Казахстанские фармпроизводители
Казахстанская фармацевтическая промышленность представлена 80предприятиями. На долю 5 наиболее крупных заводов приходитсяболее 85% всех выпускаемых в Казахстане лекарств в денежном выражении; АО «Химфарм», «СП ГлобалФарм», АО «НобелАФФ», фармацевтические компании «Ромат», «Карагандинский фармацевтический комплекс» представляют собой предприятия полного цикла - разработка активных фармацевтических ингредиентов, производство фармацевтических субстанций, разработка и внедрение технологических процессов, производство готовых лекарственных форм, реализация лечебным учреждениям и потребителям через дистрибьюторскую и аптечную сети.
2. Фармацевтические рынки стран СНГ
На всех фармрынках стран СНГ растет роль государства: реализуются различные национальные программы, осуществляется государственная политика поддержки отечественных производителей. Во многих странах СНГ идет реформирование системы здравоохранения в соответствии со стратегическими целями: улучшение демографической ситуации, повышение качества жизни и реальных доходов населения, обеспечение относительной независимости страны от импорта жизненно необходимых лекарств. Одновременно происходит совершенствование фармацевтического рынка по всем направлениям.
Ситуация на фармрынках в целом поддается экономическим законам, но на практике уникальность состояния фармрынка в каждой стране определяется влиянием совокупности факторов. Значительные объемы фармацевтических рынков России, Украины и Казахстана связаны как с реформами в сфере здравоохранения, направленными на улучшение качества жизни и здоровья населения, так и с наибольшей численностью населения среди стран СНГ. Большинство стран СНГ демонстрируют высокие темпы роста фармрынка, что свидетельствует о большом потенциале его развития. Максимальные темпы роста — у России и Казахстана.
Рисунок 1 – Объем фармацевтического рынка СНГ
Азербайджан демонстрирует наибольший прирост ВВП, однако объем фармрынка в данной стране невелик, несмотря на благоприятные экономические условия. По-видимому, социальные факторы и менталитет населения определяют невысокий уровень потребления лекарств в этой стране. Наименьший прирост рынка по итогам 2006 г. отмечен в Беларуси и Молдове. Замедление темпов роста фармрынка Беларуси, по сравнению с 2005 г., связано с государственной политикой, нацеленной на увеличение доли отечественных производителей на рынке этой страны.
Наиболее высокие показатели потребления лекарств на душу населения — в России и Казахстане, самые низкие — в Таджикистане, Кыргызстане и Туркменистане. Существенное влияние на величину потребления лекарств на душу населения оказывает государственная политика. Так, в России с 2005 г. реализуется программа ДЛО. В Казахстане в течение 2006 г. активно осуществлялась государственная программа реформирования и развития здравоохранения, направленная на улучшение здоровья нации путем повышения качества и доступности услуг здравоохранения, формирования здорового образа жизни. Она была разработана в соответствии со стратегическим планом развития Казахстана, основной целью которого является вхождение в число 50 наиболее конкурентоспособных стран.
Рисунок 2 – Прирост ВВП фармацевтического рынка СНГ
На величину потребляемых медикаментов на душу населения влияют и такие факторы, как развитость и привлекательность фармрынка страны для производителей, PR- и рекламная активность производителей на рынке. Количественные характеристики фармрынков стран СНГ, по которым можно косвенно судить об активности производителей, представлены на рисунке 3.
Фармацевтические рынки России, Украины и Казахстана постоянно и быстро развиваются и являются наиболее привлекательными для производителей, число которых в этих странах максимально. Лидерами по количеству торговых марок, представленных в розничном коммерческом секторе, являются Россия, Украина и Азербайджан. Фармрынки Узбекистана, Армении и Молдовы характеризуются наименьшими количественными показателями.
Итак, можно сделать вывод, что уровень потребления лекарств в странах СНГ еще далек от насыщения. Величина потребления медикаментов определяется комплексом факторов, таких как общий объем рынка, уровень его развития, менталитет населения, государственная политика.
