Тема 7. Экономическое учение Д. Рикардо

Д. Рикардо – самый выдающийся экономист-теоретик в Англии. Главный труд Д. Рикардо – «Начала политической экономии и налогового обложения». Философские и методологические основы теории Рикардо. Теория стоимости. Теория земельной ренты. Теория сравнительных преимуществ.

Тема 8. Экономические учения периода разложения классической школы

Томас Мальтус и его работа «Опыт закона о народонаселении». Содержание закона народонаселения. Оценка теории Мальтуса с позиций сегодняшнего дня. Вклад Мальтуса в развитие проблем народонаселения.

Теория «третьих лиц» в работе Мальтуса «Принципы политической экономии».

Теория «трёх факторов производства» Ж. Б. Сэя и её роль в развитии экономической науки. Закон рынков Сэя и его актуальность в наши дни.

Тема 9. Экономическое учение К. Маркса

Исторические условия возникновения марксизма. История создания «Капитала». Структура «Капитала». Учение Маркса об общественно-экономических формациях. Основные положения экономического учения К. Маркса. Учение о товаре и его свойствах. Учение о двойственном характере труда. Теория стоимости. Учение о прибавочной стоимости. Теория капитала. Теория воспроизводства капитала. Теория ренты.

Место экономического учения К. Маркса в экономической науке.

МОДУЛЬ 3. Основные течения современной экономической мысли

Тема 10. Неоклассическое направление и его эволюция

Общая характеристика неоклассического направления.

Исторические условия появления маржинализма. Особенность методологических подходов австрийской школы. Теория предельной полезности в трудах К. Менгера, Ф. Визера, Е. Бём-Баверка. Теория процента Е. Бём-Баверка.

А. Маршалл и его работа «Принципы экономической науки». О роли математики в исследованиях А. Маршалла. Исследование проблем рынка у Маршалла.

Монетаризм М. Фридмена. Цены в рыночной экономике. Сравнение рыночной и командной системы хозяйствования. Роль государства в рыночной экономике. Концепция «естественной безработицы». Проблема монополий.

Философия рынка Ф. Хайека. Сущность рынка. Рынок и конкуренция. Рынок и частная собственность. Механизм ценообразования в условиях рынка. Критика централизованного планирования. Вопросы о социальной справедливости. Ф. Хайек о разгосударствлении денег.

Теория предложения и теория рациональных ожиданий.

Тема 11. Кейнсианство и его эволюция

Теоретическая система Дж. М. Кейнса в работе «Общая теория занятости, процента и денег». Методология теоретического анализа. Установление связи между инвестициями, потреблением и национальным доходом – центральное звено кейнсианской теории. Значение кейнсианской модели макроэкономического регулирования.

Эволюция кейнсианства. Исследование Р. Харрода, Е. Домара. Э. Хансена.

Особенности посткейнсианства. Основные проблемы в работах Дж. Робинсон, П. Сраффа, Н. Калдора.

Тема 12. Экономические теории 20 – 30-х гг. ХХ в. в России

20 – 30-е гг. XX в. – «золотой век» экономической мысли в России.

Аграрная теория А.В. Чаянова. Концепция семейно-трудового хозяйства. Учение о кооперации. Модель аграрной отрасли в целом.

Теория «длинных волн в экономике» Н.Д. Кондратьева.

Экономические дискуссии 20 – 30-х гг. Споры о сущности переходного периода. Дискуссия о противоречиях в социалистической экономике. Дискуссия о плане и рынке.

Тема 13. Институционализм

Отличительные особенности институционального направления.

Т. Веблен – основоположник институционального направления. Полемика Веблена с неоклассиками. Идея социального контроля над экономикой. Веблен о роли науки и техники в обществе. Значение технократической концепции для экономической науки. Учение о «праздном классе». Концепция «индустриальной системы». Учение об «абсентеистской собственности».

У. Митчелл и проблемы денег, денежного обращения, экономического цикла.

Джон Р. Коммонс – представитель социально-правового направления институционализма. Главное содержание его теории – исследование действия коллективных институтов. Теория социальных конфликтов.

«Новое индустриальное общество» Дж. К. Гэлбрейта.

