Потребности и экомические ресурсы

Модуль I.

«Введение в экономическую теорию, микроэкономика».

Модульная единица 1

«Вводная. Предмет и метод экономической теории».

План лекции:

1. Предмет и метод экономической теории

2. Потребности и экономические ресурсы

3. Экономические задачи и цели в обществе

4. Виды экономических систем

1.Предмет и метод экономической теории.

Микро- и макроэкономика. Потребности, блага, ресурсы. Экономический выбор. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки. Экономическая система. Основные типы экономических систем.

Экономическая теория – наука о:

- поведении людей в мире ограниченных ресурсов и безграничности потребностей;

- эффективном использовании ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих потребностей человека;

- экономических законах, управляющих производством, расп-ределением, обменом и потреблением благ;

- исследовании источников богатства, стимулах к действию человека и мотивах противодействия;

- экономических отношениях, т.е. отношениях, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ;

- поиске эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей.

Эволюция подходов к определению предмета экономической науки в рамках различных научных направлений и школ:

- античная экономическая мысль (Ксенофонт, Аристотель, Платон…) представляла экономику как учение о ведении домашнего хозяйства (oikos – дом, хозяйство, nomos – закон). Выделяются две формы богатства – экономика, как совокупность полезных вещей и хрематистика, как накопление денег;

- меркантелизм (XVI-XVIII вв. А. де Монкретьен, Т. Мен) – сфера обращения выделяется как источник богатства страны. Политическая экономия превращается в самостоятельную науку. Термин политическая экономия приписывается Антуану де Монкретьену «Трактат политической экономии» (1615 г.);

- физиократы (XVIII в. Ф. Кенэ, А. Тюрго) считали сельское хозяйство источником чистого продукта;

- классическая политическая экономия (XVII-XIX вв.. У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) – материальное производство как основа богатства страны;

- марксизм-ленинизм (70-е гг. XIX в., начало XX в.) – пытались объяснить развитие общества не только с экономической, но и с философской, социологической, исторической и других точек зрения. Основу развития видели в единстве производственных отношений и производительных сил.

- маржинализм (середина и конец XIX в. О. Курно, Г. Госсен, К. Менгер, Ф. Визер, У. Джевонс, Л. Вальрас и др.) представляли экономику, как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов действующих на основе принципа максимизации полезности (теория предельной полезности)

- неоклассическое направление (начало ХХ в. А. Маршалл «Принципы экономической науки» (1890 г.), в которой впервые было предложено обозначать «Политическую экономию», как «Экономическая наука» («Экономикс») – разработка теории рационального использования ресурсов, экономического выбора и оптимального равновесия. В этом направлении выделяются три школы:

- монетаризм (М. Фридмен);

- теория рациональных ожиданий, 60-70-е гг. ХХ в. (Р. Лукас);

- экономика предложения, 70-е гг. ХХ в. (А. Лаффер, М. Эванс);

- институционализм (начало ХХ в. Т. Веблен, М. Вебер, У. Митчелл) – рассмотрение экономических процессов с учётом влияния на них многообразных условий общественной жизни.

- Теория общественного благосостояния (Дж. М. Кларк, А. Берли)

- Теория постиндустриального и информационного общества (Дж. Гэлбрейт);

- кейнсианство (30-е гг. ХХ в.) Дж. М. Кейнс – родоначальник макроэкономики, активный сторонник роли государства в рыночной экономике, автор системы экономических и политических мер, направленных на повышение эффективности национального производства прежде всего – совокупного спроса, через налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику. В рамках данного направления развивались школы:

- неокейнсианство (50-е гг. ХХ в. Р. Харрод, Е. Домар);

- посткейнсианство (60-70-е гг. ХХ в. Дж. Робинсон);

- новое кейнсианство (середина 70-х гг. Дж. Стиглиц).

- неоинституционализм (80-е гг. ХХ в. Р. Коуз, А. Алчиян, А. Оноре) – рассматривают институты как совокупность формальных и неформальных правил и норм, определяющих поведение человека. При этом отношения собственности трактуются как санкционированные обществом права собственности по отношению к ресурсам и благам.

