Объяснение пациенту природы автоматических мыслей
Разговор об автоматических мыслях желательно построить на примерах, приведенных самим пациентом. Один фрагмент такого диалога показан в главе 3, теперь представим еще один.
Терапевт: Давайте поговорим о связи между мыслями и чувствами. Можете ли вы вспомнить недавний случай, когда вы были расстроены?
Пациент: Да. Сегодня утром, когда я шла на занятия.
Т: Что вы испытывали: грусть, тревогу или злость?
П: Грусть. Т: А о чем вы думали?
П: Я смотрела на других студентов, которые разговаривали, смеялись, лежали на газоне.
Т: О чем вы думали, когда смотрели на них?
П: Я никогда не стану такой, как они.
Т: Итак, вы только что обнаружили автоматическую мысль. Такие мысли бывают у каждого; они приходят в голову внезапно. Мы не "вызываем" их сознательно, поэтому они и называются автоматическими. Автоматические мысли чаще всего мимолетны, и мы осознаем лишь следующую за ними эмоцию - в вашем случае это грусть. Большинство автоматических мыслей искажены. Но мы реагируем на них как на истину в последней инстанции.
П: Гм...
Т: Предлагаю вам научиться распознавать автоматические мысли и оценивать их, чтобы определять, насколько они отражают действительность. Например, давайте оценим мысль "Я никогда не стану такой, как они". Как вы думаете, что произойдет с вашими эмоциями, когда вы поймете, что эта мысль искажена и не отражает реальной ситуации, более того, когда вы избавитесь от депрессии и осознаете, что вы уже такая же, как остальные студенты?
П: Мне станет лучше.
Здесь для того, чтобы проиллюстрировать когнитивную модель, терапевт предлагает альтернативный сценарий. Немного позже он применяет сократический диалог, чтобы проанализировать вместе с пациенткой ее мысли и научить ее рационально реагировать на них. Далее представлено, как терапевт предлагает Салли записать автоматические мысли, обращая ее внимание на когнитивную модель (см. рис. 6.1).
Выявление автоматических мыслей 103
Т: Запишите это, пожалуйста. Когда у вас возникает мысль "Я никогда не стану такой, как они - другие студенты", вам становится грустно. Вы убедились, как ваше мышление влияет на ваше состояние?
П: Гм... да.
Т: Мы называем это когнитивной моделью. И цель нашей терапии - научить нас распознавать автоматические мысли, возникающие при плохом настроении. Это первый шаг. Затем вы научитесь оценивать свои мысли и изменять мышление в том случае, если оно не совсем правильное. Это понятно?
Мысли —> Чувства
То, что я думаю, влияет на то, как я себя чувствую.
Иногда мышление может быть неправильным или только частично правильным.
Мысли Чувства
Я никогда не буду такой, как те студенты —> Грусть
Этапы терапии
Выявить автоматические мысли.
Оценить их и ответить на них. Найти решение проблемы, если мысли точны.
Рис. 6.1.Заметки Салли на первой терапевтической сессии
П: Думаю, да.
Т: Давайте запишем это. Шаг 1: выявлять автоматические мысли. Шаг 2: оценивать их и отвечать на них. Можете ли пересказать своими словами, как вы поняли связь между мыслями и чувствами?
П: Иногда у меня появляются мысли, которые не совсем верны, и из-за этих мыслей я плохо себя чувствую... Но как быть, если мысли правильны?
Т: Хороший вопрос. В этом случае необходимо решить проблему или понять, что именно в этих мыслях ухудшает ваше настроение, если они верны. Однако я думаю, что в вашем мышлении мы обнаружим множество ошибок, потому что у вас сейчас депрессия и вы настроены негативно. Для депрессии характерно искаженное мышление. В любом случае мы вместе решим, правильны ваши интерпретации или нет. А сейчас не могли бы вы вспомнить другой недавний случай, когда вы были расстроены? Мы попробуем выявить другие автоматические мысли.
В конце сессии терапевт проверяет, хорошо ли пациентка поняла когнитивную модель.
Т: Повторим еще раз. Скажите, пожалуйста, как чувства связаны с мыслями.
106 Глава 6
П: Иногда у меня возникают автоматические мысли, и я им верю. И тогда у меня портится настроение...
Т: Правильно. В качестве домашнего задания попробуйте выявить несколько таких мыслей, хорошо?
П: Хорошо.
Т: Как вы думаете, почему я предлагаю такое задание?
П: Потому что иногда мои мысли ошибочны, и если я смогу понять, о чем думаю, я смогу изменить их, и мне станет лучше.
Т: Правильно. Запишите это задание, пожалуйста. "Когда я замечаю, что мое настроение меняется или портится, я спрашиваю себя..." (Пациентка записывает.) Какой это самый важный вопрос?
П: О чем я думаю?
Т: Отлично! Запишите это.