ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Методические указания

Методические указания

По выполнению контрольной работы

_________________ ОП.03 Менеджмент __________________

индекс и название дисциплины

_38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

код и наименование специальности

___________________заочной формы обучения_________________________

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Методические указания - student2.ru

   

Оса, 2016

Данные методические указания предназначены для обучающихся специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и используется при изучении дисциплины ОП.03 Менеджмент

Составила: преподаватель информационно-экономических специальностей Умпелева О.Ю.

Рассмотрено: На заседании цикловой (методической) комиссии информационно-экономических специальностей Протокол от «___»___________ г. № ___ Председатель _____________ О.С.Юрганова  

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие методические указания
2. Варианты контрольных заданий
3. Примерный перечень вопросов
4. Перечень рекомендуемых источников
 
   
   
   
   

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Контрольная работа по дисциплине ОП.03 Менеджмент выполняется студентами – заочного обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Дисциплина ОП.03 Менеджмент - одна из общепрофессиональных дисциплин, формирующая базовые знания для освоения специальности.

Менеджмент как наука, возникшая на базе практического опыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления. В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности предприятия, но и методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

- анализировать организационные структуры управления;

- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

- методы планирования и организации работы подразделения;

- принципы построения организационной структуры управления;

- основы формирования мотивационной политики организации;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента в рыночной экономике:

- организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- методику принятия решений;

- стили управления, коммуникации, принципы делового общения;

Содержание дисциплины ориентировано на подготовку обучающихся к освоению и овладению профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности.

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.   Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6.   Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Варианты контрольных заданий содержат три теоретических вопроса, одно практическое задание. Задания сформулированы в 10 вариантах. Обучающийся выполняет тот вариант контрольной работы, номер которой соответствует последней цифре шифра его зачетной книжки.

При выполнении теоретической части контрольной работы обучающемуся необходимо показать умение правильно и кратко излагать усвоенный материал, выделяя при этом основные положения.

Обязательна нумерация страниц. Общий объём контрольной работы – 15 - 20 страниц формата А 4 в компьютерном варианте (шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14, интервал между строк –1,5) и должна быть сброшюрована. Текст должен быть отформатирован по ширине, содержать абзацные отступы, иметь равномерную плотность, контрастность и четкость изображения.

Контрольная работа имеет следующую структуру:

1 Титульный лист.

2 Содержание.

3 Основная часть

4 Ситуация.

5 Список использованных источников.

Контрольная работа должна быть представлена на проверку до начала экзаменационной сессии.

Работы, не отвечающие требованиям к оформлению, возвращаются без проверки.

При отрицательном отзыве рецензента обучающийся дорабатывает или направляет работу и представляет ее на повторное рецензированиес первоначальным вариантом. Контрольная работа может быть зачтена при условии, если она выполнена обучающимся самостоятельно и в ней подробно освещены все вопросы контрольного задания. Контрольные работы, получившие положительные оценки, остаются у преподавателя. При собеседовании преподаватель может задать вопросы обучающемуся как по методике выполнения задания, так и по существу рассматриваемых проблем. Без зачета контрольной работы обучающийся к дифференцированному зачету по дисциплине не допускается.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант

1. Понятия «управление» и «менеджмент», их соотношение. Исторические предпосылки менеджмента.

2. Лидер, компетенции лидера. Организация работы лидера. Типы поведения, которые снижают и повышают уровень доверия. Псевдоавторитеты (А. С. Макаренко):

3. Сущность и роль менеджмента в рыночной экономике. Основные принципы менеджмента.

4. Ситуация:

Вы - начальник цеха. После реорганизации предприятия вам не­обходимо срочно перекомплектовать несколько бригад со­гласно своему видения где какой сотрудник должен быть (по штатному расписанию).

Постановка задачи. По какому пути вы пойдете и почему?

a) Возьмитесь за дело сами, изучите все списки и личные дела работников цеха, предложите свой проект на собрании коллектива.

b) Предложите решать этот вопрос службе управления персо­налом — ведь это их работа.

Обоснуйте ответ (возможен свой вариант):

Вариант

1. Классификация коммуникационных сообщений. Коммуникационные барьеры. Коммуникационные сети.

2. Цикл менеджмента как основа управленческой деятельности.