В 2006 г. ЦМИ “Фармэксперт” осуществлял мониторинг аптечных и больничных закупок в четырех странах СНГ (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан), мониторинг розничного рынка — в девяти странах СНГ. Наибольшую долю в объеме фармрынка России, Казахстана, Украины и Беларуси составляет розничный коммерческий сектор, доля которого колеблется от 58% в России до 89% на Украине. Доля госпитального сектора среди этих стран максимальна в Беларуси (21% по итогам 2006 г.). В 2006 г. в Беларуси наблюдался рост госпитального сектора в стоимостном выражении. Причины этого связаны со структурой заболеваемости населения и применением дорогостоящих препаратов при лечении больных в стационарах (противоопухолевые препараты, инсулины и др.). В натуральном выражении госпитальный сектор в Беларуси сократился, что, возможно, связано с активной работой по реформированию системы здравоохранения в республике, сокращением числа ЛПУ и ориентацией прежде всего на амбулаторно-поликлиническую помощь населению.
В розничном коммерческом секторе фармрынков стран СНГ преобладают рецептурные препараты. Исключение составляет только Россия, где доля безрецептурного сегмента составляет 50,3 %. Преобладание рецептурных препаратов объясняется отсутствием аналогов с подобной эффективностью в безрецептурном сегменте. Кроме того, соотношение рецептурных и безрецептурных препаратов определяется величиной доходов населения. Доля рецептурных лекарственных средств является индикатором рынка: чем больше развит фармрынок региона, тем меньшая доля на нем принадлежит препаратам рецептурного отпуска. Так, доля рецептурного сегмента максимальна в Узбекистане (92 %), где доходы населения невелики. Доля ОТС-препаратов, напротив, увеличивается с ростом доходов населения, т.к. граждане получают возможность покупать препараты для предупреждения заболеваний (противовирусные), улучшающие качество жизни (витамины) или облегчающие протекание различных заболеваний (противопростудные средства). Преобладание безрецептурного сегмента также оказывает существенное влияние на механизмы продвижения препаратов на фармрынках стран СНГ (через СМИ, телевидение) и рост потребления ЛС.
На фармрынках всех без исключения стран СНГ в розничном коммерческом секторе сохраняется преобладание дженериков. На соотношение инновационных и дженериковых препаратов влияют:
- величина доходов населения: чем выше покупательная способность населения, тем больше доля инновационных препаратов в стране
- объем рынка, его потенциал и активность производителей: чем более развит рынок, тем больший интерес для производителей он представляет
- развитость собственного производства и государственная политика; в Беларуси отечественные производители, производящие в основном дженерики, обеспечиваются государственной поддержкой; в Узбекистане сильна позиция российских дженериковых компаний
Наибольшая доля инновационных препаратов наблюдается в России, Грузии и на Украине, наименьшая — в Беларуси, Молдове и Армении.
Рисунок 3 – Анализ и объем фармацевтического рынка
Ценовой анализ продаж в странах СНГ подтверждает, что уровень доходов населения напрямую влияет на уровень цен наиболее потребляемых препаратов. Так, наибольшая доля (около 50%) препаратов с ценой за упаковку ниже 1 долл. США отмечена в Узбекистане, что является существенным показателем низкого уровня доходов населения (цена является определяющим фактором выбора препарата). На 2-м месте по потреблению дешевых препаратов Молдова. Суммарная доля препаратов дешевле 3 долл. составляет в этой стране 52% рынка. Очень интересна зависимость объемов продаж от ценового сегмента в Армении. Доля инновационных препаратов в этой стране наименьшая, однако доля продаж препаратов стоимостью выше 3 долл., т.е. средней ценовой категории, а также дорогих препаратов наибольшая. Дело в том, что в Армении высоки денежные доходы населения и в то же время очень сильны позиции дженериковых компаний. В итоге цены на препараты ведущих производителей в Армении выше, чем в других странах СНГ. В остальных странах СНГ существенна доля продаж лекарственных сердств среднего ценового диапазона (3—10 долл. США).
