Организационный порядок прохождения практики

ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

(название практики)

для специальности:

1-26 02 02 «Менеджмент»»

направление специальности:

1-26 02 02-07 «Менеджмент (производственный)»

специализации:

1-26 02 02-07 «Производственный менеджмент»

2012г.

Составители:

__С.М. Горячева, к.э.н., доцент_________________________________;

(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)

__Т.П. Побяржина., к.э.н., доцент ____________________________;

(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)

________________________________________________________________

(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой ___экономики и менеджмента_________________________

(название кафедры - разработчика программы)

(протокол № 12 от 26.06.2012г.)

Заведующий кафедрой

__________ _С.М. Горячева

(подпись) (И.О.Фамилия)

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом Витебского филиала Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»

(протокол № от 2012 г.)

Председатель

Совета филиала

____________В.А.Космач

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Роль и место практики в подготовке специалистов

Повышение качественного уровня подготовки специалистов считается одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед современным образованием. Экономическая динамика общественной жизни выдвигает перед выпускниками высшей школы возрастающие требования не только к основательной теоретической подготовке, но и к умениям решать практические вопросы. В этой связи цель практики как вида учебного процесса состоит в формировании практических знаний и навыков студентов на основе изучения организационно-управленческих процессов на конкретном предприятии, а также умений по сбору, анализу и систематизации информации в соответствии с обозначенными правилами.

Практика студентов является важнейшей частью подготовки специалистов и проводится на предприятиях различных форм собственности, организациях, учреждениях с целью закрепления знаний, полученных студентами в процессе обучения, овладения опытом и методами работы по специальности, приобретения навыков организаторской и воспитательной работы в коллективе.

Практика организуется в соответствии с Положением об учебной и производственной практике студентов ВУЗов Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010г. № 860, а также Положением о практике студентов УО «МИТСО» от 13.05.2011, пр. №258.

Организационный порядок прохождения практики

До начала практики деканом факультета и выпускающей кафедрой готовятся графики прохождения практики и списки студентов с указанием баз практики, фамилий руководителей от баз практики и от института, которые затем утверждаются приказом директора Витебского филиала. Базами практики являются предприятия Республики Беларусь различных организационно-правовых форм, соответствующие профилю подготовки специалистов.

Перед началом практики декан факультета совместно с руководителями практики от филиала, заведующим профилирующей кафедры проводят организационное собрание, на котором студентам разъясняются цели, задачи и порядок прохождения практики. Студенты знакомятся с приказом на прохождение практики, программой практики, получают задания, проходят инструктаж по технике безопасности. Студент обязан приступить к практике в соответствии с приказом в указанный срок и полностью отработать время практики, предусмотренное учебным планом. В ходе практики студент собирает информацию по десяти разделам программы практики для подготовки отчета о ее прохождении. Отчет о практике является важным элементом самостоятельного изучения студентами экономических аспектов функционирования конкретного предприятия. Кроме того, он позволяет определить уровень уже полученных знаний студентов по теоретическим курсам и его умений по сбору, анализу и систематизации информации. Руководителем практики от предприятия назначается специалист экономического профиля, обладающий производственным опытом и владеющий основами педагогической работы. Он оказывает помощь студенту в сборе необходимых материалов и контролирует ход выполнения практики. Руководитель практики от института оказывает студентам консультации по различным вопросам хозяйственной деятельности, осуществляет контроль за ходом выполнения индивидуально плана-графика, проверяет дневник и отчет о прохождении практики.

Во время прохождения практики студент регулярно ведет дневник, в котором записывает содержание выполняемой работы. Дневник один раз в неделю проверяет и подписывает руководитель практики от предприятия.

По окончании практики:

1. студент представляет на кафедру дневник, отчет и характеристику, подписанные руководителем практики от предприятия и заверенные печатью;

2. методист кафедры регистрирует полученную документацию в специальном журнале и передает ее для проверки руководителю от института;

3. руководитель от института проверяет отчет, пишет отзыв о работе студента за время прохождения практики и качестве отчета, учитывая его содержание и оформление.

В отзыве руководитель дает характеристику содержания по каждому информационному разделу практики, качества и полноты иллюстрированного материала, соответствия требованиям по оформлению и объему отчета. В заключении отзыва руководитель ставит отметку о допуске студента к защите отчета и рекомендуемую оценку. Отчет допускается к защите при условии его оформления в соответствии с требованиями стандарта и данными требованиями к его содержанию. При наличии замечаний отчет возвращается на доработку.