Неоинституционализм: Д. Бьюкенен, Р. Коуз, Г. Беккер. Теория общественного выбора Д. Бьюкенена.

Исследование Р. Коузом трансакционных издержек и прав собственности.

Применение микроэкономического анализа на обширную область человеческого поведения и взаимоотношений, включая нерыночные отношения, Г. Беккером. «Экономика дискриминации». «Человеческий капитал» Беккера. Подсчёт экономической эффективности образования. Экономический подход к преступности. Экономика семьи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

направление подготовки «Менеджмент»

Содержание дисциплины Количество часов  
Заочная форма обучения (на базе СПО) Заочная форма обучения (на базе ВПО) Заочная форма обучения (на базе СПОО) Очная форма обучения  
лекции практ. занят. сам. работа лекции практ. занят. сам. работа лекции практ. занят. сам. работа лекции практ. занят. сам. работа  
МОДУЛЬ 1. Экономическая мысль в докапиталистическую эпоху  
1. Предмет, метод, функции и задачи истории экономических учений 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,0 2,0  
2. Экономическая мысль Древней Греции 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,0 2,0  
3. Экономическое учение меркантилистов 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,0 2,0 2,0  
4. Русская экономическая мысль 17-18 веков 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,0 2,0 2,0  
МОДУЛЬ 2. Экономическая мысль в период классического капитализма    
5. Экономическое учение физиократов 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,0 2,0 2,0  
6. А. Смит и его работа «Исследование о природе и причинах богатства народов». 0,5 0,5 1,0 1,0 1,0 1,0 2,0 2,0  
7. Экономическое учение Д. Рикардо 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,0 2,0 2,0  
8. Экономические учения периода разложения классической школы 0,5 0,5 1,0 1,0 1,0 1,0 2,0 2,0  
9. Экономическое учение К. Маркса 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 4,0 4,0  
МОДУЛЬ 3. Основные течения современной экономической мысли            
10. Неоклассическое направление и его эволюции 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 4,0 4,0  
Кейнсианство и его эволюция 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 4,0 4,0  
12. Экономические теории 20-30 годов XX в. в России   0,5 0,5 1,0 1,0 1,0 1,0 4,0 4,0  
13. Институционализм 0,5 0,5 1,0 1,0 1,0 1,0 4,0 4,0  
  ИТОГО:  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»

Содержание дисциплины Количество часов  
Заочная форма обучения (на базе СПО) Заочная форма обучения (на базе ВПО) Заочная форма обучения (на базе СПОО) Очная форма обучения  
лекции практ. занят. сам. работа лекции практ. занят. сам. работа лекции практ. занят. сам. работа лекции практ. занят. сам. работа  
МОДУЛЬ 1. Экономическая мысль в докапиталистическую эпоху  
1. Предмет, метод, функции и задачи истории экономических учений Экономическая мысль Древней Греции 0,5   0,5   0,5    
2. Экономическое учение меркантилистов Русская экономическая мысль 17-18 веков 0,5   0,5   0,5    
МОДУЛЬ 2. Экономическая мысль в период классического капитализма    
3. Экономическое учение физиократов 0,5   0,5      
4. А. Смит и его работа «Исследование о природе и причинах богатства народов». Экономическое учение Д. Рикардо 0,5   0,5    
5. Экономические учения периода разложения классической школы 0,5   0,5    
6. Экономическое учение К. Маркса 0,5 0,5  
МОДУЛЬ 3. Основные течения современной экономической мысли            
7. Неоклассическое направление и его эволюции  
8. Кейнсианство и его эволюция Экономические теории 20-30 годов XX в. в России    
9. Институционализм  
  ИТОГО:  

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Номер варианта, соответствующий номеру студента в зачетной ведомости Номер вопроса
1, 36 2, 37 3, 38 4, 39 5, 40 6, 41 7, 42 8, 43 9, 44 10, 45 11, 46 12, 47 13, 48 14, 49 15, 50 16, 51 17, 52 18, 53 19, 54 20, 55 21, 56 22, 57 23, 58 24, 59 25, 60 26, 61 27, 62 28, 63 29, 64 30, 65 31, 66 32, 67 33, 68 34, 69 35, 70  

Наши рекомендации