Тема 10. Прогнозирование рынков продуктов отрасли с помощью производственных функций

Зависимости показателей рынков продуктов отрасли на основе производственных функций. Экономическое содержание зависимостей, их роль в прогнозировании.

Производственная функция Кобба-Дугласа. Экономическая интерпретация параметров производственной функции Кобба-Дугласа.

Области эффективного применения производственных функций в прогнозировании показателей рынков продуктов отрасли.

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКОВ ПРОДУКТОВ ОТРАСЛИ»

Номер раздела, темы, занятия Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обес-печение занятия (наглядные, методические пособия и др.) Литература Форма контроля знаний
лекции практические (семинарские занятия) лабораторные занятия управляемая самостоятельная работа слушателя
  ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКОВ ПРОДУКТОВ ОТРАСЛИ (73 ч.)      
1. Научные основы прогнозирования. Основные виды прогнозов и принципы процесса прогнозирования 1. Сущность рынка продуктов отрасли, его функции и инфраструктура. Субъекты и объекты рынка. Классификация рынков 2. Система показателей рыночной конъюнктуры, масштаб и типология рынка, динамическое и пространственное развитие рынка. Факторы, влияющие на показатели конъюнктуры 3. Методология экономического прогнозирования. Кейнсианская, монетарная, марксистская теории, как основа прогнозирования в экономических процессах. Совокупность принципов, видов прогноза, методов и методик   Конспект лекций [1-2] Устный опрос, тест
2. Классификация методов прогнозирования рынков продуктов отрасли 1. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы, точечные и интервальные оценки показателей. Вариантные и инвариантные прогнозы 2. Система методов прогнозирование рынков продуктов отрасли. Классификация и общая характеристика методов прогнозирование рынков продуктов отрасли   Конспект лекций [2-3] Устный опрос,
  3. Экспертные оценки, применение аналогий, экстраполирование, экономико-математическое моделирование в методах прогнозирования 4. Методы прогнозирования этапов жизненного цикла товаров. Альтернативные, дополняющие и корректирующие факторы в прогнозировании жизненного цикла товаров              
3. Интуитивные методы прогнозирования показателей рынков продуктов отрасли 1. Сущность интуитивных методов прогнозирования. Подготовка и проведение экспертизы. Формирование репрезентативной экспертной группы 2. Организация и форма опроса экспертов. Методы индивидуальных экспертных оценок: анкетирование и интервьюирование, аналитический, написание сценария 3. Методы коллективных экспертных оценок: «комиссий», дельфи, «коллективной генерации идей», морфологического анализа 4. Статистическая обработка полученных результатов опроса экспертов и получение объективных (групповых) оценок. Экспертные системы прогнозирования показателей рынка   Конспект лекций [1-3] Устный опрос
4. Модели прогнозирования показателей основанные на теориях рынков 1. Кейнсианская, монетарная и марксистская теория, как основа методологии прогнозирования рынков продуктов отрасли 2. Теория предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности. Полезность и цена. Кривые безразличия и их карта. Предельная норма замещения. Бюджетная линия 3. Жизненный цикл товара. Кривые жизненного цикла товара. Прогноз этапов жизненного цикла товара. Учет основных факторов в   Конспект лекций [1-4] Устный опрос, тест
  прогнозировании жизненного цикла товара 4. Сегментация рынка. Дифференцированное прогнозирование на различных сегментах рынков продуктов отрасли. Комплексная оценка рынков. Прогнозирование стратегического развития рынков              
5. Прогнозирование рынков продуктов отрасли методом экстраполяции 1. Сущность методов интерполяции и экстраполяции. Перспективная и ретроспективная экстраполяция. Формальная и прогнозная экстраполяция. Формулировка гипотез в прогнозировании показателей рынков 2. Применение методов АВС и XYZ анализа в прогнозировании временных рядов показателей рынков продуктов отрасли. Сглаживание временных рядов, понятие тренда 3. Метод скользящего среднего его достоинства и недостатки при выделении тренда 4. Основные кривые роста, используемые в сглаживаниях экономических временных рядов рынков продуктов отрасли. Показатели оценки качества подбора кривых роста. Ошибки прогноза, способы их оценки   Конспект лекций [1-4] Устный опрос, расчеты
6. Прогнозирование рынков продуктов отрасли методом экспоненциального сглаживания 1. Сущность метода экспоненциального сглаживания, его параметры. Преимущества метода экспоненциального сглаживания перед методом скользящего среднего, область применения 2. Экспоненциальное сглаживание для временных рядов с постоянным трендом, линейным трендом, с циклической и сезонной составляющими. Различные модели экспоненциального сглаживания   Конспект лекций [1-3] Устный опрос, расчеты
  3. Определение весов наблюдений для экспоненциального сглаживания временных рядов, показателей рынков продуктов отрасли. Доверительный интервал прогнозных значений и их ошибки              
7. Прогнозирование рынков продуктов отрасли методом проецирования тренда 1. Метод наименьших квадратов в определении параметров уравнения тренда для временных рядов показателей рынков продуктов отрасли 2. Точечные и интервальные оценки параметров. Анализ значимости параметров и уравнения тренда 3. Проверка уравнений тренда с помощью тестов. Определение прогнозных значений показателей и оценка их ошибки   Конспект лекций [1-4] Устный опрос, расчеты
8. Прогнозирование циклических, сезонных колебаний конъюнктуры рынков продуктов отрасли 1. Циклические, сезонные колебания показателей рынков продуктов отрасли. Методы выявления колебаний 2. Анализ циклических, сезонных колебаний. Выявление факторов влияющих на наличие колебаний 3. Определение трендовой и циклической, сезонной составляющих временных рядов показателей рынков продуктов отрасли 4. Различные модели циклических, сезонных составляющих временного ряда. Ряды Фурье. Прогнозирование стационарных и нестационарных рядов с помощью спектрального анализа   Конспект лекций [1-4] Устный опрос, расчеты
9. Каузальные методы прогнозирования рынков продуктов отрасли 1. Статистические ряды показателей рынков продуктов отрасли. Макроэкономические и микроэкономические факторы, влияющие на состояние рынков продуктов отрасли   Конспект лекций [3,4] Устный опрос, тест
  2. Корреляционный анализ статистических рядов. Парные и частные коэффициенты корреляции, их содержательная интерпретация. Мультиколлениарность и автокорреляция, их влияние на качество прогноза и способы устранения 3. Различные регрессионные модели, используемые в прогнозировании рынков продуктов отрасли. Экономическая интерпретация параметров регрессионных моделей 4. Оценка качества прогнозов показателей рынков продуктов отрасли с использованием каузальных методов прогнозирования              
10. Прогнозирование рынков продуктов отрасли с помощью производственных функций 1. Зависимости показателей рынков продуктов отрасли на основе производственных функций. Экономическое содержание зависимостей, их роль в прогнозировании 2. Производственная функция Кобба-Дугласа. Экономическая интерпретация параметров производственной функции Кобба-Дугласа 3. Области эффективного применения производственных функций в прогнозировании показателей рынков продуктов отрасли   Конспект лекций [1-4] Устный опрос, зачет

4. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

№ пп Название учебников и учебных пособий, год издания Авторы Кол-во экз. в биб-ке
4.1. Основная
Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.   Басовский Л. Е.
Моделирование экономических систем и прогнозирование их развития: учеб. пособие. – М.: Изд-во МГТУ им. П.Э. Баумана, 2003.   Чернышев С. Л.
Прогнозирование рынка: практикум. – Минск. БГЭУ, 2009.   Гуртовой А. А.
Маркетинговые исследования. Практическое руководство. – 5-е изд. – М., Санкт-Петербург: ООО «Изд. Вильямс», 2007.   Малхотра Н.К.  
4.2. Дополнительная
Анализ планирование и прогнозирование в условиях рынка: основные мат. методы и модели и ряд их содержат. прилож. – М.: Изд. РАН, 2004.   Блохин В. Р.
Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 2003.   под редакцией Морозовой Т. Г., Никулькина А. В.  
Маркетинговые исследования. – М., СПб: Инфра, 2005.   Черчиль Г.  

5. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Название дисциплины, с которой требуется согласование Название кафедры Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)
Теоретические основы маркетинга Экономической теории и маркетинга    
Распределение товаров Экономической теории и маркетинга    
Управление сбытом Экономической теории и маркетинга    

6. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

на 20__ / 20__ учебный год

№№ п/п Дополнения и изменения Основание
     

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

(протокол № ______ от _______________ 20__ г.)

Заведующий кафедрой

д.э.н., проф. ________________ С. И. Барановский

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

к.э.н., доц. ________________ С. А. Касперович

Наши рекомендации