Тема 7. Экономическое учение Д. Рикардо
Д. Рикардо – самый выдающийся экономист-теоретик в Англии. Главный труд Д. Рикардо – «Начала политической экономии и налогового обложения». Философские и методологические основы теории Рикардо. Теория стоимости. Теория земельной ренты. Теория сравнительных преимуществ.
Тема 8. Экономические учения периода разложения классической школы
Томас Мальтус и его работа «Опыт закона о народонаселении». Содержание закона народонаселения. Оценка теории Мальтуса с позиций сегодняшнего дня. Вклад Мальтуса в развитие проблем народонаселения.
Теория «третьих лиц» в работе Мальтуса «Принципы политической экономии».
Теория «трёх факторов производства» Ж. Б. Сэя и её роль в развитии экономической науки. Закон рынков Сэя и его актуальность в наши дни.
Тема 9. Экономическое учение К. Маркса
Исторические условия возникновения марксизма. История создания «Капитала». Структура «Капитала». Учение Маркса об общественно-экономических формациях. Основные положения экономического учения К. Маркса. Учение о товаре и его свойствах. Учение о двойственном характере труда. Теория стоимости. Учение о прибавочной стоимости. Теория капитала. Теория воспроизводства капитала. Теория ренты.
Место экономического учения К. Маркса в экономической науке.
МОДУЛЬ 3. Основные течения современной экономической мысли
Тема 10. Неоклассическое направление и его эволюция
Общая характеристика неоклассического направления.
Исторические условия появления маржинализма. Особенность методологических подходов австрийской школы. Теория предельной полезности в трудах К. Менгера, Ф. Визера, Е. Бём-Баверка. Теория процента Е. Бём-Баверка.
А. Маршалл и его работа «Принципы экономической науки». О роли математики в исследованиях А. Маршалла. Исследование проблем рынка у Маршалла.
Монетаризм М. Фридмена. Цены в рыночной экономике. Сравнение рыночной и командной системы хозяйствования. Роль государства в рыночной экономике. Концепция «естественной безработицы». Проблема монополий.
Философия рынка Ф. Хайека. Сущность рынка. Рынок и конкуренция. Рынок и частная собственность. Механизм ценообразования в условиях рынка. Критика централизованного планирования. Вопросы о социальной справедливости. Ф. Хайек о разгосударствлении денег.
Теория предложения и теория рациональных ожиданий.
Тема 11. Кейнсианство и его эволюция
Теоретическая система Дж. М. Кейнса в работе «Общая теория занятости, процента и денег». Методология теоретического анализа. Установление связи между инвестициями, потреблением и национальным доходом – центральное звено кейнсианской теории. Значение кейнсианской модели макроэкономического регулирования.
Эволюция кейнсианства. Исследование Р. Харрода, Е. Домара. Э. Хансена.
Особенности посткейнсианства. Основные проблемы в работах Дж. Робинсон, П. Сраффа, Н. Калдора.
Тема 12. Экономические теории 20 – 30-х гг. ХХ в. в России
20 – 30-е гг. XX в. – «золотой век» экономической мысли в России.
Аграрная теория А.В. Чаянова. Концепция семейно-трудового хозяйства. Учение о кооперации. Модель аграрной отрасли в целом.
Теория «длинных волн в экономике» Н.Д. Кондратьева.
Экономические дискуссии 20 – 30-х гг. Споры о сущности переходного периода. Дискуссия о противоречиях в социалистической экономике. Дискуссия о плане и рынке.
Тема 13. Институционализм
Отличительные особенности институционального направления.
Т. Веблен – основоположник институционального направления. Полемика Веблена с неоклассиками. Идея социального контроля над экономикой. Веблен о роли науки и техники в обществе. Значение технократической концепции для экономической науки. Учение о «праздном классе». Концепция «индустриальной системы». Учение об «абсентеистской собственности».
У. Митчелл и проблемы денег, денежного обращения, экономического цикла.
Джон Р. Коммонс – представитель социально-правового направления институционализма. Главное содержание его теории – исследование действия коллективных институтов. Теория социальных конфликтов.
«Новое индустриальное общество» Дж. К. Гэлбрейта.
Неоинституционализм: Д. Бьюкенен, Р. Коуз, Г. Беккер. Теория общественного выбора Д. Бьюкенена.
Исследование Р. Коузом трансакционных издержек и прав собственности.
