Статья 143. Виды ценных бумаг



1. Документарные ценные бумаги могут быть предъявительскими (ценными бумагами на предъявителя), ордерными и именными.

2. Предъявительской является документарная ценная бумага, по которой лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается ее владелец.

3. Ордерной является документарная ценная бумага, по которой лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается ее владелец, если ценная бумага выдана на его имя или перешла к нему от первоначального владельца по непрерывному ряду индоссаментов.

4. Именной является документарная ценная бумага, по которой лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается одно из следующих указанных лиц:

1) владелец ценной бумаги, указанный в качестве правообладателя в учетных записях, которые ведутся обязанным лицом или действующим по его поручению и имеющим соответствующую лицензию лицом. Законом может быть предусмотрена обязанность передачи такого учета лицу, имеющему соответствующую лицензию;

2) владелец ценной бумаги, если ценная бумага была выдана на его имя или перешла к нему от первоначального владельца в порядке непрерывного ряда уступок требования (цессий) путем совершения на ней именных передаточных надписей или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования (цессии).

5. Выпуск или выдача предъявительских ценных бумаг допускается в случаях, установленных законом.

Возможность выпуска или выдачи определенных документарных ценных бумаг в качестве именных либо ордерных может быть исключена законом.

6. Если иное не установлено настоящим Кодексом, законом или не вытекает из особенностей фиксации прав на бездокументарные ценные бумаги, к таким ценным бумагам применяются правила об именных документарных ценных бумагах, правообладатель которых определяется в соответствии с учетными записями.



б) в статье 912 (вторая часть ГК РФ) вводятся еще четыре вида ценных бумаг:

·двойное складское свидетельство;

·складское свидетельство как часть двойного свидетельства;

·залоговое свидетельство (варрант) как часть двойного свидетельства;

·простое складское свидетельство.

Результаты интеллектуальной дея­тельности как объекты гражданских прав закреплены в ст. 1225 Гражданского кодекса РФ. В отличие от физического труда, итогом которого обычно служат вещи, интеллектуальной деятельностью является умственный (мыслительный, творческий) труд человека в области науки, техники, литературы, искусства, завершающийся созданием нового, творчески самостоятельного результата в области науки, техники, литературы или искусства.

Результаты интеллектуальной деятельности могут становиться объектами правоотношений только тогда, когда они облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми.

Результаты интеллектуальной деятельности как объекты гражданских прав закреплены в ст. 1225 Гражданского кодекса РФ. В отличие от физического труда, итогом которого обычно служат вещи, интеллектуальной деятельностью является умственный (мыслительный, творческий) труд человека в области науки, техники, литературы, искусства, завершающийся созданием нового, творчески самостоятельного результата в области науки, техники, литературы или искусства. Результаты интеллектуальной деятельности могут становиться объектами правоотношений только тогда, когда они облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми.

Результатом интеллектуальной деятельности является выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера произведением науки, литературы, искусства, изобретением или промышленным образцом. Каждому из этих результатов присущи свои особые условия их охраноспособности и использования, а также осуществления и защиты прав их авторов. Однако все они обладают рядом общих признаков.

·Во-первых, результаты интеллектуальной деятельности в отличие от объектов вещных прав имеют идеальную природу. Произведения науки и техники – это определенные системы научных и технических понятий или категорий. Литературные и художественные произведения представляют собой систему литературных, либо художественных образов. Разумеется, указанные категории и образы обозначаются, выражаются буквенными, цифровыми и иными знаками, символами, изобразительными или звуковыми средствами и зачастую существуют на определенных материальных носителях (бумаге, пленке, камне, холсте и т. п.). Однако от этого сами они не перестают быть идеальными объектами.

·Во-вторых, право не может прямо воздействовать на мыслительные процессы, протекающие в головном мозге человека. Процессы мыслительной деятельности остаются за пределами действия правовых норм. Тем не менее, право в состоянии позитивно воздействовать на этот процесс путем выработки правовых форм организации научно-технической и иной творческой деятельности и закрепления в правовых нормах условий охраноспособности ее результатов [1].