Защита отчета принимается специально созданной комиссией при условии допуска к защите и устранении указанных в отзыве руководителя замечаний. Сроки защиты устанавливаются деканатом. По итогам защиты выставляются оценки, которые в последующем вносятся в приложение к диплому.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе во время практики или неудовлетворительную оценку при защите отчета не допускается к сдаче государственных экзаменов и отчисляется из института.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

1. Краткая характеристика предприятия:

Ø охарактеризовать организационно-правовую форму предприятия;

Ø указать место расположения, форму собственности, отраслевую и ведомственную подчиненность, участие в объединениях (концернах, ассоциациях, консорциумах);

Ø изучить учредительные документы (основные положения устава, порядок формирования уставного фонда);

Ø дать краткую историческую справку;

Ø перечислить виды деятельности предприятия (из них лицензируемые);

Ø привести перечень основных, вспомогательных и обслуживающих производственных структурных подразделений (производств, корпусов, складов, цехов и т.п.), а также объектов социальной инфраструктуры непроизводственного значения;

Ø проанализировать за последние три года количественные и качественные показатели работы предприятия, характеризующие эффективность его деятельности. К основным показателям относятся:

1. объем товарной (валовой) продукции в текущих ценах;

2. выручка от реализации продукции;

3. среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

4. среднегодовая численность работников;

5. среднемесячная заработная плата на одного работающего;

6. производительность труда на одного работающего;

7. затраты на рубль реализованной продукции;

8. прибыль;

9. рентабельность от реализации продукции.

Значения показателей свести в таблицу 1.

Иллюстрированный материал: организационно-управленческая схема предприятия.

Таблица 1. Основные технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

№ п/п Наименование показателей Годы Темп роста, %
20__ 20__ 20__ ст. 5 / ст. 3 ст. 5 / ст. 4
1 2 3 4 5 6 7

2. Организация управления персоналом предприятия:

Ø проанализировать кадровый состав: количество работников, структура персонала по уровню образования, по полу и возрасту, обеспеченность предприятия рабочей силой, текучесть кадров и ее причины;

Ø рассмотреть формы и методы отбора кандидатов на рабочие места, источники привлечения персонала, формы и виды адаптации работников на производстве, возможности по подготовке кадров, повышению их квалификации и переподготовке;

Ø изучить организацию оплаты труда: формы и системы оплаты труда, размер тарифной ставки первого разряда, уровень ежемесячной зарплаты, сравнить его со среднеотраслевым и среднереспубликанским значением;

Ø дать характеристику системе стимулирования работников: основные виды надбавок, премий, доплат за сложность и напряженность труда, выполнение и перевыполнение производственных заданий, повышение качества продукции;

Ø рассмотреть социальные гарантии работников: мероприятия по профилактике здорового образа жизни, оплата медицинского обслуживания, строительство жилья, организация культурно-развлекательных мероприятий.

Иллюстрированный материал:

Таблица 1. Характеристика кадрового состава предприятия.

Показатель Отчетный год
Количество работников
Имеют высшее образование
Имеют средне-специальное образование
Распределение работников по полу: мужчины женщины
Доля лиц старше трудоспособного возраста, %
Показатели текучести кадров: принято за год уволено за год

Таблица 2. Среднемесячный уровень заработной платы.

Показатель Отчетный год
По предприятию, тыс. руб.
По отрасли, тыс. руб.
По республике, тыс. руб.

3. Организация и управление информационными потоками на предприятии:

Ø узнать какая служба несет ответственность за информационное обеспечение предприятия, сколько в ней работает человек, какие их должностные обязанности;

Ø изучить практику использования компьютерных технологий и программного обеспечения в целях качественной обработки и систематизации информационных ресурсов;

Ø указать какие программные продукты используются для обработки информации (1С Бухгалтерия, Клиент банк, Консультант Плюс и т.п.);

Ø указать имеется ли возможность выхода в Интернет, оформлена ли подписка на отраслевые периодические издания;

Ø изучить как ведется передача информации в органы статистики, налоговую службу, ФСЗН;

Ø отразить затраты предприятия на информационное обеспечение.

Иллюстрированный материал:

Таблица 1. Затраты предприятия на информационное обеспечение.

Статья затрат Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %
Расходы на покупку программного обеспечения
Обслуживание программного обеспечения
Оплата Интернет услуг
Подписка периодических изданий
………
Всего

4. Управление товарной политикой предприятия:

Ø проанализировать объем и структуру производства;

Ø изучить ассортимент выпускаемой продукции, его глубину и ширину, частоту обновления и расширения ассортимента, надежность, безотказность, дизайн, технологичность и инновационность продукции;

Ø рассмотреть качество продукции, сроки ее годности, систему стандартизации и сертификации продукции, производство продукции соответствующей международным стандартам и поставляемой на экспорт, экологическую чистоту продукта, систему менеджмента и контроля качества на предприятии;

Ø выявить проблемы обновления ассортимента, повышения качества, сертификации продукции;

Ø указать на какие виды продукции имеются товарные знаки, как ведется их юридическая защита;

Ø описать процесс упаковки продукции;

Ø дать информацию о гарантий ном и послегарантийном обслуживании, предоставлении услуг дополнительного сервиса покупателям.

