Порядок разработки и выбора темы выпускной квалификационной работы
Руководство бакалаврской работой, дипломной работой
1.3.1 Руководство ВКР осуществляется руководителями из числа высококвалифицированных преподавателей университета, а также высококвалифицированных специалистов других учебных заведений, предприятий, организаций. Не допускается привлечение к руководству ВКР ассистентов и аспирантов.
1.3.2 Основными функциями руководителя ВКР являются:
а) определение совместно со студентом конкретной темы ВКР;
б) разработка и выдача студенту задания на выполнение ВКР;
в) консультационная помощь студенту:
- в подготовке календарного плана выполнения ВКР, плана ВКР, подборе необходимой литературы;
- по вопросам оформления, содержания и последовательности выполнения ВКР, выбора методики исследования, порядку прохождения предварительной защиты и защиты ВКР перед государственной (итоговой) аттестационной комиссией и др.;
г) систематический контроль за исполнением графика выполнения ВКР;
д) подготовка письменного отзыва о ВКР.
1.3.3. Задание на выполнение ВКР, утвержденное заведующим выпускающей кафедрой, выдается студенту руководителем не позднее четырех месяцев до начала работы государственной (итоговой) аттестационной комиссии по графику учебного процесса.
Форма задания на выполнение бакалаврской работы, дипломной работы, дипломной работы по направлению подготовки (специальности) представлена в Приложении А.
1.3.4 На основании полученного задания на выполнение ВКР студент в течение месяца с помощью руководителя составляет календарный план выполнения работы, который утверждается заведующим выпускающей кафедрой (Приложение Б). Последними этапами плана должны быть предварительная защита, корректировка ВКР и защита ее перед государственной (итоговой) аттестационной комиссией.
II ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР
Общие положения
2.1.1 Требования к бакалаврской работе:
- полнота выполнения задания;
- четкость и логическая последовательность изложения материала;
- краткость и точность терминов и формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
- конкретность и полнота изложения результатов работы в такой степени, чтобы материал был понятен специалисту;
- необходимость делать ссылки на источники, из которых взяты формулы, таблицы, цитаты.
2.1.2 Изложение материала должно быть конкретным и опираться на действующую практику. При этом необходимо не просто описать, а критически рассмотреть проблемные вопросы.
Работа, в которой только пересказываются учебники, учебные пособия или законы и инструкции, не допускается к защите и возвращается студенту на доработку.
На основе изучения конкретного материала необходимо обобщить передовой существующие теоретические и практические подходы, выявить недостатки и наметить пути улучшения.
Иллюстрируя отдельные положения работы цифровыми материалами из справочников, монографий и других литературных источников, а также, цитируя различных авторов, следует делать соответствующие ссылки на источники.
Фактический материал, включающий в себя первичную отчетность, внутреннюю и внешнюю отчетность, используемый при выполнении ВКР, должен быть помещен в приложения. Данные из него следует обработать и размещать в таблицах и тексте работы.
Большое значение имеет насыщенность текста дипломной работы схемами, графиками, диаграммами. Их применение является незаменимым средством формализации характеристик объекта исследования, а качество свидетельствует, во-первых, о глубине изученности студентом теоретического и практическою материала по избранной теме, во-вторых, показывает тщательность подбора материалов, в-третьих, они являются подтверждением обоснованности выводов и предложений.
2.1.3. При подборе литературы и работе с предметно-тематическим каталогом необходимо просмотреть не только разделы, строго совпадающие с темой ВКР, но и разделы по темам, близким к избранной. Следует подбирать литературу, освещающую как теоретические, так и прикладные аспекты темы исследования.
При подборе литературных источников, инструктивных и законодательных материалов необходимо использовать в основном издания последних лет, так как в них наиболее полно отражена действующая практика, показано новое и прогрессивное.
Порядок разработки и выбора темы выпускной квалификационной работы
2.2.1 Примерная тематика ВКР доводится до сведения студентов-выпускников за год до начала работы государственной (итоговой) аттестационной комиссии по графику учебного процесса. Студенту предоставляется право выбора темы.
2.2.2Как исключение, тема ВКР может быть предложена студентом при условии обоснования целесообразности ее разработки. При этом формулировка темы квалификационной работы должна давать ясное представление о том, что она предполагает решение конкретных практических задач, способствующих повышению эффективности управленческой деятельности предприятий. Формулировка темы должна начинаться со слов: «совершенствование (развитие)…», «проектирование, модернизация (разработка)…», «повышение (снижение)…», «улучшение…», «анализ и совершенствование…», «проектирование и оценка…», «управление…».
2.2.3 По решению кафедры может быть сформулирована комплексная тема, разрабатываемая несколькими студентами. Каждый этап комплексной работы имеет свое название, вытекающее из общей формулировки темы, выполняется одним студентом и оформляется отдельной пояснительной запиской. По творческим направлениям подготовки и специальностям допускается оформление одной пояснительной записки (Приложение В).
2.2.4 Предварительное закрепление студентов за темами и руководителями осуществляется на основании заявлений студентов на имя заведующего кафедрой, обсуждается на заседании кафедры и фиксируется в протоколе.
2.2.5 Корректировка темы ВКР возможна не позднее одной недели до начала защиты по графику. Изменение утверждается распоряжением заместителя директора института по учебной работе (декана факультета) по представлению заведующего кафедрой на основании выписки из протокола заседания выпускающей кафедры.