3. Типы структур управления сельскохозяйственным предприятием. Совершенствование структур управления.

4. Ситуация:

Ваш непосредственный начальник (директор фирмы), минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением вашего ответственного задания. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными.

Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения:

a) не оспаривая задание начальника, буду строго придерживаться должностной субординации;

b) предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы;

c) все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник;

d) выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласия со мной;

e) в интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.

Обоснуйте ответ (возможен свой вариант):

Вариант

1. Понятие «организация как объединение людей», признаки организации. Характеристика основных составляющих внутренней среды. Понятие и механизм образования формальных и неформальных организаций.

2. Власть и источники власти. Виды власти.

  1. Сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса. Виды коммуникаций. Меры по совершенствованию коммуникаций на предприятии.

4. Ситуация:

Ваша секретарша довольно часто опаздывает на работу и каж­дый раз объясняет это достаточно уважительной причиной. Она хорошо и ответственно выполняет все поручения, но из-за ее опоз­даний вы не всегда успеваете вовремя начать выполнение ваших дел. Вам бы не хотелось ее увольнять, но сегодня все повторилось снова.

Вы говорите: (ваши действия).

Вариант

1. Понятие организации как закрытой и открытой систем. Факторы внешней среды в управлении организацией и значение внешней среды.

2. Понятие и характеристика стилей руководства. Управленческая решетка ГРИД.

3. Зарубежные школы и современные подходы к менеджменту, их достоинства и недостатки.

4. Ситуация:

Петрова Светлана Павловна подвергается критике за интуитивно принимаемые решения. Но время вновь и вновь подтверждает ее правоту. Нужно ли Светлане Павловне полагаться только на интуицию? Обоснуйте ответ.

Вариант

1. Содержание и виды управленческих решений. Процесс принятия решений. Методы принятия решений.

2. Конфликты: природа, типы и причины конфликта. Подходы к эффективному разрешению конфликтов.

3. Информация в управлении. Классификация и виды информации. Информация и делопроизводство в управлении.

4. Ситуация:

Иванов Петри Васильевич (ваш подчиненный коллега) игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не ис­правляя того, на что вы ему указываете.

Как вы поступите с этим подчиненным (коллегой) в дальней­шем?

a) Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятель­ность, примените обычные административные меры наказания.

b) В интересах дела постараетесь вызвать его на откровенный разговор, попытаетесь найти с ним общий язык, настроить на де­ловой контакт.

c) Обратитесь к коллективу, рассчитывая на то, что его непра­вильное поведение будет осуждено и к нему примут меры обще­ственного воздействия.

d) Попытаетесь вначале разобраться в том, не совершаете ли вы сами ошибок во взаимоотношениях с подчиненным (коллегой), а потом уже решите, как поступить.

Обоснуйте ответ (возможен свой вариант):

Вариант

1. Структура коммуникации. Деловое общение. Этапы и фазы делового общения.

2. Понятие и классификация методов управления, их достоинства и недостатки.

  1. Понятие конфликта. Основные причины и типы конфликтов. Процесс управления конфликтом.

4. Ситуация:

Семенов Виктор Викторович, новый начальник цеха, добродушно ворчал: «Ну почему вы со мной во всем сразу же соглашаетесь, почему не спорите, не могу же я всегда быть правым? Оспаривайте, доказывайте! Тогда ошибок у нас будет меньше». Такая речь нового руководителя поразила присутствующих. Они четко усвоили точку зрения бывшего начальника, которая сводилась к следующему: «Если вы со мной не согласны, то спорьте, но только в коридоре и без меня». Еще не раз Семенову пришлось просить своих подчиненных высказывать свое мнение. И обстановка постепенно менялась. Росло взаимное доверие между руководством и сотрудниками. По – деловому обсуждались недоразумения, коллективно искались пути решения проблем.

Вопросы:

ü Определите стили управления руководителей, охарактеризуйте их. Который из них вам ближе и почему?

ü Как вы считаете при каком стиле управления социально – психологический климат устойчивее, а производственные успехи выше?

ü Всегда ли можно оспаривать решения руководителя? Если нет, то почему?

Вариант

1. Управленческое общение. Организация проведения деловых совещаний и переговоров.

