Государственное регулирование рынка.

1. Рынок представляет собой совокупность отношений обмена, организованны позаконности товарного производства и товарно-денежного обращения.

Рынок категория синтетическая, включающая в себя такие важные категории как:

- стоимость, цена, спрос и предложение, конъюнктура, государственное

регу­лирование.

Рынок не терпит администрирования, он имеет собственную организацию, в основу которого положено индикативное планирование.

Основные функции рынка:

- обеспечение связи между производителями и потребителями;

- обеспечение пропорциональности в структуре общественного

производ­ства;

- признание общественно необходимых затрат труда на производство

това­ров;

- формирование цены товара в процессе взаимодействия спроса и

предложе­ния, как выражение предельной полезности данного товара;

- стимулирование издержек производства;

- ускорение НТП.

Рынок выступает в двух формах:

- рынок продавца (рынок производителя) – характеризуется монополизмом производителя, хроническим дефицитом всего и вся, неудовлетворенным спросом потребителя, низким качеством товаров и услуг, ростом цен, раз­гулом спекуляции, развитием инфляции;

- рынок покупателя характеризуется свободной конкуренцией производите­лей, олигополизацией рынка, демонополизацией рынка, бездефицитно­стью, занятостью всех ниш рынка, высоким качеством, дизайном товаров, устойчивостью денежного обращения, стабильностью цен.

Если рынок продавца, в целях его регуляции требует жесткого государствен­ного администрирования, то рынок покупателя нормально

функционирует в условиях легкого государственного косвенного регулирования.

Рыночная система, как само регулируемая система не застрахована от своего

поражения, которое называется фиаско рынка.

Фиаско рынка - ситуация, при которой рынок не в состоянии координировать процессы экономического выбора, таким образом, чтобы обеспечить эффек­тивное использование ресурсов.

Причины фиаско рынка:

- внешние эффекты - это эффекты, которые не находят свое отражение в цене блага;

- возрастание общественного блага;

- недостаточная конкуренция.

2. Рыночная система - представляет собой ассоциации свободныхтоваропроиз­водителей, работающих в условиях экономической свободы и риска,само­стоятельно избирающих контрагентов производственной деятельности,само­стоятельно определяющие объемы производства, самостоятельнораспоря­жающиеся собственными доходами и расходами, численностью занятых иоп­латы труда.

Основные характеристики рыночной системы:

- углубление общественного разделения труда;

- высокая степень развития общественных отношений;

- денежная форма обменных отношений;

- высокий уровень развития частных предприятий;

- высоко развитая технология;

- косвенное, регулирующее воздействия государства.

Основные принципы рынка:

- свобода предпринимательства (заинтересован частный экономический

ин­терес);

- свобода профессионального выбора (заинтересованность собственника

ре­сурсов);

- свобода потребительского выбора (выгода потребителя в рамках

предель­ной полезности товаров и услуг);

- свобода экономических интересов;

- максимизация прибыли, достигаемая путем минимизации расходов на

вне­дрения новых технологий, роста производительности труда;

- максимизация доходов владельцев ресурсных факторов производства;

- максимизация выгоды покупателя в процессе потребительского выбора;

- конкуренция как состязательность всех участников рынка;

- система рыночных цен, как стимул, и как координатор рыночного

про­цесса.

Наиболее общими элементами рыночной системы является рыночная струк­тура, состоящая из:

- рынок средств производства;

- рынок капиталов, рынок интеллектуального продукта, рынок ценных

бу­маг;

- рынок рабочей силы, теневой рынок (криминальный).

Рыночная инфраструктура:

- коммерческая, банковская система;

- биржевая система;

- страховая система;

- аукционы, ярмарки, выставки, рекламные агентства, коммерческие

инфор­мационные центры, аудиторские компании, холдинги;

- уровень и состояние общественного сознания;

- государственное регулирование.

3. Стимулы и принципы экономической системы весьма эффективны, но не иде­альны, т.е. имеется:

- неизбежность инфляционных процессов;

- неизбежность безработицы;

- усиление неравенства в распределение доходов;

- сужение сферы общественного блага;

Перечисленные недостатки могут также обусловить фиаско рынка, поэтому в

условиях рынка существует объективная необходимость внешнего регули­рующего вмешательства государства в рыночные процессы.

Однако сущест­вуют две концепции:

- классическая концепция саморегулирующегося рынка. Однако теория

са­морегулирующегося рынка получила приговор в 30-е годы 20 века (миро­вая депрессия);

- государственное регулирование экономики (теория разработана Д.

Кейн­сом):

Два вида методов:

- прямые (размещение государственных заказов, жесткое установление

цен на услуги, тарифы, жесткое установление заказов);

- косвенные (финансово-кредитные рычаги).

Государство должно осуществлять:

- структурную политику;

- инвестиционную политику;

- инновационную политику; ценовую политику; маркетинговая политика;

политика денежных доходов;

- политика формирования фондов; политика изменения структуры

расходов населения;

- финансовая политика и налоги.

Наши рекомендации