Выработка общей концепции, стратегического развития предприятия.

На этом этапе необходимо решить ряд вопросов:

1) Определить стратегический период для разработки товарной политики. В рамках рассматриваемой курсовой работы стратегическим периодом является 2 года.

2) Определить глобальную цель развития предприятия, которую планируется достичь в конце стратегического периода. В качестве такой цели могут быть:

· максимизация прибыли предприятия (ПРб ® max);

· поэтапное увеличение балансовой прибыли и доведение ее до определенной величины (указываете до какой в руб.). (Например, ПРб ­ 1,5 раза);

· максимальное использование производственной мощности предприятия (Кисп ® 0,98);

· максимизация прибыли предприятия при минимизации оборотного капитала (ПРб ® max, при Ноб ® min);

· увеличение общей рентабельности (Например, Rобщ ­ в 2 раза);

· другие.

Из всех возможных целей необходимо выбрать одну стратегически наиболее важную и оценить ее количественно, чтобы в конце разработки стратегического плана можно было однозначно ответить на вопрос удалось ли ее достичь.

3) Сформулировать общие направления концепции развития предприятия, которые осуществляются по следующим аспектам:

· по рынкам, например:

a) сохранение всех освоенных рынков;

b) сохранение только перспективных для предприятия рынков;

c) другие;

· по товарам, например:

a) сохранение (расширение) номенклатуры выпускаемой продукции;

b) сужение номенклатуры выпускаемой продукции до выпуска наиболее перспективных товаров;

c) другие;

· по эффективности производства, например, увеличение прибыли за счет:

a) рационального использования производственной мощности предприятия;

b) повышения эффективности использования основного и оборотного капитала;

c) эффективной ценовой политики на перспективных рынках;

d) другие.

4) Сформировать локальные цели развития предприятия, которые в той или иной степени позволяют конкретизировать различные этапы при достижении глобальной цели. Локальные цели необходимо дифференцировать:

· по годам, например, в первом году предприятие должно увеличить балансовую прибыль в 1,2 раза (ПРб ­ 1,2 раза) при этом обеспечить повышение коэффициента использования производственной мощности на 20% (Кисп ­ на 20%) увеличить коэффициент оборота оборотных средств на 10% и т.д.;

· по рынкам, товарам и эффективности производства, например, на рынке Р1 по товару А увеличить долю на 10% (Р1(А)→ДА на 10%), для чего предполагается увеличить объем поставки на Р1 товара А на 2000 шт. (NА ↑ на 2000 шт.), снизить цену на товар на 20 руб., провести дополнительно рекламную компанию, что позволит увеличить балансовую прибыль предприятия на 5% (↑ΔПРб на 5%) и т.д. Общая схема выработки концепции стратегического развития предприятия приведена на рис. 2.

Выработка общей концепции, стратегического развития предприятия. - student2.ru

Рис.2. Общая схема выработки концепции
стратегического развития предприятия

2.2. Разработка подробного плана по годам
(по изделиям, рынкам и т.д.)

На этом этапе на основе выбранной общей концепции развития предприятия осуществляется разработка стратегического плана, основные показатели которого заносятся в табл. 4 и 5 соответственно на I и II год стратегического периода. При этом необходимо обосновать:

· изделия для производства и реализации предприятием на рассматриваемую перспективу;

· выбранные приоритетные/рынки сбыта товаров;

· выбранные масштабы реализации товаров на выбранных рынках,

· ценовую политику предприятия на выбранных рынках;

· общую прибыльность предприятия при реализации товаров на выбранных рынках;

· отказ предприятия от производства определенных товаров;

· отказ от сложившихся рынков сбыта и другие аспекты.

В результате проведенного обоснования осуществляется разработка стратегического плана предприятия на I и II год и заполняются соответственно табл. 4 и 5.

Таблица №4(5)

Стратегический план предприятия на I (II) год

Наши рекомендации