Тема: Предмет, метод и задачи статистики

Вопросы:

1.Понятие статистики

2.Возникновение и развитие статистики

3.Предмет статистики

4.Метод статистики

5.Задачи статистики

1. Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от слова status, что означает «определенное положение вещей»- состояние). В Средние века оно использовалось для характеристики политического состояния государства и употреблялось в значении слова «государствоведение». В науку этот термин введен немецким ученым Готфридом Ахенвалем (1719-1772 гг.).

Статистика(нем. Statistak итал. Stato -государство) – наука, изучающая положение дел в государстве.

Иными словами, это вид деятельности, направленной на получение, обработки и анализ информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества во всем их многообразии (технико- экономические, социально- политические явления, культура) в неразрывной связи с ее качественным содержанием. Таким образом, под статистикой понимается сбор цифровых данных, их обобщение и обработка.

В более узком смысле статистика рассматривается как совокупность данных о каком- либо явлении или процессе (например, когда говорят о статистике выборов).

Объектом статистики является общество во всем многообразии его форм проявления.

В настоящее время термин « статистика» употребляется в трех значениях:

v Отрасль практической деятельности, по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни; эту деятельность на профессиональном уровне осуществляет государственная статистика – Федеральная служба статистики РФ и система ее учреждений;

v Совокупность цифровых сведений, статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые являются результатом статистической работы;

v Отрасль общественных наук, специальная научная дисциплина, изучаемая в высших и средних специальных учебных заведениях.

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социальная статистика и ее отрасли.

2.Прежде чем стать наукой в ее современном понимании, статистика прошла многовековую историю развития.

Числовые данные, относящиеся к тем или иным явлениям, начали применяться уже в глубокой древности. Так, известно, что еще за 5 тысяч лет до н.э. проводился подсчет населения в Китае, велся учет имущества в Древнем Риме, в Средние века проводились переписи населения, домашнего имущества, земель. Эти сведения использовались, в основном, в военных целях и при обложении налогами. В столь отдаленные времена осуществлялся лишь сбор статистических сведений, а их обработку и анализ, т.е. зарождение статистики как науки следует отнести ко второй половине XVII в. Именно в это время профессор физиологии и права Г. Ахенваль с 1746 г. начал читать впервые в Марбургском, а затем в Геттенгенском университетах новую учебную дисциплину , которую он и назвал статистикой. Основным содержанием этого курса было описание политического состояния и достопримечательностей государства.

Это направление развития статистики получило название описательного. Содержание, задачи, предмет изучения статистики в понимании Г. Ахенваля были далеки от современного взгляда на статистику как науку.

Представители описательной школы стремились систематизировать существующие способы описаний государств, создать теорию такого рода описаний, разработать их подробную схему, вести описание только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т.е. без отражения особенностей развития государства в те или иные периоды, а только лишь на момент наблюдении. Видными представителями описательной школы были Г. Конринг (1606-1661), Г. Ахенваль ( 1719-1772), А. Бюшинг (1724-1793) и др.

Гораздо ближе к современному пониманию статистики была английская школа политических арифметиков (политическая арифметика - научное направление в истории развития статистической науки, считавшее количественный метод способом познания политической и социальной жизни), возникшая в конце XVII века благодаря трудам английских ученых У. Пети и Дж. Граунта, впервые заметившего закономерности в миграции населения. Политические арифметики путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений, проявляющихся в массовом материале. История показала, что именно школа политических арифметиков явилась истоком возникновения современной статистики как науки. В. Петти по праву считается создателем экономической статистики.

В то время статистика еще не отделилась от других социально – экономических дисциплин. Другой исторической дисциплиной, предшествовавшей современной статистике, было государствоведение (государствоведение- описание естественных условий, территории, климата, населения, экономики и др. объектов, характеризующих состояние государства) ( труды немецкого ученого Г. Комринга), которое начало формироваться одновременно с политической арифметикой и получило особое развитие в Германии в XVIII веке. В государствоведении статистика рассматривалась как одно целое вместе с географией, этнографией и т.д.

