И подготовке к семинарскому занятию

В данной теме идет речь о недавнем периоде истории отечественной экономической мысли, который связан с драматическими событиями перехода от этатизированной, централизованной, плановой экономики к экономике рыночного типа. Он вобрал в себя множество политических событий, выдвинул на авансцену общественной жизни экономистов -демократов «первой волны». Большинство из них внесли свой вклад в развитие теоретических представлений о том, каким путем преобразований следует идти. Эти теоретические построения в силу специфики исторической ситуации и абсолютной новизны возникших проблем приобрели форму не академических сочинений, а форму практических программ, направленных на решение невиданной в истории задачи - вернуться на магистральный путь развития, отказавшись от дискредитировавшей себя модели «государственного социализма». Вполне естественно, поэтому, что, во-первых, теоретики (они же и практики) переходного периода были далеко не во всем согласны друг с другом, а во-вторых, не все предложенные ими меры оказались эффективными и дали именно тот результат, на который рассчитывали их инициаторы. При подготовке к семинарскому занятию будет весьма полезным соотнести замыслы авторов различных программ переходного периода с реальными результатами их действий. Это позволит извлечь важные для будущего уроки из нашего собственного недавнего прошлого.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

1. Гайдар, Е. Т. Долгое время / Е. Т. Гайдар. - М.: 2005. – 391-399.

2. Лопатников, Л. Экономика двоевластия: беседы об истории рыночных реформ в России / Л. Лопатников. - СПб.: 2000. – С. 5-39.

3. Колодко, Г. В. От шока к терапии: политическая экономия постсоциалистических преобразований / Г. В. Колодко. - М.: 2000.

4. Кудров, В. М. Советская экономика в ретроспективе / В. М. Кудров. - М.: 2006. - С. 6-36.

5. Ослунд, А. Строительство капитализма: рыночная трансформация стран бывшего советского блока /А. Ослунд. - М.: 2003. – С. 436-437.

Дополнительная литература:

1. Гайдар, Е. Т. Аномалии экономического роста / Е. Т. Гайдар. - М.: 1997.

2. Гайдар, Е. Т. Гибель империи / Е. Т. Гайдар. - М.: 2006.

3. Илларионов, А. Как Россия потеряла XX столетие // Вопросы экономики. – 2000. - № 1.

4. Федоренко, Н. Россия на рубеже веков / Н. Федоренко. - М.: 2003.

5. Ясин, Е. Г. Российская экономика Истоки и панорама рыночных реформ / Е. Г. Ясин. - М.: 2003.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте главные отличия рыночной экономики от экономики государственного социализма.

2. Объясните, в чем заключается смысл понятия «шоковая терапия»?

3. Чем обосновывали необходимость «шоковой терапии» Гайдар и его единомышленники?

4. Какую роль в ходе реформ начала 90-х годов играла либерализация цен?

5. Какие принципы были положены в основу программы приватизации государственной собственности?

6. Какие факты можно привести в доказательство того, что в результате реформ 90-х годов в России в основном была создана экономика рыночного типа?

Примерная тематика докладов

Темы докладов приведены в пункте 2 заданий на самостоятельную работу в каждой теме семинарских занятий настоящих учебно-методических указаний.

Примерная тематика эссе

1. Меркантилизм – первая теоретическая концепция рыночных экономических отношений.

2. А. Смит – центральная фигура либеральной экономической теории.

3. Теория стоимости в классическом направлении экономической мысли: насколько она актуальна сегодня?

4. Концепция laissez faire – ее смысл и современное значение.

5. В чем была права старая историческая школа Германии?

6. «Маржинальная революция» – миф или реальность?

7. Т. Веблен и его теория праздного класса.

8. Ф. фон Хайек - последний из лесэ фэр?

9. Экономическая мысль советского периода: открытия, догмы, драмы.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет и метод истории экономических учений.

2. Основные этапы и направления развития экономической мысли.

3. Экономическая мысль философов античного мира.

4. Меркантилизм – первая школа рыночной экономической теории.

5. П. Буагильбер – родоначальник классической школы во Франции.

6. Экономическое учение Ф. Кенэ.

7. Экономическое учение А. Смита.

8. Материалистическое понимание истории К. Маркса.

9. Теория прибавочной стоимости К. Маркса.

10. Сущность, этапы и особенности «маржинальной революции».

11. Основные идеи австрийской школы политической экономии.

12. А. Маршалл о взаимосвязи рыночной цены, спроса и предложения.

13. Теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса.

14. Меры государственного регулирования экономики в учении Дж. М. Кейнса.

15. Посткейнсианские теории экономического роста.

16. Неоконсерватизм и его главные направления.

17. Теория монетаризма М. Фридмена.

18. Теория эффективной конкуренции Й. Шумпетера.

19. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.

20. Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.

21. Ордолиберализм и концепция «социального рыночного хозяйства».

22. В. Ойкен и его «Основы национальной экономики»

23. Экономические концепции европейской социал-демократии.

24. Франкфуртская школа социальных исследований.

25. Теория международной торговли Хекшера-Олина.

26. Теории развивающейся экономики третьего мира.

27. Основные направления экономической мысли в России XIX века.

28. Теория империализма В.И. Ленина.

29. Ленинизм как теоретическая основа «государственного социализма».

30. Экономические программы периода перестройки и хозяйственных реформ в России в конце XX века.

Учебно-методические указания

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

Дисциплина: История экономических учений

Направление подготовки: 080200. 62 «Менеджмент»

Профиль подготовки: «Производственный менеджмент»

Квалификация выпускника: «бакалавр»

Автор:

Георгий Владимирович Пайда

Издано в авторской редакции

[1] Подготовка докладов носит индивидуальный характер.

Наши рекомендации