Экономический фактор макросреды
Макросреда включает основные силы, действующие не только на саму фирму, но и на ее конкурентов, а также на элементы микросреды. На макросреду, как правило, влиять труднее, чем на микросреду, но это не означает, что фирмы должны оставаться пассивными; невозможность контролировать не подразумевает неспособности влиять. Нередко на макросреду можно влиять при помощи хорошо организованной деятельности по связям с общественностью.
Основные элементы макросреды таковы:
· демографические факторы
· экономические;
· политические;
· юридические;
· социально-культурные;
· экологические и географические;
· технологические.
Экономические факторы охватывают такие сферы, как цикл "бум — спад", рост безработицы в некоторых частях страны вследствие свертывания традиционных отраслей промышленности.
Макроэкономические факторы связаны с управлением спросом в стране; основные механизмы, используемые правительством с этой целью, включают контроль обменного курса, налоговую политику и расходы бюджета. Если правительство увеличивает расходы бюджета (или снижает налогообложение), в экономике будет больше денег и спрос возрастет; если же налогообложение увеличивается (или расходы урезаются), то у потребителей будет меньше денег для расходования, поэтому спрос сократится. Увеличение процентных ставок, как правило, сокращает спрос, что связано с удорожанием местных заимствований и повышением стоимости обслуживания кредитных карточек.
В экономический фактор входят жизненный уровень и покупательская способность населения, стабильность финансовой системы, процесс инфляции и др. Покупательская способность населения является одной из важных характеристик рынка. Тенденции в изменении доходов и структуре расходов имеют большое значение для маркетинга.
В каждой стране мира складывается только ей присущий уровень и пропорции распределения доходов. Эти пропорции определяются отраслевой структурой экономики. Известны 4 типа отраслевых структур:
1. Обеспечивающие существование, когда подавляющее большинство населения занято примитивным сельским хозяйством, основная часть продукции потребляется, а излишки обмениваются на основные товары и услуги. В таких экономических условиях возможности для торговли ограничены.
2. Экспортирующие природные ресурсы. Такая страна обычно богата каким-то одним или несколькими видами природных ресурсов, экспорт которых является основной статьей дохода. Страны с сырьевой экономикой представляют собой хороший рынок для горнодобывающего оборудования, оборудования по хранению материалов, грузовых автомобилей. В зависимости от числа иностранцев, проживающих в стране, а также числа состоятельных местных жителей и землевладельцев, может существовать значительный потенциал спроса на «западные» товары и предметы роскоши.
3. Развивающаяся промышленность. В таких странах доля промышленного производства составляет 10-20% валового внутреннего продукта (Индия, Египет, Филиппины). С ростом производства увеличивается импорт сырья, стали и машиностроительного оборудования, а ввоз готовой продукции (одежды, бумаги, продуктов питания) уменьшается. С развитием промышленности возникает новый класс богатых людей и небольшой, но растущий средний класс. Представителям обоих классов требуются совершенно новые товары, поэтому спрос растет.
4. Индустриальная экономика. Страны с индустриальной экономикой –основные экспортеры готовой продукции и капитала. Они покупают друг у друга промышленные товары, а также экспортируют их в обмен на сырье и полуфабрикаты. Эти страны являются богатым рынком для сбыта всех типов товаров.
На пропорции распределения доходов большое влияние оказывает политическая система государства. В маркетинге выделяют 5 типов стран с различными пропорциями распределения доходов:
1. Очень низкие доходы.
2. Преимущественно низкие доходы.
3. очень низкие и очень высокие доходы.
4. Низкие, средние и высокие доходы.
5. Преимущественно средние доходы.