Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы
Может создаться впечатление, что стабилизация экономики достигается только с помощью манипулирования налогами и государственными расходами. Однако это не так. И налоговые поступления, и государственные расходы имеют тенденцию изменяться автоматически вместе с изменением ЧНП. Так, при росте ЧНП растут налоговые поступления, т. к. растет заработная плата и прибыль, и одновременно снижаются выплаты пособий по безработице, малообеспеченным семьям и т. д. И, наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются, а выплаты растут. Т. е., в экономике присутствует встроенная стабильность, которая помогает автоматически преодолевать спады за счет образования дефицитов и содействует преодолению инфляции за счет автоматического появления бюджетных излишков в период подъема. Проиллюстрируем это графически (рис. 1.5).
Правительственные расходы утверждаются парламентом заранее и не зависят от фактического ЧНП. Поэтому график правительственных расходов представлен горизонтальной прямой G. Но парламент не определяет поступления – он определяет ставку налога, а величина налоговых поступлений будет зависеть от величины ЧНП. При низких значениях ЧНП правительственные расходы будут больше налоговых поступлений (образуется дефицит), а при
достаточно высоком ЧНП образуется излишек.
Рис. 1.5 - Встроенная стабильность
В целом встроенный стабилизатор – это любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшать дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.
Воздействие встроенных стабилизаторов зависит от восприимчивости изменений в налогах к изменению величины ЧНП. Если налоговые поступления быстро растут с ростом ЧНП или падают с падением ЧНП, дефициты или излишки будут больше. Быстрота изменения налоговых поступлений зависит от степени прогрессивности налоговой системы. Так, снижение предельных ставок подоходного налога и введение «индексирования» личного подоходного налога в США в 80-е годы уменьшили степень встроенной стабильности экономики.
Встроенная стабильность смягчает тяжесть экономических колебаний, однако она не способна скорректировать нежелательные изменения ЧНП, поэтому сторонники кейнсианского направления считают необходимым осуществление дискреционной фискальной политики.
По наличию или отсутствию дефицита государственного бюджета
еще нельзя делать вывод о том, какую фискальную политику проводит правительство – стимулирующую или сдерживающую. Дело в том, что дефицит государственного бюджета может возникать не только в результате стимулирующей фискальной политики, но и в результате спада. Поэтому различают циклический и структурный дефицит государственного бюджета.
Циклический дефицит государственного бюджета не является результатом предпринимаемых правительством антициклических шагов и вызывается спадом в экономике.
Структурный дефицит государственного бюджета является результатом дискреционной фискальной политики – и означает, что, налоговые поступления были бы меньше государственных расходов, даже если бы экономика достигла полной занятости.
Наличие структурного дефицита в экономике определяют по бюджету полной занятости, который показывает, каковы были бы бюджетные излишки или дефициты, если бы экономика функционировала при полной занятости на протяжении года.