Лидерами по объемам продаж являются группы препаратов для лечения заболеваний пищеварительного тракта и нарушений метаболизма, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Соотношение долей анатомо-терапевтических групп в различных странах зависит от структуры заболеваемости населения, активности производителей на рынке, покупательной способности населения. Так, в Узбекистане наибольшая доля в общем объеме продаж принадлежит жизненно необходимым препаратам (например, системным противомикробным препаратам — группа J); в этой же стране наиболее высока доля госпитальных растворов. В России в розничном коммерческом секторе доля противоопухолевых препаратов является наибольшей среди стран СНГ, несмотря на их отпуск в рамках программы ДЛО. В Беларуси болезни системы кровообращения находились на 1-м месте среди причин роста заболеваемости населения в 2005 г., и доля препаратов для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы здесь наиболее значительна.
В ТОP15 корпораций на фармрынке России, Казахстана, Беларуси и Украины вошла только одна российская компания — “Фармстандарт”. Однако и этот результат существенен, учитывая высокую степень конкуренции с иностранными компаниями на рынках стран СНГ. Стратегически важным для развития российских компаний является увеличение объемов продаж и выход на рынок стран СНГ. В связи с этим на многих российских предприятиях ведется активная работа по продвижению и распространению продукции; объем экспорта в страны СНГ растет: компания “Отечественные лекарства” в Узбекистане — лидер по объемам продаж в 2006 г., “БИОТЭК” вышел на 2-е место в рейтинге среди дженериковых компаний в этой же стране.
Лидером среди ТОP15 корпораций является “Санофи—Авентис”. Наибольшая доля компании — на Украине. Наибольшую долю рынка в Беларуси по-прежнему удерживает корпорация “Берлин-Хеми/Менарини”. В ТОP15 вошли как дженериковые, так и инновационные корпорации. Доля инновационных корпораций (“Пфайзер”, “Янссен-Силаг”, “Новартис” и др.) преобладает в России за счет отпуска инновационных препаратов по программе ДЛО.
В розничном коммерческом секторе Армении лидерство принадлежит корпорации “ГлаксоСмитКляйн”; от нее незначительно по доле в общем объеме продаж отстает “Сервье”. В Азербайджане лидерство принадлежит “Санофи—Авентис” и “Сервье”.
Лидером по доле от общего объема продаж в розничном коммерческом секторе стран СНГ среди торговых марок является “Актовегин”. По соотношению долей различных препаратов, среди которых есть как дженериковые (Энап, Предуктал, Мезим форте), так и инновационные (Гливек, Виагра, Велкейд), можно наблюдать экспансию брендированных дженериков, вывод на рынок инновационных препаратов. Так, доля инновационных препаратов Гливек и Велкейд является наибольшей в России; в других странах СНГ (Армения, Грузия, Узбекистан) эти препараты не представлены. Доля раскрученной торговой марки “Арбидол” значительна в России, а в Казахстане, Молдове и Узбекистане — очень мала. Доля торговой марки в различных странах СНГ также отражает активность региональных представительств и подтверждает тот факт, что вывод на рынок торговой марки производители начинают с России, а затем уже выходят на рынки других стран СНГ.
В среднесрочной перспективе можно прогнозировать дальнейший рост фармрынков стран СНГ, увеличение потребления лекарств на душу населения и увеличение объема средств, выделяемых государством на здравоохранение.
3. Место шведских фармацевтических компаний на международном рынке
Компании “AstraZeneca” и “Pharmacia” занимают далеко не последнее место на мировом рынке фармпрепаратов.