2. Принципы эффективной самоорганизации. Тайм менеджмент.

3. Лидерство и власть, их сущность. Стили руководства.

4. Ситуация:

Финансовые дела завода находились в запущенном состоянии. Достаточно сказать, что многомиллионные неплатежи поставщикам и банку привели к тому, что завод был переведен на особый режим кредитования. Закончилось это тем, что сменили руководство. Вместе с новым директором приехал новый начальник финансового отдела – Селиванов Виктор Олегович. Новый директор почти не занимался финансовыми проблемами – ’’ Мое дело – подобрать хороших помощников, и пусть они разворачиваются’’. Селиванов как раз и был одним из таких людей. Он с головой окунулся в работу. Им были использованы все возможности для привлечения денежных средств. Он употребил свое мнение, знание, дипломатию, чтобы поднять финансовую дисциплину. Постепенно финансовые вопросы пришли в норму, и завод пошел в гору.

Вопросы

ü Какой стиль управления избрал новый руководитель?

ü Что являлось основным составляющим успеха?

ü Охарактеризуйте двух руководителей (директора, начальника финансового отдела)?

Вариант

1. Типы структур управления. Основные принципы построения организационных структур, их достоинства и недостатки.

2. Миссия и цели организации. Концепция жизненного цикла организации.

  1. Характерные черты организации. Факторы внешней и внутренней среды организации, взаимосвязь факторов.

4. Ситуация:

В моем кабинете не умолкает телефонный звонок, ко мне постоянно заходят сотрудники. В таких условиях очень трудно сосредоточиться на решении важных проблем. Как мне выделить время и для телефонных переговоров, и для общения с сотрудниками, и для выполнения работ творческого характера, требующих определенных усилий?

Примите необходимые действия, обоснуйте ответ.

Вариант

1. Мотивация. Теории мотивации и потребности человека, процессуальные теории мотивации.

2. Методы управления и стимулы труда.

3. Характеристика функций управления: планирование, организация, координация, контроль, мотивация.

4. Ситуация:

В проектном отделе предприятия «Полет» работали, в основном, инженеры соответствующего профиля. Их было 8 человек. Работали слаженно, успешно, работу свою любили. Многие решения в этой группе принимались коллективно, и всем это нравилось. Случилось так, что их руководитель решил уйти с предприятия. Вскоре «сверху» был назначен новый руководитель отдела. Человек сравнительно молодой, подающий надежды. Некоторое время отдел работал по инерции слаженно и дружно. Но наступил отчетный период, и нужно было составлять новые планы. Как и прежде, сотрудники отдела хотели внести свои предложения. Но не тут то было. Новый руководитель дал понять, что работать они будут только по принятым им самим решениям. Каждому из инженеров он дал конкретное задание, которые лишали их инициативы и творчества. Это резко сказалось на отношениях внутри группы.

Оцените ситуацию и ответьте на вопрос:

ü Какой стиль руководства использовал каждый из руководителей?

ü Что можно назвать конфликтогенами в данной ситуации. Какой вид носит данный конфликт.

ü В чем состояла основная ошибка нового руководителя?

ü Как бы поступили вы в данной ситуации, если бы оказались:

- руководителем?

- членом группы?

Вариант

  1. Характерные черты организации. Факторы внешней и внутренней среды организации, взаимосвязь факторов.
  2. Сущность и роль менеджмента в рыночной экономике. Основные принципы менеджмента.
  3. Лидерство и власть, их сущность. Стили руководства.

4. Ситуация:

Опытный тракторист-машинист Иванов подает заявление об увольнении, т.к. работает на изношенном тракторе устаревшей модели, который часто ставят в ремонт. Иванов неоднократно просил бригадира транспортной бригады перевести его на новый трактор, мотивируя тем, что трактористы с меньшим опытом, работающие на новых тракторах значительно перевыполняют норму, а ему, квалифицированному специалисту, удается с трудом справиться с нормой, и его месячная заработная плата меньше. В бригаде, где морально и физически устаревших тракторов около 40%, имеется постоянный недостаток кадров. Вопросы:

- Какие необходимо предпринять меры с целью привлечения кадров и избежание конфликтов в коллективе?

- Удовлетворить просьбу тракториста Иванова? Ответ объясните.

Наши рекомендации