Тема: Теория спроса и предложения. Торговля

Тема: Общественное производство. Модели организации экономических систем.

Цель: Ознакомиться с базовыми экономическими понятиями – производство, факторы производства, экономические блага; определить экономическое значение категории «собственность», «экономическая модель».

Обсуждаемые вопросы:

1.Понятие общественного производства. Производительные силы и производственные отношения. Факторы производства.

2.Ресурсы производства: понятие и классификация. Проблема ограниченности ресурсов.

3.Экономические блага и их классификация.

4. Собственность как экономическая категория. Отношения собственности.

5.Приватизация собственности в России: проблемы, особенности, итоги.

6. Модели организации экономических систем. Рыночная модель экономики. Капитализм как экономическая модель.

7. Американская, японская, шведская, китайская модели экономики.

8. Модель экономического развития современной России.

Темы рефератов и докладов:

1. Взгляд представителей разных экономических школ на проблемы собственности.

2. Роль и значение государственной собственности в рыночной экономике.

3. Формы и методы разгосударствления и приватизации.

Литература:

1. Райзберг, Б.А. Курс экономики: Учебник. М: Дрофа, 2004. – 315с.

2. Нуреев, М.Н. Курс микроэкономики: Учебник для ВУЗов. М: Норма, 2008. – 576с.

3. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: Учебник. Киров: «АСА»,2005. – 832с.

4. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2007. – 444с.

Семинарское занятие №2

Тема: Рыночная организация хозяйства. Предприятие как экономический субъект.

Цель: Определить сущность и предпосылки возникновения товарного производства, товара, дененг; ознакомиться с понятием рынка с его законами. Определить значение предприятия в рыночной экономике; ознакомиться с основными организационно-правовыми формами предприятий.

Обсуждаемые вопросы:

1. Товар как основная категория рыночного хозяйства. Теории стоимости товара.

2. Теория цены товара. Виды цен и тарифов. Структура цены на примере цен отдельных товаров (хлеб, бензин, водка).

3. Деньги и их функции в рыночной экономике. Теории денег.

4. История российских денег (гривна, рубль, копейка, денежные реформы, эмиссия, инфляция).

5. История американского доллара, причины успеха американской валюты.

6. Сущность рынка и его функции. Роль рынка в общественном производстве.

7. Структура, виды и сегментация рынков. Инфраструктуры рынка.

8. Организационные формы предприятий и формы объединений предприятий (картели, концерны и другие формы). Фирма.

9. Понятие предпринимательства и его виды.

Темы рефератов и докладов:

1. Исторический процесс формирования рынка как экономического явления.

2. Место и роль предприятия (фирмы) в системе рыночных отношений.

3. Акционерные общества, картели, синдикаты, тресты, концерны, корпорации, холдинги, консорциумы.

4. Кругооборот ресурсов, благ и доходов в условиях рыночной экономики.

Литература:

1. Райзберг, Б.А. Курс экономики: Учебник. М: Дрофа, 2004. – 315с.

2. Нуреев, М.Н. Курс микроэкономики: Учебник для ВУЗов. М:Норма, 2008. – 576с.

3. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: Учебник. Киров: «АСА»,2005. – 832с.

4. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2007. – 444с.

5. Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд.–М.: ВЛАДОС, 2004. – 592 с.

Семинарское занятие №3

Тема: Теория спроса и предложения. Торговля

Цель: Ознакомиться с основными категориями экономической науки – спросом и предложением, их законами и факторами.

Обсуждаемые вопросы:

1. Индивидуальный и рыночный спрос. Кривая спроса. Функция спроса. Закон спроса. Детерминанты спроса.

2. Индивидуальное и рыночное предложение. Кривая предложения. Функция предложения. Закон предложения.

3. Неценовые факторы предложения. Равновесие спроса и предложения.

4. Эластичность спроса и предложения.

5. Торговля. Издержки обращения. Маркетинг.

6. Реклама, виды, способы рекламирования товаров и услуг. Значение рекламы в формировании спроса.

Темы рефератов и докладов:

1. Практическое значение теории эластичности.

2. Рыночное равновесие и равновесие цены как условие рыночного саморегулирования.

3. Развитие теории потребительского спроса.

4. Эластичность спроса и структура налогообложения.

5. Эластичность спроса и конкуренция производителей.

6. Место и роль спроса в общественном воспроизводстве.

Литература:

1. Нуреев, М.Н. Курс микроэкономики: Учебник для ВУЗов. М:Норма, 2008. – 576с.

2. Райзберг, Б.А. Курс экономики: Учебник. М: Дрофа, 2004. – 315с.

3. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.

Семинарское занятие №4

Наши рекомендации