По данным за 2000 год по объему продаж рецептурных лекарственных средств фармацевтическая компания “AstraZeneca” занимала 4 место на мировом фармрынке, “Pharmacia” – 8 место.
Таблица 1 - Рейтинг фармацевтических компаний по объему продаж рецептурных лекарственных средств(“Scrip Magazine”, №279 (8) 26.02.2001)
Место в рейтинге | Компания | Объем продаж, млрд. долл. США | Изменение объема продаж, % |
1-е | “GlaxoSmithKline” (Великобритания) | 22,210 | 9,4 |
2-е | “Pfizer” (США) | 20,500 | 67,6 |
3-е | “Merck & Co.” (США) | 17,482 | 14,3 |
4-е | “AstraZeneca” (Швеция–Великобритания) | 14,834 | 34,7 |
5-е | “Aventis” (Франция–Германия) | 14,809 | 6,9 |
6-е | “Bristol-Myers Squibb” (США) | 14,309 | 13,8 |
7-е | “Novartis” (Швейцария) | 12,680 | 8,6 |
8-е | “Pharmacia” (Швеция – США) | 11,177 | 20,3 |
9-е | “Hoffmann-La Roche” (Швейцария) | 10,974 | 14,7 |
10-е | “Johnson & Johnson” (США) | 10,694 | 24,9 |
Оценка размера операционной прибыли, полученной компаниями в 1999 г. по результатам выпуска фармацевтической продукции, показывает, что по этому показателю компания “Pharmacia” занимала 8 место в рейтинге, а “AstraZeneca”- 9.
Таблица 2 Прибыльность крупнейших фармацевтических компаний (“Scrip Magazine”, №279 (8) 26.02.2001)
Компания | Прибыль, млрд. долл. США | Объем продаж, млрд. долл. США | Прибыльность, % |
“Johnson & Johnson” | 3,595 | 10,694 | 33,6 |
“GlaxoSmithKline” | 6,735 | 22,209 | 30,3 |
“Novartis” | 3,612 | 12,680 | 28,5 |
“Bristol-Myers Squibb” | 4,018 | 14,309 | 28,1 |
“Merck & Co” | 8,620 | 32,714 | 26.6 |
“Lilly” | 2,517 | 9,375 | 25,4 |
“Hoffmann-La Roche” | 2,332 | 10,974 | 21,3 |
“Pharmacia” | 2,189 | 11,177 | 19,6 |
“AstraZeneca” | 2,711 | 14,834 | 18,3 |
“Aventis” | 2,609 | 14,809 | 17,6 |
По размеру инвестиций в научные исследования и разработки в 1999 г. 4-е место занимает компания “AstraZeneca”, а “Pharmacia”-8.
Таблица 3. Затраты ведущих компаний на исследования и разработки в 1999 г. (“Scrip Magazine”, №279 (8) 26.02.2001)
Компания | Расходы на научные исследования и разработки, млрд долл. США | Объем продаж, млрд долл. США | Расходы на научные исследования и разработки, в % от объема продаж |
“Pfizer” | 4,500 | 20,500 | 15,6 |
“GlaxoSmithKline” | 3,700 | 22,210 | 16,6 |
“Aventis” | 2,593 | 14,809 | 17,5 |
“AstraZeneca” | 2,454 | 14,834 | 16,5 |
“Merck & Co” | 2,068 | 17,482 | 11,8 |
“Novartis” | 2,075 | 12,680 | 16,4 |
“Hoffmann-La Roche” | 2,029 | 10,974 | 18,5 |
“Pharmacia” | 2,000 | 11,177 | 17,9 |
“Bristol-Myers Squibb” | 1,840 | 14,309 | 12,9 |
“Lilly” | 1,784 | 9,375 | 19,0 |
Из последних данных можно представить рейтинг крупнейших фармацевтических компаний (рис.1.) из которого видно, что“AstraZeneca” не теряет своих позиций на мировом рынке и занимает в нем 6 место, а компания “Pfaizer”, включившая в себя в настоящее время компанию “Pharmacia” лидирует с большим отрывом.