Таким образом, у истоков статистической науки стояли две школы- немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки - статистико- математическое. Среди представителей этого направления следует отметить бельгийского статистика П.А.Ж. Кетле (1796-1874 гг.) -основоположника учения о средних величинах. Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822-1911гг.) и К. Пирсона (1857-1936гг.); В. Госсета (1876-1937гг), более известного под псевдонимом Стьюдент; Р. Фишера (1890-1662гг); М. Митчелла (1874-1948гг.) и др. Представители этого направления считали основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики и доказали наличие закономерностей в статистических рядах. Кетле принадлежит заслуга систематического использования математических методов в обработке статистических данных.

Кроме того, начало формирования статистики как метода научного познания, также было положено трудами Адольфа Кетле , который поставил своей задачей исследовать законы, управляющие обществом. Так благодаря А. Кетле на первый план вместо описательного государствоведения вышла теория статистики, направленная на изучение массовых процессов общественной жизни, измеряемых статистически, и получила широкое развитие практическая статистическая деятельность. По инициативе А.Кетле созывались статистические конгрессы, проводились переписи населения современного типа, получили оформление три основных этапа статистического исследования: наблюдение, сводка и группировка материалов, расчет обобщающих показателей и их анализ.

Во второй половине XIX века и начале XX века происходило интенсивное развитие статистики. Этому способствовало проведение различного рода периодических переписей и обследований, который собирали богатейший материал в каждом объекте обследования. В то же время совершенствовались органы госстатистики, в первую очередь те, которые осуществляли переписи. Формировалась специальная научная дисциплина – математическая статистика, являющаяся частью математики.

В развитии российской статистической науки и практики видное место принадлежит И.К. Кириллову ( 1689-1737гг.), И.Ф. Герману ( 1755-1815 гг.), Д.Н. Журавскому ( 1810-1856гг.), Н.Н. Семенову- Тян –Шанскому ( 1827-1914гг), Ю.Э. Янсону (1835-1893 гг.), А.А. Чупрову 91874-1926гг.), В.С. Немчинову ( 1894-1964 гг.), С.Г. Струмилину (1877-1974гг.), В.Н. Старовскому ( 1905-1975 гг.) и др.

3. Статистика как наука имеет свой предмет исследования. Она изучает с количественной стороны (в непосредственной связи с их качественным содержанием ) массовые социально- экономические явления.

Предмет статистики исследуется при помощи определенных понятий, к которым относятся:

Ø Статистическая совокупность- совокупность объектов или явлений общественной жизни, объединенных общей связью.

(Н-р, совокупность семей, предприятий ,фирм и т.д.) .

Совокупности могут быть разнородными и однородными.

Совокупность объектов, у которых один или несколько изучаемых существенных признаков являются общими, называется качественно однородной(например, множество промышленных предприятий наряду с качественной определенностью ( принадлежность к одной и той же отрасли) обладает различиями по размеру основных фондов, объему производства, численности работающих и т.д.). И, наоборот, совокупность , в которую входят разные типы явлений, будет разнородной.

Ø Единица совокупности - это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

Ø Признак - свойства, характерные черты или особенности объектов (явлений), которые могут быть охарактеризованы рядом статистических величин (отличительные особенности или сходство объектов статистической совокупности) (например, единица статистической совокупности - «предприятие»- имеет следующие признаки: форму собственности, вид выпускаемой продукции, размеры производства и т.д.).

Изучаемые признаки могут выражаться как смысловыми понятиями, так и числовыми значениями (Рис.1).

Признаки, выраженные смысловыми понятиями, называют-атрибутивными( атрибут- неотъемлемое свойство предмета) ( например, пол человека- мужчина и женщина; профессия -характером труда –токарь, программист, бухгалтер и т.д.). Если атрибутивные признаки принимают только одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными(да, нет) (например, продукция может быть годной или бракованной (негодной); каждое лицо может состоять в браке или нет и т.д.).

