Тема 8. Складская логистика на предприятиях инвестиционно-строительной сферы

Цель, задачи складской логистики. Предназначение складской логистики в общей системе логистики на предприятиях инвестиционно-строительной сферы Решения, принимаемые в складировании. Основные факторы , влияющие на выбор вида складирования. Складская деятельность: технологические операции и управленческие функции. Распределение складских затрат. Критерии эффективности работы склада и методика их расчета. Современные тенденции складирования. Аутсорсинг в складировании. Схема приобъектного складирования материалов, изделий, деталей и конструкций. Классификация складского хозяйства строительного предприятия. Расчет параметров организации складского хозяйства. Ключевые показатели складской деятельности.

Вопросы и задания

1. В чем состоят три основные функции склада? Кратко опишите каждую функцию.

2. Как на показатели функционирования склада влияет применяемая система обработки заказа?

3. Упаковывание выполняет две основные функции: маркетинг и логистика. Покажите роль упаковывания в каждой из этих функциональных областей.

4. Какие специфические методы управления потоками на предприятии используется в транспортной логистике?

5. Какие резервы повышения эффективности управления предприятием могут быть использованы за счет применения методов складской логистики?

Тема 9. Транспортная логистика на предприятиях инвестиционно-строительной сферы

Цель, задачи транспортной логистики.. Принципы построения транспортной логистики Предназначение транспортной логистики в общей системе логистики на предприятиях инвестиционно-строительной сферы. Классификация способов перевозки. Критерии выбора вида (видов) транспорта. Критерии выбора логистических перевозчиков. Этапы разработки дистрибьюционного маршрута. Расчет параметров кольцевых маршрутов. Определение оптимального срока замены транспортного средства. Ключевые показатели транспортировки.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие внутренние перевозки грузов. Нормативные документы взаимоотношения стран в международных перевозках.

Вопросы и задания

1. На каких ключевых принципах построена транспортная логистика?

2. Каким образом в режиме «точно в срок» связаны друг с другом складирование и грузопереработка?

3. Какие специфические методы управления потоками на предприятиях используются в транспортной логистике?

4. Какие резервы повышения эффективности управления предприятием могут быть использованы за счет применения принципов транспортной логистики?

5. В последнее годы активно развиваются приложения для электронного обмена данными. Как вы думаете, чем объясняется этот рост? В чем состоят основные преимущества электронного обмена данными?

Для усвоения теоретических положений также рекомендуется решить ряд тестовых заданий (приведены ниже п.1 - 36 ).

Тесты

1. Логистика – это …

а) организация перевозок;

б) предпринимательская деятельность;

в) наука и искусство управления материальным потоком;

г) искусство коммерции.

2. Объект исследования в логистике - …

а) процессы, выполняемые торговлей;

б) материальные и соответствующие им информационные потоки;

в) рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг;

г) экономические отношения, возникшие в процессе товародвижения.

3. Задачей микрологистики является …

а) организация доставки грузов на Крайний Север сначала речным, а затем морским транспортом;

б) обеспечение согласованности в действиях поставщика, покупателя и транспортной организации;

в) координация действий участников цепи, обеспечивающих продвижение на российский рынок импортного товара;

г) организация грузопереработки в крупном морском порту.

4. Наиболее сильное влияние на развитие логистики оказывает …

а) компьютеризация управления процессами в сферах производства и обращения;

б) совершенствование производства отдельных видов товаров;

в) совершенствование налоговой системы;

г) увеличение численности населения.

5. Логическая функция – это …

а) направление хозяйственной деятельности, заключающееся в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения;

б) множество элементов, находящихся в отношениях связи друг с другом, образующих определенную целостность, единство;

в) совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте, в нужное время, с минимальными затратами;

г) укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы;

д) система мероприятий по комплексному изучению рынка.

6. Единицей измерения материального потока является …

а) рубль;

б) кубический метр;

в) количество тонн, приходящихся на квадратный метр (т/м2);

г) тонна;

д) штука;

е) количество тонн, проходящих через участок в единицу времени (т/год);

ж) стоимость одной тонны (р./т).