Таблица 4. Рейтинг крупнейших фармацевтических компаний («Handelsblatt»,2009)
№ | Компания | Оборот, млрд долл. США | Прирост к 2007г.% | |
“Pfizer” | 44,424 | 44,174 | -1 | |
“GlaxoSmithKline” | 38,501 | 37,705 | -2,1 | |
“Sanofi-Aventis” | 38,452 | 37,683 | -2 | |
“Novartis” | 31,194 | 32,600 | 4,4 | |
“Roche” | 30,686 | 31,230 | 1,8 | |
“AstraZeneca” | 29,559 | 31,601 | ||
“Johnson & Johnson” | 24,866 | 24,600 | -1 | |
“Merck & Co” | 20,102 | 23,900 | ||
“Wyeth” | 22,400 | 22,834 | ||
“Lilly” | 17,638 | 20,378 |
На основе представленных данных можно сделать вывод о том, что шведские фармацевтические компании имеют значительный вес на мировом фармрынке, уверенно удерживают свои позиции и непрерывно развиваются.
4. Исследование качественных и количественных характеристик розничного фармацевтического рынка (общее)
Современный фармацевтический рынок представляет собой сложную структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных элементов: производственный сегмент, оптовый сегмент, розничный сегмент, потребительский сегмент. При этом в конечном итоге деятельность всех участников рынка направлена на удовлетворение потребности в лекарственных средствах потребительского сегмента, значительную часть которого составляют конечные потребители, т.е. население. Однако в силу особенностей нормативного регулирования население может удовлетворить свои потребности только посредством взаимодействия с розничным сегментом, реализуя тем самым концепцию фармацевтической помощи. Следовательно, ключевым элементом, определяющим уровень качества и доступности фармацевтической помощи, является именно розничный рынок, представляющий собой совокупность аптечных организаций.
Информационной базой аналогичных исследований выступают, как правило, данные статистических служб, однако этот источник имеет ряд недостатков, среди которых необходимо отметить следующие: неполный охват объектов рынка (субъекты малого бизнеса, как правило, не получают отражения в данных), значительный временной лаг между изменением структуры и ее отражением (сбор информации осуществляется один раз в год), недостаточное отображение объектов фармацевтического рынка. Данные обстоятельства требуют привлечения дополнительных информационных источников для обеспечения полноты и достоверности. Их немаловажной характеристикой должны быть открытость и публичность. В этих условиях указанным критериям отвечают данные по процедуре лицензирования фармацевтической деятельности.
Рисунок 4 – Анализ характеристик розничного фармацевтического рынка
5. Сегментация фармацевтического рынка (общее)
При разработке маркетинговой стратегии довольно трудную задачу зачастую представляет определение своего рынка. Проблема идентификации продуктов конкурентов и границ рынка пронизывает все уровни принятия маркетинговых решений. От того, как будут определены границы рынка компании, зависит детализация таких составляющих стратегии, как:
· определение масштаба бизнеса;
· оценка возможностей, предоставляемых незаполненными нишами на рынке;
· реакция на действия конкурентов;
· распределение ресурсов.
С этой целью большой рынок сегментируется, т.е. делится на более мелкие субрынки или сегменты, которые существенно отличаются друг от друга. Затем выбираются целевые сегмент или сегменты, которые компания будет обслуживать. Сделать это не всегда легко. Разделить рынок на сегменты можно разными способами, и решить, какой из них предпочесть, бывает непросто. Цель сегментации — повышение эффективности бизнеса с помощью четкого соотнесения продукта или марки с определенной группой потребителей. Критерии сегментации зависят от природы рынка. В маркетинге в качестве основы для сегментации можно использовать простые демографические или социально_экономические переменные, личностные характеристики и показатели образа жизни, а также поведенческие параметры (такие как интенсивность потребления, лояльность торговой марке, отношение и пр.). Для рецептурных препаратов важны и такие факторы, как причина заболевания, возможность оплаты счетов третьей стороной.
