Модели( или типы) рынков: конкуренция и монополия, их синтез. Ключе- вые признаки совершенной и несовершенной конкуренции.
1. Конкуренция и монополия: модели современного рынка.
Конкуренция(в переводе с лат. – столкновение, состязание) – форма экономического соперничества между участниками рыночных отношений за источники сырья, сферы приложения капитала, рынки сбыта продукции с целью получения максимальной прибыли.Монополия(в переводе с греч. – «один» «продаю») – такая ситуация на рынке, при которой один ее участник полностью контролирует все эти сферы столкновения интересов предпринимателей. Часто обострение конкурентной борьбы между предпринимателями вынуждает их вступать в соглашение друг с другом, создавать монопольное объединение. В экономической литературе выделяют 4 модели рынка:
1. чистая или совершенная конкуренция. В этом случае на рынке действуеточень много мелких фирм, производящиходнородную, стандартизированную продукцию(сельское хозяйство). Имеетсясвободный доступ на рынок и выход из него, т.е. нет никаких юридических или экономических барьеров, препятствующих открытию в отрасли новых фирм. Поскольку продукция однородна, покупатель ничьей продукции не отдает предпочтение и на нее может быть установлена единая цена. Доля каждого производителя в общем объеме продукции отрасли мала и ее изменения незначительны и не могут оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками рынка относительно объема производства продукции и цен.Контрольфирмынад ценой отсутствует. Фирма выступает какprice-taker, принимая ту цену, которая складывается в отрасли в целом под влиянием колебаний спроса и предложения. Данная модель была характерна для экономики большинства развитых стран до серединыXIXвека, но затем с развитием концентрации производства положение стало меняться, т.к. крупные предприятия захватывали все большую долю рынков отдельных товаров;
2. монополистическая конкуренция. В этом случае число фирм все еще велико, но значительно меньше, чем на рынке чистой конкуренции. Так какфирм много, доля каждой фирмы в объеме производства продукции отрасли невелика, значит и контроль над ценой незначителен. Почти невозможен и тайный сговор между фирмами по поводу ограничения объема производства и регулирования цен.Продукт(обувь, одежда)дифференцирован, что проявляется в различных параметрах качества, условий продаж, послепродажного обслуживания, поэтому в рамках своей торговой марки каждый производитель является монополистом и может самостоятельно устанавливать цену на свою продукцию. Вход на рынок достаточно свободен и определяется размерами капитала и степенью известности торговой марки. Важным инструментом конкурентной борьбы является реклама;
4. чистая монополия.На рынке действует одна фирма, производящая уникальный продукт, не имеющий близких заменителей (ЖКХ).Контроль над ценой значительный, фирма выступает как price-maker, т.е. самостоятельно устанавливает цену на свою продукцию. Вступление в отрасльновых фирм блокированоналичием юридических, экономических, технологических преград. Юридические препятствия связаны с необходимостью получения лицензии, патента, права собственности, экономические –определяются более высокими затратами на производство на впервые открывшемся предприятии чем на действующих, значительными размерами капитала и концентрацией других ресурсов.
Монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия относятся к несовершенной конкуренции.
На рынке чистой конкуренции, на котором цена постоянна, фирма выбирает такой объем производства продукции, чтобы получить максимальную прибыль, при котором предельные издержки равны цене, т.е.MC=P. Афирма-монополиствыбирает комбинацию цены и объема производства продукции, при которыхMR=MC, она стремится к максимальной совокупной прибыли, а не к максимальной прибыли на единицу продукции. В условиях монополииP>MC.
Особенности рынка совершенной конкуренции (СК):
1. множество участников;
2. однородный продукт;
3. отсутствие барьеров для конкуренции;
4. спрос абсолютно эластичен (AR = MR = P — цена);
5. кривая спроса совпадает с кривой среднего и предельного дохода;
6. фирма для достижения рыночных целей может изменять только объём производства, т.к. на цену повлиять не может;
7. Qопт всегда больше Qравн (при π>0).