вести строго в порядке, приведенном в методических указаниях.
Расчет нормы производительности прядильной машины и нормы выработки прядильщика, бригады необходимо выполнять в виде нормировочной карты в следующем порядке:
1. Характеристика прядильной машины: способ прядения, число веретён (камер), тип машины.
2. Характеристика вырабатываемой пряжи: смеска (сортировка), линейная плотность пряжи, частота вращения прядильных веретен (камер), крутка, линейная плотность ленты (ровницы), масса пряжи в бобине, масса ленты в тазу, масса ровницы на катушке, число обрывов пряжи (ленты, ровницы) на 1000 веретён (камер) в час.
3. Характеристика организационных условий работы: продолжительность рабочей смены, на кого возложены обязанности по ликвидации обрывов нитей, съему наработанной продукции, нормы обслуживания помощника мастера, типовая норма обслуживания прядильщика, характеристика маршрута прядильщика.
4. Расчеты:
- теоретическая производительность веретена (камеры) кг в час:
- машинное время наработки продукции (tм);
- неперекрываемое вспомогательное технологическое время (tв.н);
- время перерывов в работе машины (за смену) при обслуживании рабочего места (tобс);
- время перерывов в работе машины (за смену) из-за личных надобностей и отдыха прядильщика (tотд);
- расчёт и выбор нормы обслуживания прядильщика (Но);
- повторяемость рабочих приемов за смену;
- время загруженности прядильщика (tз.р,Тз,Тз.р);
- коэффициент полезного времени (Кпв);
- норма производительности веретена (камеры), машины кг за один час (Нп.м) ;
- норма выработки прядильщика в час (Нв).
Нормативы режимов работы оборудования принимаются по данным предприятия или рассчитываются по календарю.
Нормативы времени выполнения рабочих приемов принимаются типовые (отраслевые) или по данным предприятия.
Задача 2
Составить годовую производственную программу по выпуску одного вида продукции, исходя из заказа потребителя и нормы производительности веретена (камеры), машины, рассчитанной в предыдущей задаче.
Методические указания
Расчет производственной программы должен быть выполнен, а результат оформлен в виде таблицы в соответствии с общепринятой методикой:
1. Количество прядильных машин задано. Определить годовой объём выпускаемой продукции.
2. Годовой объём выпускаемой продукции задан. Определить количество заправленного оборудования.
Расчет производственной программы производится с учетом сменности работы оборудования. Режимный фонд времени (годовой) принимается по данным предприятия или рассчитывается по календарю.
Расчёт режимного фонда времени по календарю:
Тр = 365 (366) – (52 * 2) – 12 = 249 (250) рабочих дней
Рабочие дни необходимо перевести в часы.
При сорокачасовой неделе с двумя выходными:
Тр = 365(366) – 104 – 12 = 249 (250) рабочих дней,
365 (366) – календарные дни в году;
104 – выходные дни в году;
12 – праздничные дни в году.
По календарю определяем количество предпраздничных дней. Предпраздничные дни на 1 час короче (7 час).
Например:
Предпраздничные дни – 4 дня.
Рабочие дни переводим в рабочие часы:
Таблица производственной программы (таблица 1) и все расчеты должны входить в текст решения задачи