Изучение масштаба и характеристик рынка, безусловно, включает нечто большее, чем простой пересчет «по головам». Демографические данные, которые в обязательном порядке должны быть использованы для любой оценки потребительского рынка рецептурных препаратов, включают в себя сведения о поле, возрасте и доходах населения. Могут быть учтены и другие факторы, такие как род занятий, религия, образовательный статус, мобильность.
Рисунок 5 – Критерии сегментов фармацевтического рынка
Важнейшая демографическая характеристика, с точки зрения производителя, — пол. Известно, что большую половину населения составляют женщины. Но еще большую ценность для производителя приобретает тот факт, что женщины в процентном отношении потребляют значительно больше лекарств, включая рецептурные, чем можно предположить на основании их доли в структуре населения. Не требует пояснений и особый интерес к структурированию общества по половому признаку производителей таких препаратов, как вагинальные кремы или оральные контрацептивы. Данные о возрасте представляют интерес для всей отрасли в целом. Соотношение представителей различных возрастных групп очень важно, причем не только для прогнозирования уровня спроса на отдельные виды рецептурных лекарств (например, спазмолитических препаратов для лечения кишечных колик у грудных детей), но и для направления исследовательских усилий в нужное русло. Особенно важные для фармацевтического рынка тенденции наблюдаются в возрастных категориях от рождения до 19 лет и старше 65 лет. Эти группы не только дают возможность для разработки специализированных препаратов, но и чаще других учитываются при разработке правительством программ в области здравоохранения. Эти два соображения производителям следует учитывать при долговременном планировании. Кроме того, этим группам населения оказывается в процентном отношении больше медицинских услуг, и они потребляют больше препаратов, чем все остальные. Объем средств, которые могут быть потрачены на лекарственные средства, определяется уровнем дохода населения, поэтому статистика в этой области приобретает особое значение. Надо учитывать и то, что уровень доходов диктует тип и уровень затрат на здравоохранение. Например, чем выше доход семьи, тем более вероятно, что ее члены обратятся за медицинской помощью (с возможным последующим приобретением рецептурных препаратов) даже в случае менее значительных заболеваний, и с ростом дохода эта тенденция усиливается. Пациенты, относящиеся к категории населения с более низкими доходами, чаще склонны к самолечению в случае простуды и болей легкой и средней тяжести. Ниже приведены соотношения различных сегментов фарм рынка стран СНГ по данным Фармаэскперт на 2007 г.
Рисунок 6 – Соотношение сегментов фармрынка
Рисунок 7 – Соотношение сегментов фармрынка в стоимостном выражении
5.1 Сегментация рынка в разрезе Rx/OTC
Доля рецептурных препаратов в суммарном выражении составляет 68,4%, в натуральном выражении – 43,4%. Если средняя стоимость безрецептурного лекарственного препарата составляет 1,5$, то рецептурного – 4,2$. В государственных закупках безрецептурные ЛС занимают всего 15% в упаковках и 5% - в денежном выражении, доля безрецептурных препаратов продолжает снижаться. Это один из положительных результатов введения Формулярной системы. В рознице – 64% и 41% соответственно.
5.2 Сегментация рынка по терапевтическим группам
Лидирующее положение по объему потребления занимает группа «Пищеварительный тракт и метаболизм», в которую в том числе входят витамины, средства для лечения сахарного диабета. На противоинфекционные средства и препараты для лечения дыхательной системы приходится по 12% рынка. Наиболее высокими темпами растут продажи лекарственных препаратов для лечения дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также противоопухолевых препаратов и иммуномодуляторов – +67 %. Потребление противоопухолевых препаратов увеличилось в основном за счет государственных закупок. При этом более чем в 2 раза выросли продажи иммуномодуляторов – интерферонов.
