Теория потребительского выбора. Равновесное положение потребителя.

Кривая безразличия показывает все комбинации товаров и услуг, которые имеют для потребителя одинаковую общую полезность.

Предельная норма замены товара «Y» товаром «X»

MRS=-(ΔQ_y)/(ΔQ_x )

Предельные нормы замены: кол-во товара «Y», которое потребитель готов потерять чтобы приобрести дополн. ед. товара «X» и оказаться на том же уровне полезности.

Временной аспект в поведении потребителя.

Потребительский излишек – разница меж максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той ценой, которую он действительно платит при покупке.

Каждая единица товара, приобретенная потребителем, стоит столько же, сколько и последняя единица. Но согласно закону убывающей предельной полезности, первые единицы товара потребитель ценит больше, чем последние. В рез-те, от покупки первых единиц он получит дополнительную выгоду. Когда эта дополнительная выгода становится равной 0, потребитель перестает покупать товар. Если сложить потребит. излишки всех покупателей, то получим совокупный потреб. излишек.

Время – ценный эк-кий ресурс, поэтому потребитель, оценивая предельные полезности потребляемых товаров, должен учитывать ценность времени, необходимого для потребления этих товаров, т. е. знаменатели в правиле максимизации полезности должны включать не просто рыночную цену, а еще и ценность времени, затрачиваемое на потребление.

Поведение потребителей ограничено не только денежными ресурсами, но и ресурсами времени.

Традиционно считалось, что временной бюджет, который имеют потре­бители, можно разделить на две части: рабочее время и свободное время.

В соответствии с современными представлениями, временной бюджет делится на три части: рабочее, неличное и свободное время. Рабочее время это оплачиваемое время. Свободное время это личное время потребителя. Неличное время время на выполнение различных обязанностей (физических, социальных и моральных).

Составляющие временных ресурсов потребителя конкурируют между собой так же, как и товары, предназначенные для различных видов деятель­ности. Например, артисты, преподаватели, спортсмены нередко работают за деньги в свободное время, которое они могли бы использовать для отдыха, следовательно, покупки товаров для отдыха они заменяют покупками товаров для работы.

Потребительский излишек. Временной аспект в поведении потребителя.

Потребительский излишек – разница меж максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той ценой, которую он действительно платит при покупке.

Каждая единица товара, приобретенная потребителем, стоит столько же, сколько и последняя единица. Но согласно закону убывающей предельной полезности, первые единицы товара потребитель ценит больше, чем последние. В рез-те, от покупки первых единиц он получит дополнительную выгоду. Когда эта

дополнительная выгода становится равной 0, потребитель перестает покупать товар. Если сложить потребит. излишки всех покупателей, то получим совокупный потреб. излишек.

Время – ценный эк-кий ресурс, поэтому потребитель, оценивая предельные полезности потребляемых товаров, должен учитывать ценность времени, необходимого для потребления этих товаров, т. е. знаменатели в правиле максимизации полезности должны включать не просто рыночную цену, а еще и ценность времени, затрачиваемое на потребление.

Кривые безразличия.

Кривая безразличия— совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворения потребностей, т. е. приносящих ему одинаковую полезность. Взяв другие возможные сочетания благ, соответствующие различным величинам совокупной полезности, можно составить карту безразличия.

Если потребителю все равно, какую комбинацию предпочесть, то он находится в положении безразличия. В каждой точке кривой безразличия имеет место набор, дающий одинаковое удовлетворение потребителю.

Кривая безразличия представляет совокупность точек, на которых расположены альтернативные комбинации двух товаров, приносящих одинаковое удовлетворение.

Систему потребительских предпочтений можно представить в виде графиков. Впервые это сделал английский экономист Ф. Эджуорт в 1881 г., построив кривые безразличия.

Кривая безразличия – геометрическое место точек, показывающее совокупность наборов товаров, обладающих равной полезностью для потребителя. Каждая точка на кривой безразличия – это особая комбинация двух таких товаров.

a, b, c, d– различные наборы товаров A и B; U – кривая безразличия.

Если у потребителя будут меняться предпочтения, то возникнут новые кривые безразличия. Совокупность кривых безразличия, помещенных на одном графике, принято называть картой безразличия.

Характер наклона кривых безразличия выражает пропорцию, в которой потребитель готов заменить один товар в наборе на другой.

Свойства кривых безразличия

Чем выше расположена кривая безразличия, тем предпочтительнее для потребителя наборы благ, которые она представляет.

Имеют отрицательный наклон.

Не пересекаются.

Выпуклы: их наклон уменьшается по мере движения вниз и вправо вдоль этих кривых.

Абсолютная величина наклона кривой в любой точке есть отношение предельной полезности блага , отсчитываемого по вертикальной оси, к предельной полезности блага, отсчитываемого по горизонтальной оси.

Можно построить кривую, проходящую через любую точку, отражающую любой набор

Наши рекомендации