Применение микроэкономического анализа на обширную область человеческого поведения и взаимоотношений, включая нерыночные отношения, Г. Беккером. «Экономика дискриминации». «Человеческий капитал» Беккера. Подсчёт экономической эффективности образования. Экономический подход к преступности. Экономика семьи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
направление подготовки «Менеджмент»
№ | Содержание дисциплины | Количество часов | ||||||||||||
Заочная форма обучения (на базе СПО) | Заочная форма обучения (на базе ВПО) | Заочная форма обучения (на базе СПОО) | Очная форма обучения | |||||||||||
лекции | практ. занят. | сам. работа | лекции | практ. занят. | сам. работа | лекции | практ. занят. | сам. работа | лекции | практ. занят. | сам. работа | |||
МОДУЛЬ 1. Экономическая мысль в докапиталистическую эпоху | ||||||||||||||
1. | Предмет, метод, функции и задачи истории экономических учений | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2,0 | 2,0 | |||||
2. | Экономическая мысль Древней Греции | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2,0 | 2,0 | |||||
3. | Экономическое учение меркантилистов | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1,0 | 2,0 | 2,0 | |||||
4. | Русская экономическая мысль 17-18 веков | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1,0 | 2,0 | 2,0 | |||||
МОДУЛЬ 2. Экономическая мысль в период классического капитализма | ||||||||||||||
5. | Экономическое учение физиократов | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1,0 | 2,0 | 2,0 | |||||
6. | А. Смит и его работа «Исследование о природе и причинах богатства народов». | 0,5 | 0,5 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 2,0 | 2,0 | |||||
7. | Экономическое учение Д. Рикардо | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1,0 | 2,0 | 2,0 | |||||
8. | Экономические учения периода разложения классической школы | 0,5 | 0,5 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 2,0 | 2,0 | |||||
9. | Экономическое учение К. Маркса | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 4,0 | 4,0 | |||||
МОДУЛЬ 3. Основные течения современной экономической мысли | ||||||||||||||
10. | Неоклассическое направление и его эволюции | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 4,0 | 4,0 | |||||
Кейнсианство и его эволюция | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 4,0 | 4,0 | ||||||
12. | Экономические теории 20-30 годов XX в. в России | 0,5 | 0,5 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 4,0 | 4,0 | |||||
13. | Институционализм | 0,5 | 0,5 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 4,0 | 4,0 | |||||
ИТОГО: |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»
№ | Содержание дисциплины | Количество часов | ||||||||||||
Заочная форма обучения (на базе СПО) | Заочная форма обучения (на базе ВПО) | Заочная форма обучения (на базе СПОО) | Очная форма обучения | |||||||||||
лекции | практ. занят. | сам. работа | лекции | практ. занят. | сам. работа | лекции | практ. занят. | сам. работа | лекции | практ. занят. | сам. работа | |||
МОДУЛЬ 1. Экономическая мысль в докапиталистическую эпоху | ||||||||||||||
1. | Предмет, метод, функции и задачи истории экономических учений Экономическая мысль Древней Греции | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
2. | Экономическое учение меркантилистов Русская экономическая мысль 17-18 веков | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
МОДУЛЬ 2. Экономическая мысль в период классического капитализма | ||||||||||||||
3. | Экономическое учение физиократов | 0,5 | 0,5 | |||||||||||
4. | А. Смит и его работа «Исследование о природе и причинах богатства народов». Экономическое учение Д. Рикардо | 0,5 | 0,5 | |||||||||||
5. | Экономические учения периода разложения классической школы | 0,5 | 0,5 | |||||||||||
6. | Экономическое учение К. Маркса | 0,5 | 0,5 | |||||||||||
МОДУЛЬ 3. Основные течения современной экономической мысли | ||||||||||||||
7. | Неоклассическое направление и его эволюции | |||||||||||||
8. | Кейнсианство и его эволюция Экономические теории 20-30 годов XX в. в России | |||||||||||||
9. | Институционализм | |||||||||||||
ИТОГО: |
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Номер варианта, соответствующий номеру студента в зачетной ведомости | Номер вопроса |
1, 36 2, 37 3, 38 4, 39 5, 40 6, 41 7, 42 8, 43 9, 44 10, 45 11, 46 12, 47 13, 48 14, 49 15, 50 16, 51 17, 52 18, 53 19, 54 20, 55 21, 56 22, 57 23, 58 24, 59 25, 60 26, 61 27, 62 28, 63 29, 64 30, 65 31, 66 32, 67 33, 68 34, 69 35, 70 |