Идеальная природа результатов интеллектуальной деятельности отнюдь не свидетельствует о ее малозначительности или оторванности от производства необходимых людям вещей и иных ценностей человеческого общества. Ведь именно объективно выраженный результат интеллектуальной деятельности может участвовать в экономическом обороте, быть доступен правовому регулированию, представлять собой специфический товар – интеллектуальную собственность. Современная тенденция такова, что результаты интеллектуальной деятельности все более отчетливо приобретают черты товара – продукта интеллектуального труда, созданного для функционирования на рынке.

Как уже отмечалось, в юридической науке нет единого мнения о том, что следует понимать под термином«интеллектуальная собственность». Однако наиболее известные и часто обсуждаемые в последние годы в российской правовой доктрине теоретические подходы к этому понятию связаны с теорией исключительных прав.

Понимание исключительного характера прав состоит в том, что принадлежащие создателю произведения авторские права препятствуют другим лицам использовать произведение, иными словами, обеспечивают их носителям правомочия на совершение различных действий с одновременным запрещением всем другим лицам совершать эти действия. При этом отмечается, что обладатель исключительного права во многих случаях может разрешить его использование третьим лицам, т. е. передать свое исключительное право либо целиком, либо частично.

Условием оборота исключительных прав является наличие у них соответствующего правового режима. Суть его заключается в том, что законодатель, с одной стороны, определяет условия принадлежности прав субъектам, а с другой – предоставляет возможность ими распоряжаться. Отсюда вытекает значение правового механизма реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности: на первом этапе в рамках абсолютного правоотношения возникает и легализуется право лица (физического или юридического) в отношении созданного им нематериального объекта. На втором происходит дальнейшее движение этого права через относительное правоотношение, которое направлено на передачу нематериального объекта. Именно на этой стадии названные объекты, будучи товарами, вовлекаются в товарный (имущественный) оборот, где и выявляется их реальная экономическая ценность. Иными словами, на втором этапе речь идет о правомочии распоряжения, реализуемого через соответствующие действия. Последнее связано с тем фактом, что, как и другие объекты, результаты интеллектуальной деятельности не состоят в неразрывной связи со своими обладателями и отличаются способностью к отчуждению, что позволяет использовать их для удовлетворения материальных и духовных потребностей не только их создателей, но и других членов общества. Отсюда исключительные права в отношении интеллектуальных продуктов изначально имеют собственное юридическое содержание, обусловленное свойствами этих объектов.

Легальное определение результатов интеллектуальной деятельности в Гражданском кодексе РФ отсутствует. Определение можно найти в научной литературе, где результат творческой (интеллектуальной) деятельности – это выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера научным или научно-техническим результатом, достижением либо изобретением, промышленным образцом, товарным знаком, произведением науки, литературы, искусства. В статье 1225 ГК РФ дается лишь перечень результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых предоставляются интеллектуальные права и правовая охрана:

1.произведения науки, литературы и искусства;

2.программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3.базы данных;

4.исполнения;

5.фонограммы;

6.сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7.изобретения;

8.полезные модели;

9.промышленные образцы;

10.селекционные достижения;

11.топологии интегральных микросхем;

12.секреты производства (ноу-хау);

13.фирменные наименования;

14.товарные знаки и знаки обслуживания;

15.наименования мест происхождения товаров;

16.коммерческие обозначения.

Результаты интеллектуальной деятельности предусмотрены в подп. 1 – 12, средства индивидуализации – в подп. 13 – 16 п. 1 ст. 1225 ГК РФ.

В соответствии с частью четвертой ГК РФ фирменное наименование есть средство индивидуализации юридического лица;товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров – средство индивидуализации товаров, работ и услуг; а коммерческое обозначение – средство индивидуализации предприятия как объекта гражданского права.

Указанный перечень является исчерпывающим. Иные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации существовать могут, но в отношении них не будут признаваться интеллектуальные права и предоставляться правовая охрана. Ограничительный подход диктуется монопольным характером исключительного права.

Объекты, которые перечисляются в статье 1225 ГК РФ как результаты интеллектуальной деятельности, но которые не создаются путем проявления творческих способностей личности, могут быть лишь приравнены к результатам интеллектуальной деятельности. Такими объектами интеллектуальной собственности являются: базы данных, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач, сложные объекты, средства индивидуализации. На такие объекты должно признаваться лишь исключительное имущественное право, поскольку они обладают товарно-денежными признаками.

Наши рекомендации