Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы

Может создаться впечатление, что стабилизация экономики достигается только с помощью манипулирования налогами и государственными расходами. Однако это не так. И налоговые поступления, и государственные расходы имеют тенденцию изменяться автоматически вместе с изменением ЧНП. Так, при росте ЧНП растут налоговые поступления, т. к. растет заработная плата и прибыль, и одновременно снижаются выплаты пособий по безработице, мало­обеспеченным семьям и т. д. И, наоборот, в период спада налоговые поступле­ния сокращаются, а выплаты растут. Т. е., в экономике присутствует встроенная стабильность, которая помогает автоматически преодолевать спады за счет об­разования дефицитов и содействует преодолению инфляции за счет автомати­ческого появления бюджетных излишков в период подъема. Проиллюстрируем это графически (рис. 1.5).

Правительственные расходы утверждаются парламентом заранее и не за­висят от фактического ЧНП. Поэтому график правительственных расходов представлен горизонтальной прямой G. Но парламент не определяет поступле­ния – он определяет ставку налога, а величина налоговых поступлений будет зависеть от величины ЧНП. При низких значениях ЧНП правительственные расходы будут больше налоговых поступлений (образуется дефицит), а при

 
  Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы - student2.ru Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы - student2.ru

достаточно высоком ЧНП образуется излишек.

Рис. 1.5 - Встроенная стабильность

В целом встроенный стабилизатор – это любая мера, которая имеет тен­денцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшать дефицит) в период инфляции без необходимости приня­тия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.

Воздействие встроенных стабилизаторов зависит от восприимчивости изменений в налогах к изменению величины ЧНП. Если налоговые поступле­ния быстро растут с ростом ЧНП или падают с падением ЧНП, дефициты или излишки будут больше. Быстрота изменения налоговых поступлений зависит от степени прогрессивности налоговой системы. Так, снижение предельных ста­вок подоходного налога и введение «индексирования» личного подоходного налога в США в 80-е годы уменьшили степень встроенной стабильности эко­номики.

Встроенная стабильность смягчает тяжесть экономических колебаний, однако она не способна скорректировать нежелательные изменения ЧНП, по­этому сторонники кейнсианского направления считают необходимым осущест­вление дискреционной фискальной политики.

По наличию или отсутствию дефицита государственного бюджета

еще нельзя делать вывод о том, какую фискальную политику проводит правительство – стимулирующую или сдерживающую. Дело в том, что дефицит государственного бюджета может возникать не только в результате стимули­рующей фискальной политики, но и в результате спада. Поэтому различают циклический и структурный дефицит государственного бюджета.

Циклический дефицит государственного бюджета не является результа­том предпринимаемых правительством антициклических шагов и вызывается спадом в экономике.

Структурный дефицит государственного бюджета является результатом дискреционной фискальной политики – и означает, что, налоговые поступления были бы меньше государственных расходов, даже если бы экономика достигла полной занятости.

Наличие структурного дефицита в экономике определяют по бюджету полной занятости, который показывает, каковы были бы бюджетные излишки или дефициты, если бы экономика функционировала при полной занятости на протяжении года.

Наши рекомендации