Новейшая историческая школа
Новейшая историческая школа складывалась в тридцатых годах ХХ в., ее теоретиками являлись Вернер Зомбарт(1863-1941 гг.) и Макс Вебер(1864-1920 гг.). Оба автора выступали с критикой марксизма. Их позиции в области экономических исследований можно сформулировать следующим образом:
- развитию экономической жизни разных народов присущи некие общие законы, модели (здесь они солидарны с классической школы политической экономии), которые определяются при помощи так называемых идеальных схем хозяйственного развития, сформулированных учеными и представляющих собой мысленные конструкции исторического процесса. Сопоставляя идеальные типы с реальностью и уясняя специфическое отклонение каждого конкретного случая от идеала, можно объяснить ход исторического развития наций;
- задача экономического анализа - поиск хозяйственного духа эпохи и нации, укорененного в нравах, обычаях и религии народа;
- необходимо собрать все сведения о материальной жизни каждого конкретного исторического периода и о присущих только ему формах и экономических воззрениях, поскольку социальное действие может быть объяснено лишь в индивидуальных мотивах людей.
Работы В. Зомбарта, первоначально находившегося под влиянием идей К. Маркса, а затем выступившего с их критикой, носили националистический характер и имели антисемитскую окрашенность, постепенно эволюционируя к идеологии фашизма.
Исследуя развитие капитализма в Европе, Зомбарт пришел к выводу, что капиталистический уклад возник в недрах западноевропейской цивилизации, которая несет в себе как дух предпринимательства, так и дух мещанства. Зомбарт связывал истоки капиталистического «духа» с накоплением в западноевропейских городах феодальной земельной ренты и траты ее на все более изощренные и утонченные удовольствия и предметы роскоши, что стимулировало развитие торговли и мануфактурного производства.
Зомбарт считал, что человек должен обладать качествами завоевателя (волей, упорством и энергией), организатора (способностью оценивать людей, заставлять их трудиться и координировать их деятельность) и торговца (умением возбуждать интерес к своей продукции, внушать доверие). И в то же время индивид должен обладать хозяйственностью, осторожностью, бережливостью, верностью слову, должен отличаться аккуратным ведением отчетных документов и т.д.
Вслед за Зомбартом к анализу истоков «капиталистического духа» обратилсяВебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма».По мнению Вебера появлению на свет капитализм обязан религиозным учениям эпохи Реформации - лютеранству и кальвинизму. Целью каждого верующего является (помимо соединения с Богом в Царствии небесном) труд, т.е. приумножение блага во славу Господа на Земле. Поскольку экономический успех зависит от личного усердия и воли, то каждый должен много и хорошо работать, профессиональное призвание также является Божьим велением, поэтому деятельность человека - исполнение религиозного долга. Доходы следовало не расточать на увеселения и приобретение предметов роскоши, а вкладывать в расширение делового предприятия и воспринимать его процветание как внешнюю примету небесного покровительства и одновременно как свою религиозную обязанность, подкрепляемую упорным трудом и самодисциплиной. Такое положение вещей самым непосредственным образом повлияло на формирование капиталистической хозяйственной этики, способствуя утверждению не только добропорядочности и умеренности, бережливости и накопительства, но и тенденции стабильного роста и развития. Следовательно, идеи, господствующие в обществе, являются непосредственной основой его экономической организации.
Зомбарт полагал, что веберовский подход охватывает лишь одну сторону капитализма и капиталистического духа, которую сам Зомбарт называл буржуазным (бюргерским), мещанским духом, вносящим в капиталистическую систему хозяйства такие добродетели, как трудолюбие, умеренность, расчетливость, верность договору. Но на переднем плане должно быть стремление к бесконечности, воли к власти, предприимчивости, самоутверждению, вырвавших людей из мира традиционных отношений, построенных на родственных и общинных связях. Видя истоки предпринимательства в стремлении «завоевания себе мира», наслаждению «полнотой жизни», Зомбарт указывал, что «в сфере материальных стремлений завоевание равнозначно увеличению денежной суммы. Стремление к бесконечному, к власти нигде не находит для себя столь подходящего поля деятельности, как в охоте за деньгами, этом совершенно абстрактном символе ценности, который освобожден от всякой органической и естественной ограниченности, а обладание которым все в большей и большей степени становится символом власти... Стремление к власти и стремление к наживе переходят одно в другое. Зомбарт пишет, что «капиталистический предприниматель... стремится к власти, чтобы приобретать, и приобретает, чтобы добиться власти».
Предприниматели, по Зомбарту, - это «добытчики» прибыли, организаторы предприятий, обеспечивающих прирост дохода. Он должен обладать: 1)организаторскими способностями (умение подбирать и объединять людей и веши в работоспособное целое); 2) торговыми качествами (искусство вести переговоры, завоевывать доверие, возбуждать желание покупки своего товара); 3)счетоводными (точное числовое исчисление затрат и результатов).
Зомбарт насчитал шесть основных типов капиталистических предпринимателей:
1) разбойники, особенно участники военных походов и заморских экспедиций ради добычи золота и экзотических товаров;
2) феодалы, коммерциализирующие свои земельные владения (продажа зерна и шерсти, горное дело);
3) государственные деятели, насаждающие торговые и промышленные компании;
4) спекулянты, ростовщики (оперирующие с деньгами и ценными бумагами), банкиры, биржевые игроки, грюндеры (учредители акционерных обществ);
5) купцы, втирающиеся в доверие к лицам, которые облечены властью, и вкладывающие торговый капитал в процесс производства благ;
6) ремесленники.
