Сравнительный анализ эффективности различных рыночных структур
Сравним рынок совершенной конкуренции и рынок чистой монополии. Рассмотрим рис. 14.4.
В условиях совершенной конкуренции объем выпуска в отрасли составит QK, а цена установится на уровне РK (так как кривая спроса отдельной фирмы-совершенного конкурента совпадает с кривой предельного дохода MR, поэтому мы рассматриваем равенство MC=P). В условиях монополии выпуск продукции QM будет меньшим, чем в конкурентной отрасли, а цена РM, напротив, выше конкурентной цены (оптимальный объем устанавливается при MR=MC). Таким образом, цена монополиста выше его предельных издержек, из-за чего в условиях чистой монополии потребительский излишек уменьшается на величину, равную площади четырехугольника РKРMСЕK. Часть этих потерянных потребителем излишков, равную площади прямоугольника РKРMСВ, теперь присваивает себе производитель, но при этом излишек производителя уменьшается на величину площади ЕMBЕK, ибо объем производства монополиста меньше, чем у совершенного конкурента. Суммарный излишек всех участников рынка уменьшается на величину площади ЕMСЕK (BСЕK - потери потребителей, ЕMBЕK - производителей). Таким образом, все участники рынка в совокупности (а значит, и общество в целом) несут в условиях монополии чистые потери.
Однако сделанный вывод представляется спорным ряду экономистов. Их аргументы против вывода о неэффективности монополии.
Во-первых, объединение множества фирм в одну может привести к значительному снижению затрат, что изменит кривую долгосрочных предельных издержек и сделает некорректными наши выводы, полученные при неизменных предельных издержках.
Во-вторых, в отрасли характер отдачи от масштаба может быть таков, что эффективный объем выпуска одного завода окажется близким к объему рыночного спроса или даже превысит его.
В-третьих, монополист сильнее заинтересован в разработке и внедрении технических нововведений, прибыль от которых он будет получать единолично, в отличие от совершенно конкурентного рынка, где все изменения технологии сразу же перенимаются конкурентами.
Контраргументами к этому является то, что отсутствие конкурентов позволяет менеджерам монополий безнаказанно проводить неэффективное управление, приводящее к росту затрат. Большинство технических новшеств разрабатывается в небольших и гибких компаниях, а не в вялых, неповоротливых гигантах. Кроме того, поддержание входных барьеров требует от монополиста затрат некоторых ресурсов, что нецелесообразно для общества.
Таким образом, вопрос о неэффективности монополий остается открытым, хотя общий вывод заключается в том, что монополия менее предпочтительна для общества, чем совершенная конкуренция.
Олигополии и монополистической конкуренции присущи все недостатки несовершенной конкуренции (цена выше, а объем ниже, чем на совершенно конкурентном рынке). Из-за значительной степени контроля над рынком эти недостатки проявляются в олигополии сильнее, чем в монополистической конкуренции.
Однако у этих рыночных структур также есть сторонники, утверждающие, что общественные потери при монополистической конкуренции служат платой за разнообразие продуктов, а при олигополии – платой за существование крупных фирм в тех отраслях, где эффективно крупное производство. Одно можно сказать однозначно: олигополия в форме картеля крайне неэффективна.
Вывод: совершенная конкуренция обеспечивает наиболее рациональное распределение ресурсов общества. Однако несовершенная конкуренция имеет ряд достоинств, которые отсутствуют у совершенной конкуренции, поэтому вопрос о неэффективности несовершенных рыночных структур остается открытым.
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите основные признаки монополистической конкуренции.
2. В каком периоде у монополистической конкуренции наиболее заметны черты, сближающие ее с другими видами несовершенной конкуренции, а в каком – с совершенной конкуренцией? Обоснуйте свой ответ.
3. Перечислите характерные черты олигополии и укажите ее разновидности.
4. Объясните, в чем суть модели ломаной кривой спроса и почему олигополисты стремятся согласовывать свои действия в области ценообразования.
5. В чем состоят достоинства и недостатки каждого из типов рыночных структур?
Тесты для самопроверки
1. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:
а) фирмы не могут свободно входить и выходить из отрасли;
б) помимо мелких присутствуют крупные фирмы, определяющие развитие событий в отрасли;
в) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию;
г) использование рекламы в качестве продвижения товара в этой отрасли неэффективно.
2. Характерной чертой олигополии является:
а) только дифференцированная продукция;
б) только стандартизированная продукция;
в) рассеянность рыночной власти между большим числом мелких производителей;
г) присутствие в отрасли крупных фирм, влияющих на конъюнктуру рынка.
3. Если все фирмы в отрасли следуют за снижением цены фирмой А, однако не следуют за повышением цены этой фирмой, это означает, что:
а) фирма А является участником картели;
б) на этом рынке действует модель «игра по правилам»;
в) фирма А сталкивается с ломаной кривой спроса;
г) фирма А является ценовым лидером в отрасли.
4. Что из нижеперечисленного является признаком только совершенной конкуренции:
а) кривая предельного дохода располагается ниже кривой спроса;
б) фирмы не обладают рыночной властью;
в) фирмы всегда максимизируют прибыль;
г) фирмы получают прибыль в долгосрочном периоде.
5. Предельный доход ниже рыночной цены:
а) только у совершенных конкурентов;
б) только у монополистов;
в) у фирм, работающих на рынках с любым типом рыночных структур, кроме совершенной конкуренции;
г) у фирм, работающих на рынках с любым типом рыночных структур, кроме монополии.