Государственное регулирование рынка.
При стабильном рыночном равновесии вмешательство государства в механизм рынка нецелесообразно. Если равновесие нестабильно, необходимо активное вмешательство государства в рыночную систему. В практике государственного регулирования отраслевых рынков выделяют прямое административное воздействие на рынок, связанное с непосредственным установлением фиксированной цены на товар, а также косвенное регулирование в виде налогообложения продавцов либо покупателей.
Например, государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия (Р1 > Pe), так и ниже ее (Р" < Pe)- В первом случае это приведет к избытку предложения ΔS = QS' – QD', во втором случае -к дефициту Δ D = Q’’D – Q”S В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема QE В первом случае будет реализовано Q’D единиц продукции, во втором -Q’’S.
Рис.3.7 Установление фиксированных цен
Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Обратим внимание на то, что правительство не может ограничиться только установлением фиксированной цены. Ведь возникает избыток продукции, который приходиться закупать на деньги налогоплательщиков. Сумма денег, направляемых на эти цели из госбюджета, равна площади прямоугольника Q’DABQ’S.. Правительство не может "выбросить" закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведет к понижению цен. Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку это может привести к сокращению частного экспорта сельхозпродукции из данной страны и опять же к понижению внутренних цен. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования.
В попытке сократить избыток продукции правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, оно может начать устанавливать каждому производителю пределы посевных площадей, платить премии за их сокращение и т. д. Это приведет к уменьшению предложения, к сдвигу линии SS на рис. 2.22 влево и к сокращению избытка продукции. Но эти же меры вызывают необходимость в создании специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т. д. Многие зарубежные экономисты подвергают большому сомнению экономическую целесообразность установления государством фиксированных цен, превышающих цены равновесия.
Неоднозначны и последствия установления потолка цен на уровне ниже равновесной цены (P”< Pe). Последствия ценового вмешательства в краткосрочном периоде прежде всего связаны с выигрышем покупателей в текущем периоде с учетом установления рыночной цены на более низком уровне. Однако уже в краткосрочном периоде на рынке появиться дефицит, обусловленный реакцией покупателей ( площадь фигуры QeCDQ”). Данный дефицит можно структурировать как расширение спроса за счет «старых» и «новых» покупателей на рынке.
В долгосрочном периоде проявиться и реакция продавцов-производителей. Прежде всего производители ограничатся объемом производства ниже равновесного- Qs”, что увеличит размеры дефицита ( площадь фигуры Qs”ECQe). К тому же, конкуренция между покупателями приведет к дополнительным затратам времени и денег ( в случае теневых сделок), что выразиться новым уровнем цены-P1. Произойдет деформация рыночного механизма, цена перестанет выполнять свою регулирующую роль. Примерно по такому сценарию развивался в СССР дефицит на рынке продовольствия, поскольку розничные цены на товары этой группы поддерживались на неизменном уровне.
Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых потоварных налогов. К этой группе налогов можно отнести налог с продаж, акцизы на отдельные группы товаров, налог на добавленную стоимость. Непосредственными плательщиками в государственный бюджет таких налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара. Рассмотрим рис. 3. Допустим, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Сначала, до введения налога, линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1 равновесный объем продаж – Q1.
Рис.3.8 Установление потоварного налога на производителей
Введение налога вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1, если его цена составит P1; теперь же они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем P1. В этом случае производители получают цену-нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2S2.
Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, Р+, Р-, Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена Р+, которую платит покупатель, окажется выше первоначальной Р1. Цена Р-, которую фактически получает продавец (без налога), окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-. Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени ложится на покупателей. Если реакция покупателей на изменение цены будет менее эластичной, чем у продавца их налоговое бремя будет возрастать.
Таким образом, государственное регулирование конкурентного рынка приводит к расстройству рыночного механизма, искажению цен, сжатию оборота.