Иллюстрированный материал:

Таблица 1. Объем и структура производства.

Показатель Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %
Объем товарной продукции
в т.ч. по видам

* по данным таблицы построить диаграмму «Товарная структура производства»

Таблица 2 . Ширина и глубина товарного ассортимента

Ширина ассортимента Глубина ассортимента Количество изделий входящих в группу
     
   
   
     
   

Таблица 3. Обновляемость ассортимента

Показатель Отчетный период
1. Количество наименований производимой продукции
2. Количество вновь производимой продукции
3. Коэффициент обновляемости продукции (стр. 2 / стр. 1)

Таблица 4. Сертификация продукции

Наименование показателя Единиц Примечание*
Количество видов (групп) сертифицированной продукции
Количество действующих сертификатов Республики Беларусь
Количество действующих международных сертификатов

*Привести примеры названий продукции

5. Организация и управление сбытом продукции на предприятии:

Ø рассмотреть товаропроводящую сеть предприятия, основные каналы сбыта, организацию фирменной торговли, затраты по каждому каналу сбыта;

Ø дать систематизированную характеристику прямых и косвенных каналов сбыта;

Ø систематизировать информацию по основным покупателям продукции, их географии, распределению на внутреннем и внешнем рынке;

Ø изучить условия оплаты и поставки товаров, возможности по предоставлению покупателям скидок, бонусов, премий и проведению других мероприятий по продвижению продукции и стимулированию продаж.

Иллюстрированный материал:

Таблица 1. Основные каналы сбыта продукции.

Канал сбыта Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %
Фирменная торговля
Оптовый дистрибьютор
Интернет магазин
Объекты розничной торговли
.............
Итого

Таблица 2. География внутреннего рынка продаж продукции.

Объем продаж по областям Республики Беларусь Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %

Таблица 3. Объем продаж на внутреннем и внешнем рынке.

Объем продаж Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %
Республика Беларусь
Страны СНГ
Страны дальнего зарубежья
Всего

* по данным таблицы 1-3 построить диаграммы.

6. Организация и управление маркетинговой деятельностью предприятия:

Ø проанализировать организацию службы маркетинга (количество работников их должностные обязанности);

Ø указать на проводимые маркетинговые исследования рыночной среды и их результаты;

Ø оценить конкурентоспособность продукции в сравнении с аналогичной;

Ø изучить коммуникационную активность предприятия: присутствие информации о предприятии в ресурсах Интернет, бизнес-справочниках, СМИ, рекламная и выставочная деятельность предприятия, затраты на рекламу;

Ø внести предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия в случае неблагоприятной экономической ситуации (ужесточение конкурентной борьбы, снижение покупательского спроса на продукцию, нестабильность на валютном рынке и т.п.).

Иллюстрированный материал:

Таблица 1. Сравнительный анализ конкурентоспособности аналогичных предприятий

Критерии Анализируемое предприятие Название предприятий выпускающих аналогичную продукцию
1. Ассортимент
2. Местоположение
3. Инновационность продукции
4. Коммуникационная активность
5. Целевые группы потребителей
6. Рынки сбыта
7. Место на «полках» в розничной торговле

Таблица 2. Сильные и слабые стороны предприятий выпускающих аналогичную продукцию.

Название предприятия Сильные стороны Слабые стороны

Таблица 3 . Конкурентоспособность продукции по ценовому фактору.

Аналогичный вид продукции Цены (тыс. руб.) на продукцию аналогичных производителей
     
       
       

Таблица 4. Электронная коммуникационная активность предприятий выпускающих аналогичную продукцию.

Название предприятий Название поисковой системы Количество ссылок
GOOGLE
TUT.BY
Яндекс
GOOGLE
TUT.BY
Яндекс

Таблица 5 . Качественная оценка электронного интернет ресурса.

Качественная характеристика Фактическое состояние сайта
1) дизайн, оформление
2) наличие встроенной системы поиска
3) возможность подавать on-line заявки
4) электронные прайс-листы
5) цветные каталоги продукции
6) карта проезда
7) информация по сертификации продукции
8) контактная информация (адрес, телефон, электронная почта и т.д.)
9) возможность заключение договоров в on-line режиме

Таблица 6. Затраты предприятия на рекламу.

Статьи рекламных расходов Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %
Разработка логотипа, товарного знака
Разработка рекламного «портфеля»
Рекламная печатная продукция
Наружная реклама
Реклама в СМИ
………..

* по данным таблицы построить диаграмму.