Заключение
На эффективном рынке товаров для здоровья соотношение спроса и предложения постоянно меняется под воздействием информации, которая распространяется с помощью комплекса маркетинга. Такова классическая роль маркетинга в экономической системе. Правда, есть мнение, что, стимулируя спрос на продукты и услуги, маркетинг способствует повышению затрат на здравоохранение, принуждая систему без особой необходимости и в чрезмерных объемах использовать препараты. Однако решения о ценности препарата лучше всего принимают потребители, знающие свои личные потребности и умеющие принимать верные решения о соотношении цены и качества, если обладают качественной и правдивой информацией. Конечно, система несовершенна, и иногда препараты используются не по назначению, однако их слабое использование из-за низкого уровня приверженности пациентов лечению или из-за того, что врач их не назначил, встречается куда более часто и стоит обществу значительно больше. По сравнению с другими видами лечения прием лекарств — обычно наиболее дешевый способ получения эффективных результатов, и недостаточное использование лекарств ведет к повышению затрат на лечение, а не к экономии. Информация о препаратах нужна для обеспечения прозрачности рынка, поэтому важно, чтобы маркетинговая практика была организована должным образом, а информация была верной. Примерами недостойной маркетинговой практики фармацевтических компаний могут послужить дезинформация, недоказанные утверждения или взятки (скрытые или очевидные). Поэтому должно контролироваться качество информации, но не ее количество. Особенно важно, чтобы любые изменения на рынке лекарств были тщательно продуманы, не нарушали эффективности рынка, достигнутой несколькими десятилетиями развития. Самые большие недостатки маркетинга в системе здравоохранения касаются справедливости распределения товаров и услуг, включая лекарственные средства. Поэтому задача политиков — обеспечить общую доступность лекарственных средств без разрушения эффективности, экономичности и инновационности сложившейся системы.
Список используемой литературы
1. Generic.kz - Фармотрасль Казахстана. http://www.generic.kz/kazakhstan-pharmacy, 2011
2. Бабичева Е. - Стратегии продвижения дженериковых препаратов на фармрынках СНГ. ЦМИ «Фармэксперт». http://pharmexpert.ru, 2011
3. Серова Г. - Фармацевтические рынки стран СНГ в 2006 г. ЦМИ «Фармэксперт»
4. Новости медицины и фармации от Ремедиум. По данным BMI фармрынок Швеции весьма привлекателен. http://www.remedium.ru/news/detail.php?ID=38480, 2010
5. Отраслевые новости - Abercade. Фармрынок Швеции будет расти при среднегодовом темпе роста в 2.9%. http://www.abercade.ru/research/industrynews/4457.html, 2010
6. Производитель и государство. Опыт разных стран. Швеция. Интервью Стефана Вокстрема, главы представительства компании «АстраЗенека» в Украине. http://www.panaceja.ua/statt/905-main/27-proizvoditel-i-gosudarstvo-opyt-raznyx-stran.html, 2011
7. Е.Е. Чупандина, И. В. Ручкин. Исследование качественных и количественных характеристик розничного фармацевтического рынка. Вестник ВГУ, серия: химия. биология. фармация, 2010, № 2. – С. 168-175.
8. Смит М. С., Коласса Е. М., Перкинс Г., Сикер Б. Фармацевтический маркетинг. Принципы, среда, практика // Микки С. Смит, Е. М. Коласса, Грег Перкинс, Брюс Сикер; Пер. с англ. Н. Г. Мефодовской. Ред. рус. изд. Ю. А. Крестинский, В. А. Мефодовский. — М.: Литтерра, 2005. — 392 с.
9. Фармацевтический рынок Казахстана. Автор Сабина Ширина, Директор аналитического департамента Vi-ORTIS Group Consulting. http://pharmprice.kz/news.php?id=17, 2011