7. Материальный поток – это …

а) самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и /или с помощью одного технического устройства;

б) упорядоченная на оси времени последовательность логических операций, направленная на обеспечение потребителя продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и место;

в) имеющая вещественную форму продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций в заданном интервале времени;

г) материальная продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления или в процесс продажи.

8. Логистическая операция – это …

а) самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и /или с помощью одного технического устройства;

б) упорядоченная на оси времени последовательность логистических операций, направленная на обеспечение потребителя продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и место;

в) имеющая вещественную форму продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логических операций в заданном интервале времени;

г) материальная продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления или в процесс продажи.

9. Признаком классификации, на основе которого материальные потоки подразделяют на внешние, внутренние, входные и выходные, являются …

а) отношение к логистической системе;

б) натурально-вещественный состав продвигающегося в потоке груза;

в) количество груза;

г) степень совместимости грузов;

д) консистенция груза;

е) удельный вес груза.

10. Цель логистики можно выразить шестью правилами.

Первые пять правил логистики формулируется так:

а) товар нужный товар;

б) место в нужном месте;

в) время в нужное время;

г) количество в необходимом количестве;

д) качество необходимого качества.

Шестое правило логистики формулируется: …

а) цвет нужного цвета;

б) затраты с минимальными затратами;

в) транспорт правильным видом транспорта;

г) тара в нужной таре;

д) вес нужного веса;

е) комплектность правильной комплектности.

11. Доставку товаров повседневного спроса в отдельную местность выполняет автоколонна из трех автомобилей, технические данные которых представлены в таблице:

Тип автомобиля Минимальная скорость, км/ч
Грузовой автомобиль
Автолавка
Легковой автомобиль

Минимальная скорость автоколонны как системы составляет … км/ч:

а) 50;

б) 60;

в) 70;

г) 90.

12. Доставку товаров повседневного спроса в отдельную местность выполняет автоколонна из трех автомобилей, технические данные которых представлены в таблице:

Тип автомобиля Минимальная скорость, км/ч
Грузовой автомобиль
Автолавка
Легковой автомобиль

Грузоподъемность моста, достаточнаядля прохода автоколонны, составляет … т.

а) 4;

б) 15;

в) 25.

13. Логистическая концепция организации производства предполагает …

а) отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;

б) создание максимально большого запаса материальных ресурсов «на всякий случай»;

в) поддержку во что бы то ни стало высокого коэффициента использования оборудования;

г) изготовление продукции как можно более крупными партиями.

14. Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в …

а) точной экономической оценке решений в области транспортировки грузов;

б) выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;

в) рационализации технологических решений в области складирования;

г) повышении обоснованности коммерческих решений в области снабжения;

д) повышении обоснованности коммерческих решений в области сбыта.

15. Наиболее существенной предпосылкой применения логистики и хозяйственной практике является …

а) усиление конкуренции на товарном рынке;

б) совершенствование производства отдельных видов товаров;

в) совершенствование налоговой системы;

г) рост численности населения.

16. Тянущей системой в логистике называется …

а) система организации производства, в котором детали и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую в соответствии с централизованно сформированным графиком производства;

б) система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую по мере необходимости (жесткий график отсутствует);

в) система управления запасами в каналах сферы обращения, в которой решение о пополнении запасов на периферийных складах принимается централизованно;

г) стратегия сбыта, направленная на опережающее (по отношению к спросу) формирование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях.

17. Толкающей системой в логистике называется …

а) система управления запасами в каналах сферы обращения с децентрализованным процессом принятия решений о пополнении запасов;

б) система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую по мере необходимости (жесткий график отсутствует);

в) стратегия сбыта, направленная на опережающее (по отношению к спросу) формирование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях;

г) стратегия сбыта, направленная на опережающее (по отношению к формированию товарных запасов) стимулирование спроса на продукцию в розничном торговом звене.

18. Непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока, а также оперативная корректировка его движения, являются проявлением принципа … логистики

а) системности;

б) научности;

в) конструктивности;

г) конкретности;

д) комплексности.

