Выработка общей концепции, стратегического развития предприятия.
На этом этапе необходимо решить ряд вопросов:
1) Определить стратегический период для разработки товарной политики. В рамках рассматриваемой курсовой работы стратегическим периодом является 2 года.
2) Определить глобальную цель развития предприятия, которую планируется достичь в конце стратегического периода. В качестве такой цели могут быть:
· максимизация прибыли предприятия (ПРб ® max);
· поэтапное увеличение балансовой прибыли и доведение ее до определенной величины (указываете до какой в руб.). (Например, ПРб 1,5 раза);
· максимальное использование производственной мощности предприятия (Кисп ® 0,98);
· максимизация прибыли предприятия при минимизации оборотного капитала (ПРб ® max, при Ноб ® min);
· увеличение общей рентабельности (Например, Rобщ в 2 раза);
· другие.
Из всех возможных целей необходимо выбрать одну стратегически наиболее важную и оценить ее количественно, чтобы в конце разработки стратегического плана можно было однозначно ответить на вопрос удалось ли ее достичь.
3) Сформулировать общие направления концепции развития предприятия, которые осуществляются по следующим аспектам:
· по рынкам, например:
a) сохранение всех освоенных рынков;
b) сохранение только перспективных для предприятия рынков;
c) другие;
· по товарам, например:
a) сохранение (расширение) номенклатуры выпускаемой продукции;
b) сужение номенклатуры выпускаемой продукции до выпуска наиболее перспективных товаров;
c) другие;
· по эффективности производства, например, увеличение прибыли за счет:
a) рационального использования производственной мощности предприятия;
b) повышения эффективности использования основного и оборотного капитала;
c) эффективной ценовой политики на перспективных рынках;
d) другие.
4) Сформировать локальные цели развития предприятия, которые в той или иной степени позволяют конкретизировать различные этапы при достижении глобальной цели. Локальные цели необходимо дифференцировать:
· по годам, например, в первом году предприятие должно увеличить балансовую прибыль в 1,2 раза (ПРб 1,2 раза) при этом обеспечить повышение коэффициента использования производственной мощности на 20% (Кисп на 20%) увеличить коэффициент оборота оборотных средств на 10% и т.д.;
· по рынкам, товарам и эффективности производства, например, на рынке Р1 по товару А увеличить долю на 10% (Р1(А)→ДА на 10%), для чего предполагается увеличить объем поставки на Р1 товара А на 2000 шт. (NА ↑ на 2000 шт.), снизить цену на товар на 20 руб., провести дополнительно рекламную компанию, что позволит увеличить балансовую прибыль предприятия на 5% (↑ΔПРб на 5%) и т.д. Общая схема выработки концепции стратегического развития предприятия приведена на рис. 2.
Рис.2. Общая схема выработки концепции
стратегического развития предприятия
2.2. Разработка подробного плана по годам
(по изделиям, рынкам и т.д.)
На этом этапе на основе выбранной общей концепции развития предприятия осуществляется разработка стратегического плана, основные показатели которого заносятся в табл. 4 и 5 соответственно на I и II год стратегического периода. При этом необходимо обосновать:
· изделия для производства и реализации предприятием на рассматриваемую перспективу;
· выбранные приоритетные/рынки сбыта товаров;
· выбранные масштабы реализации товаров на выбранных рынках,
· ценовую политику предприятия на выбранных рынках;
· общую прибыльность предприятия при реализации товаров на выбранных рынках;
· отказ предприятия от производства определенных товаров;
· отказ от сложившихся рынков сбыта и другие аспекты.
В результате проведенного обоснования осуществляется разработка стратегического плана предприятия на I и II год и заполняются соответственно табл. 4 и 5.
Таблица №4(5)
Стратегический план предприятия на I (II) год