Функции экономической теории:

1. Теоретическая – выявление закономерностей экономической жизни, выработка логических схем.

2. Методологическая – выработка основных понятий, категорий, которые используются для конкретных экономических наук.

3. Практическая – использование экономических законов для рационального поведения человека.

4. Политико-идеологическая - выработка экономической политики государства.

Методы экономической теории:

Всеобщие (философские), вооружающие все области познания:

- метафизика – рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости;

- диалектика – учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления.

Общенаучные:

- исторический подход – анализ явлений и процессов в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сменяли друг друга;

- логический (теоретический) подход – предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование от второстепенных его свойств, в результате возникает научное представление об этом явлении, формируется логическое понятие или экономическая категория, например, спрос, предложение, цена;

- научная абстракция – позволяет исключить из рассмотрения отдельные, несущественные взаимоотношения, факторы и сконцентрировать внимание на главном;

- анализ – предполагает расчленение объекта исследования на составляющие части и выделение существенных сторон явлений и процессов;

- синтез – соединение исследованных элементов (частей) в единое целое ( в систему).

В ходе анализа и синтеза устанавливаются причинно-следственные связи, взаимозависимости, выявляются закономерности.

Допущение «при прочих равных условиях» используется в процессе анализа и синтеза. Это означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а всё остальное предполагается неизменным.

- индукция – выведение общего из частных фактов, движение от фактов к теории, от частного к общему, начинается с фиксации эмпирических фактов;

- дедукция – от общего к частному, от теории к фактам, при этом широко используется гипотеза, т.е. формулированное научное предположение или допущение;

- системный подход (анализ) – рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом;

- экономико-математическое моделирование – построение моделей реальных экономических процессов с помощью математических методов;

- экономический эксперимент – искусственное воспроизведение экономического процесса или явления посредством различных моделей для его изучения или дальнейшего изменения под влиянием различных факторов;

- экстраполяция – перенесение в будущее тенденций сегодняшнего дня;

- предельный анализ (метод предельных величин) – рассматривает насколько изменится та или иная величина (показатель) при изменении другой величины на единицу.Специфические (частные) методы разрабатываются и используются для решения отдельных экономических проблем, конструирования системы экономических законов.

Экономический закон –устойчивая, постоянно повторяющаяся, объективная, причинно-следственная связь и взаимозависимость экономических явлений и процессов, проявляющаяся через взаимоотношения между людьми.

Позитивная экономика изучает явления и процессы такими какими они есть, свободна от субъективных оценок и не даёт никаких рекомендаций.

Нормативная экономика предполагает наличие оценочных суждений, представлений о том, как должно быть.

Структура экономической теории:

1. Микроэкономика изучает поведение предприятий, домашних хозяйств и других субъектов экономики, а также функционирование отдельных рынков и эффективность распределения и использования ресурсов.

2. Макроэкономика изучает функционирование национальной экономики в целом, агрегированное поведение экономических субъектов с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и т.д. Большая заслуга в развитии макроэкономики отводится Д.М. Кейнсу.

3. Мезоэкономика, или медиум-уровень, предполагает исследование законов функционирования определённых подсистем национальной экономики в территориальном или отраслевом разрезе.

4. Мегаэкономика (мировая экономика) исследует важнейшие формы международных экономических отношений.

Потребности и экомические ресурсы

Потребности – это нужда или недостаток в чем-то, необходимый для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом.

Это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности.

Первичные потребности – удовлетворение жизненно важных нужд человека (продукты питания, одежда, жилье…)

Вторичные потребности – потребности в социально- культурных благах (кино, театр, спорт, образование…)

Потребности в средствах деятельности – с помощью чего человек производит блага необходимые для удовлетворения потребностей.

Потребности в социально–престижных благах, выражающих социальный статус человека.

рис.1. Пирамида потребностей А. Маслоу

Динамика потребностей выражается в законе возвышения потребностей, который неразрывно связан с процессом развития человека и общества и предполагает постоянное возрастание и изменение структуры, качества и количества потребностей. В этом смысле потребности безграничны.