Признаки, выраженные числовыми значениями, принято называть количественными, например возраст, стаж работы, получаемая заработная плата и т.д.

Количественные признаки могут быть дискретными(прерывными)и непрерывными.

Признаки, систематически принимающие различные значения у отдельных единиц совокупности, называютсяварьирующими признаками(размеры одежды и обуви, нормы выработки при однородных условиях и т.д.).

Тема: Предмет, метод и задачи статистики - student2.ru

Рис. 1 Виды признака

Ø Вариация - различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц, входящих в данную совокупность. Она возникает в результате того, что индивидуальные значения признака складываются под совокупным влиянием разнообразных факторов (условий), которые по-разному сочетаются в каждом отдельном случае. Например, успеваемость отдельного студента определяется затратами времени на подготовку занятиями, способностью к обучению и т.п.

Ø Статистический показатель- это количественно- качественная обобщающая характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом. Этим от отличается от индивидуальных значений (признак). Например, средний размер сберегательного вклада граждан страны – статистический показатель, размер вклада конкретного человека –признак.

Понятия признака и статистического показателя взаимосвязаны и в ряде случаев употребляются как тождественные. Показатель выражает единство количественной стороны явления ( его меру), признак- отличительные особенности или сходство объектов статистической совокупности.

Статистический показатель строится как обобщение значений признака: он может определяться путем суммирования абсолютных значений признака (численность населения, трудовых ресурсов, безработных), вычисления средних значений признака (средняя заработная плата, средняя урожайность) и относительных величин (индексы цен, темпы роста). Статистические показатели могут быть плановыми, отчетными и прогностическими.

Количество и качество выступают в статистике как две стороны единого. Количество всегда имеет качественную определенность. Именно в этом состоит познавательное значение статистического показателя, который представляет собой количественно- качественную характеристику социально- экономических процессов и явлений в условиях конкретного места и времени.

Так, например, если в 1999 г. промышленностью России произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на сумму 2995 млрд руб., то качественная сторона этого показателя – выпуск продукции ( работ, услуг), а количественная сторона выражается числом 2995 млрд и единицей измерения ( рубли). Данный показатель является абсолютным и выражается именованными числами. Относительные показатели абстрактны и поэтому выражаются в долях, процентах и т.д.

Статистические показатели могут быть:

· натуральными, когда выражены в единицах счета или различных единицах измерения (площадь, объем, вес, мощность и т.д.);

· денежными.

Виды статистических показателей:

o учетно- оценочные показатели, показывают размеры, объемы , уровни изучаемого явления ( например, оборот розничной торговли в РФ составил в 2003г. 4483,5 млрд рублей);

o аналитические показатели показывают, как развивается изучаемое явление, из каких частей состоит целое, т.е. в каком соотношении находятся части целого между собой и как распространяется явление в пространстве. Так, в составе Северо- Кавказского экономического района территория Ростовской области составляет 28,4%, а республики Адыгея- 2,1%. В аналитическим относятся относительные и средние величины, показатели вариации и т.д.

Ø Система статистических показателей- совокупность взаимосвязанных показателей , объективно отражающая существующие между явлениями взаимосвязи, она охватывает все стороны жизни общества как на макроуровне, так и на микроуровне.

Задача статистики -, используя адекватную систему показателей, дать обобщающую характеристику объема и состава совокупности, а так же – выявить и изучить имеющие место статистические закономерности ( это количественная закономерность изменения в пространстве и во времени массовых явлений и процессов общественной жизни, состоящих из множества элементов ( единиц закономерности), то есть повторяемость, последовательность и порядок изменений в явлениях ).

Закономерности, выявленные для той или иной совокупности, обнаруживаются при массовом наблюдении благодаря действию закона больших чисел.

Закон больших чисел - это объективный закон , согласно которому совместное действие большого числа случайных факторов приводит к результату, почти не зависящему от случая.

Наши рекомендации