Рассматривая процесс развития капитализма как органический цикл с эволюционными фазами, Зомбарт считал характерными для ранней стадии капитализма («героической юности») три первых типа предпринимателей, душевный настрой которых определялся агрессивным авантюризмом, наслаждением жизнью как завоеванием. Но затем на первый план выходят «мирные» типы предпринимателей, особенно фабриканты, «с отвращением в их деятельности от всего насильственного и авторитарного» и иными способностями - искусством достигать соглашения со своими поставщиками, рабочими и клиентами, чувством долга и умением «считать и копить». «Мещанские добродетели», «деловая мораль», рационализация замещают порывы «бьющей через край» завоевательной энергии. Но Зомбарт не абсолютизировал этот процесс, поскольку считал, что великие предприниматели - это «люди, соединяющие в себе различные, обычно раздельные предпринимательские типы, которые одновременно являются разбойниками и ловкими калькуляторами, феодалами и спекулянтами, как мы это можем заметить у магнатов американских трестов крупного масштаба».
Обращаясь к опыту современных ему американских миллионеров (известных умением «сворачивать шеи» конкурентам), он делал вывод о трех главных формах конкуренции в современном капитализме: 1) конкуренция эффективностью (ценовая); 2) конкуренция внушением (реклама); 3) конкуренция насилием, которая нашла себе применение у крупных компаний и направлена на стремление к монополии.
Как и Маркс Зомбарт обратился к проблеме экономических кризисов. Он ввел в экономическую теорию понятие «конъюнктура» как общее положение рыночных отношений в каждый данный момент, поскольку эти отношения определяющим образом влияют на судьбу отдельного хозяйства, слагающуюся в результате взаимодействия внутренних и внешних причин. Учение о колебаниях конъюнктуры Зомбарт противопоставил выводам Маркса и Энгельса о крушении капитализма в результате усугубления кризисов перепроизводства, подчеркнув, что «теория кризисов должна быть расширена до теории конъюнктуры».
Конъюнктурная экспансия, по мнению Зомбарта, имеет решающее значение для утверждения капитализма в его высшей форме. Ритмичное движение развитого капитализма вызывается стремлением к предпринимательству: ожидания прибыли порождают спекулятивный подъем, который прежде всего охватывает «неорганические блага длительного пользования» - железные дороги, энергосиловое оборудование, доходные дома, транспортные средства. Для расширения производства этих благ требуется расширение производства средств производства - машин и конструкционных материалов. Зомбарт назвал их «вторичными благами конъюнктурного подъема».
Расширение производства благ обоих типов приводит к созданию предприятий преимущественно крупных размеров. В такие предприятия больше и легче притекает денежный капитал. Возрастает количество привлекаемого «вещного капитала»: сырья и вспомогательных материалов, развиваются средства сообщения. Наконец, быстро увеличивается число наемных рабочих.
Но импульсивное расширение производства наталкивается на диспропорции, главная из которых заключается в диспропорциональности между размерами производства в отраслях, опирающихся на неорганическую основу, и в отраслях, перерабатывающих аграрные продукты и отстающих в темпах роста. Эта диспропорциональность приводит к противоречию между изобилием основного капитала и недостатком денежного. Беспрерывный рост оборотов обгоняет возможности кредитования; оно достигает предела, за которым для большого числа предприятий оказывается невозможным платить по своим обязательствам — начинается попятное движение в цепи спроса.
Как периоды подъема, так и периоды спада являются необходимыми: благодаря им развиваются обе стороны капитализма - спекулятивно-стяжательская и калькуляторско-организационная. Период подъема - это период «популяризации капиталистического духа», когда основной чертой хозяйственных начинаний является порыв; осуществляются рискованные затеи; стяжательский азарт охватывает через биржевые спекуляции не только предпринимателей, но и прочих обывателей, включая рабочих. Эта фаза приучает публику к установкам и требованиям капиталистического хозяйства. Периоды спада являются периодами внутреннего усовершенствования капиталистической системы, когда надо умело калькулировать, ломать голову над техническими и организационными нововведениями. В застойные периоды руководство хозяйственной жизнью переходит от «завоевателей» к «организаторам»; но одновременно «производится смотр предпринимателям и предприятиям: только сильные выживают».
В отличие от Маркса (считавшего, что амплитуда колебаний увеличивается) Зомбарт усматривал в развитии капитализма тенденцию к сглаживанию конъюнктуры. Основными причинами этого он считал прогнозирование; рационализацию денежного обращения и банковской системы; насыщение хозяйственного организма средствами производства и тем самым уменьшение доли благ конъюнктурного подъема; концентрация производства и централизация капитала в акционерных обществах, способных противостоять спаду; законодательное ограничение спекулятивной деятельности; сознательное стремление предпринимателей стабилизировать конъюнктуру.
Тренировочные задания
1. Назовите основные этапы становления исторической школы?
2. Какие идеи обосновал Ф. Лист в книге «Национальная система политической экономии»?
3. Какова роль протестантской этики в развитии капитализма?