Благо – это то, с помощью чего человек удовлетворяет свои потребности.

Свободные (естественные) блага – блага данные самой природой (воздух, вода, земля…). Они по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве.

Экономические блага (предметы потребления и средства производства) – как результат деятельности человека (товары и услуги), всегда ограничены.

Взаимозаменяемые блага (субституты) – каждое отдельно взятое благо в состоянии удовлетворить потребность человека (вода, соки, чай…).

Взаимодополняемые блага – каждое отдельно взятое благо не может удовлетворить потребность (машина и бензин, фотоаппарат и фотопленка).

Ресурсы – это имеющиеся в распоряжении человека материальные и нематериальные блага, с помощью которых человек производит экономические блага для удовлетворения свих потребностей.

Ресурсы – блага производственного назначения, необходимые для создания конечных товаров и услуг.

Факторы производства – ресурсы, использующиеся человеком в процессе производства.

Производство – соединение факторов производства в единый технологический процесс.

Земля – это естественный природный ресурс, обеспечивающий процесс производства (земля, леса, полезные ископаемые…).

Труд – целесообразная, осознанная деятельность людей по созданию товаров и услуг. Любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности. Как форма реализации рабочей силы.

Капитал – накопленный ресурс человеческой деятельности (здания, станки, машины…), посредством которого человек воздействует на предметы труда (то, на что направлен труд человека – земля…). Под капиталом на рынке факторов производства понимается физический капитал – составная часть ресурсов общества и его вещественного богатства. В широком смысле капитал – любая ценность, или актив, который в рыночном хозяйстве приносит доход.

Средства производства – совокупность предметов и средств труда.

Производительные силы – возможности создания и увеличения производства благ, заключённые в имеющихся ресурсах общества.

Предпринимательская способность – это особый вид человеческих ресурсов, способность соединить все факторы производства в единый производственный процесс, способность рисковать и внедрять в производство новые идеи и технологии.

В последнее время ряд авторов к названным ресурсам добавляют еще два: - наукоемкие технологии, информация.

Особую значимость эти ресурсы приобретают в условиях перехода общества от постиндустриального этапа развития к информационному.

3.Основные эконмические задачи и цели в обществе:

Основная экономическая проблема – столкновение постоянно возрастающих потребностей с ограниченными ресурсами.

Фундаментальные вопросы экономики:

- что производить, т.е. какие из взаимоисключающих друг друга экономических благ должны быть произведены и в каком количестве?

- как будут производиться экономические блага, кем, с помощью каких ресурсов и какой технологией?

- для кого будут производиться товары и услуги, в каких пропорциях будут распределяться между людьми?

Производственные возможности –это максимально возможный объем производства благ при полном и эффективном использовании имеющихся ограниченных ресурсов.

Парето-эффективность – это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий их использования и при этом не способно увеличить какую – либо долю в полученном результате, не сократив другую.

Кривая производственных возможностей – это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объемов производства нескольких товаров и услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости и использовании всех имеющихся ресурсов.

Рис. 1.2. Кривая производственных возможностей (КПВ)

Точки А, В, Г, Д, т.е. точки лежащие на КПВ показывают различные варианты распределения ресурсов и производство товаров А и В. Точка Е означает неполное и неэффективное использование имеющихся ресурсов. Точка Ж недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии.

Альтернативная стоимость (альтернативные, вмененные, или издержки упущенных возможностей) определяется тем количеством товара (А), которым надо пожертвовать, чтобы получить дополнительное количество товара (В).

Закон возрастания альтернативных издержек – с некоторого объема производства какого-либо блага, производство каждой дополнительной единицы этого блага потребует все большего количества затрат ресурсов при их неполной взаимозаменяемости.

Экономическая система- исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

1. социально-экономические отношения;

2. организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

3. хозяйственный механизм;

4. система стимулов и мотиваций участников;

5. экономические связи между предприятиями и организациями.

Виды экономических систем

Наши рекомендации