7. Организация и управление материально-техническим обеспечением предприятия:

Ø указать основные сырьевые производственные ресурсы;

Ø охарактеризовать поставщиков и место их нахождения;

Ø рассмотреть условия поставки и оплаты сырья, степень ритмичности и качество поставок, простои из-за отсутствия сырья и материалов;

Ø проанализировать качество сырья и цены на него;

Ø рассмотреть выполнение норм расхода материалов;

Ø изучить резервы экономии сырья, возможности по переработке отходов, использования материалов собственного производства или местного сырья;

Ø рассмотреть проблемы поставки сырьевых ресурсов;

Ø изучить обеспеченность предприятия технологическим оборудованием;

Ø рассмотреть качественные характеристики технического обеспечения производства: износ и обновление парка оборудования, надежность оборудования (частота поломок, сбоев, порядок их устранения), возрастной состав оборудования, производительность оборудования, инновационность и автоматизацию технологического процесса;

Иллюстрированный материал: подготовить ниже перечисленные таблицы.

Таблица 1. Основные поставщики сырья и материалов.

Наименование сырья (материалов) Поставщик Цена

Таблица 2. Выполнение норм расхода сырья (материалов)

Наименование сырья (материалов) Норма расхода Фактический расход

Таблица 3. Обеспеченность предприятия оборудованием и его использование.

Показатель Отчетный год
1. Количество наличного оборудования, ед.
1.1. Установленного, ед.
1.1.1. Действующего, ед.
1.1.2. Недействующего, ед.
1.2. Неустановленного, ед.
2. Коэффициент использования наличного оборудования: по установленному (стр. 1.1 / стр.1) по действующему (стр. 1.1.1 / стр.1)
3. Коэффициент использования установленного оборудования (стр. 1.1.1 / стр. 1.1)

Таблица 4. Производительность оборудования.

Наименование оборудования Максимальная производительность Фактическая производительность Отклонение

Рассчитать коэффициент использования оборудования (фактическая производительность / максимальная производительность).

Таблица 5. Изношенность технологического оборудования.

Показатель На начало отчетного года
1. Первоначальная стоимость оборудования, тыс. руб.
2. Износ оборудования, тыс. руб.
3. Степень изношенности оборудования (стр.2 / стр. 1 * 100), %
4. Степень годности оборудования (100-стр. 3), %

Таблица 6. Возрастной состав оборудования.

Возрастные группы, лет Единиц оборудования Уд. вес, %
До 5
От 5 до 10
От 10 до 20
От 20 и более
Всего

8. Управление складскими запасами предприятия:

Ø описать работу складского хозяйства: организация учета складских запасов, система сбора заявок на отгруженную продукцию, техническое обеспечение склада;

Ø указать на использование современных технологий складирования товаров;

Ø проанализировать динамику складских запасов, их отношение к среднемесячному объему производства, направления работы предприятия направленные на разгрузку складских запасов;

Ø привести информацию о затратах на содержание склада.

Иллюстрированный материал:

Таблица 1. Остатки готовой продукции на складе.

Показатель Базовый период Отчетный период
Среднемесячный объем производства, тыс. руб.    
Среднемесячный объем отгрузки, тыс. руб.    
Среднемесячные остатки готовой продукции, тыс. руб.    
Отношение среднемесячного объема производства к среднемесячному объему остатков готовой продукции, %    

9. Управление затратами предприятия:

Ø рассмотреть состав и структуру затрат предприятия (форма статотчетности №5-з);

Ø изучить особенности определения себестоимости продукции;

Ø привести пример калькуляции на определенный вид продукции;

Ø выявить резервы снижения себестоимости и рассмотреть основные направления деятельности предприятия по снижению затрат.

Иллюстрированный материал:

Таблица 1. Состав и структура затрат предприятия.

Статья затрат Сумма, тыс. руб. Уд.вес, %
     

по данным таблицы построить диаграмму «Структура затрат на производство», дополнительно подготовить диаграмму «Соотношение постоянных и переменных затрат предприятия», в табличной форме привести пример калькуляции на определенный вид продукции.

10. Организация и управление инвестиционными процессами на предприятии:

Ø изучить инвестиционную деятельность предприятия: названия реализуемых бизнес-планов инвестиционных проектов, цели их реализации, объемы и источники финансирования, расчетные показатели рентабельности и сроков окупаемости инвестиций, выполнение графиков реализации инвестиционных проектов;

Ø рассмотреть практику подготовки бизнес-плана инвестиционного проекта (указать кто занимается подготовкой документации – специалисты предприятия или сторонняя организация);

Ø охарактеризовать перспективы развития инвестиционной деятельности предприятия.

Иллюстрированный материал:

Таблица 1. Инвестиционная деятельность предприятия.

Название инвестиционного проекта, период реализации Цель инвестиционного проекта Объем и источники финансирования инвестиционного проекта Рентабельность инвестиционного проекта Срок окупаемости проекта
         

Наши рекомендации