19. Четкое определение результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями являются проявлением принципа … логистики

а) системности;

б) научности;

в) конструктивности;

г) конкретности;

д) комплексности.

20. Организация закупок, транспортировки, складирования и оптовых продаж как единого логического процесса является проявлением принципа … логистики

а) системности;

б) научности;

в) конструктивности;

г) конкретности;

д) комплексности.

21. Формирование развитой инфраструктуры, т.е. всех видов обеспечения для осуществления движения материальных потоков в конкретных условиях, является проявлением принципа … логистики

а) системности;

б) научности;

в) конструктивности;

г) конкретности;

д) комплексности.

22. Усиление расчетного начала на всех стадиях управления материальным потоком является проявление принципа … логистики

а) системности;

б) научности;

в) конструктивности;

г) конкретности;

д) комплексности.

23. Фирма последовательно устраняет все узкие места логической цепи, является проявлением принципа … логистики

а) системности;

б) научности;

в) конструктивности;

г) конкретности;

д) комплексности.

24. Последовательность этапов проведения анализа ABC:

А: Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления.

Б: Формулирование цели анализа.

В: Построение кривой ABC.

Г: Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа A, группа B и группа C.

Д: Определение объектов управления, анализируемых методом ABC.

25. Последовательность этапов проведения анализа XYZ:

А: Построение кривой XYZ.

Б: Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа X, группа Y и группа Z.

В: Группировка объектов управления в порядке возрастания коэффициента вариации.

Г: Определение коэффициента вариации по отдельным позициям ассортимента.

26. Последовательность этапов формирования логистической системы при системном подходе:

А: Ориентировочное формирование некоторых подсистем.

Б: Определение требований, которым должна удовлетворять логистическая система.

В: Анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему.

Г: Определение цели функционирования логистической системы.

27. Результатам проведения анализа ABC является вывод в том, что …

а) каждый м2 площади склада дает грузооборот до 20 т в год;

б) автомобиль грузоподъемностью 5 т расходует на 100 км 15 л горючего;

в) себестоимость доставки 10 т груза на расстоянии 50 км составляет 180 р.;

г) грузооборот склада площадью 5000 м2, составляет 25000 т/год

д) товары стандартного и повышенного спроса следует отгружать клиентам со склада посредника.

28. С помощью анализа ABC исследуем ассортимент чаще всего разделяется на три группы в следующем соотношении …

а) 33,3% (группа A), 33,3% (группа B) и 33,3% (группа C);

б) 20% (группа A),30% (группа B) и 60% (группа C);

в) 10% (группа A), 30% (группа B) и 60% (группа C);

г) 5% (группа A), 25%(группа B) и 70% (группа C).

29. Группа A, выделенная из общего ассортимента с помощью анализа ABC, чаще всего включает в себя…

а) 50% позиций, на долю которых приходиться 50% оборота;

б) 40% позиций, на долю которых приходиться 60% оборота;

в) 20% позиций, на долю которых приходиться 80% оборота;

г) 10% позиций, на долю которых приходиться 90% оборота.

30. Группа C, выделенная из общего ассортимента с помощью анализа ABC, чаще всего включает в себя …

а) 50% позиций, на долю которых приходиться 50% оборота;

б) 40% позиций, на долю которых приходиться 60% оборота;

в) 30% позиций, на долю которых приходиться 70% оборота;

г) 20% позиций, на долю которых приходиться 80% оборота.

31. Принцип системного подхода, в соответствии с которым логическая система сначала должна исследоваться на макроуровне, т. е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне т. е внутри своей структуры, является принципом …

а) согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;

б) последовательного продвижения по этапам создания системы;

в) отсутствие конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

32. Решение «ДЕЛАТЬ» в задаче «Make-or-Buy» принимается в случае, когда…

а) потребность в комплектующем изделии невелика;

б) отсутствуют мощности, необходимые для производства комплектующих изделий;

в) потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;

г) отсутствуют кадры необходимой квалификации.

33. Служба логистики на предприятии взаимодействует…

а) со службой маркетинга;

б) производственными подразделениями;

в) с финансовой службой;

г) все ответы верны.

34. Одной из проблем на пути внедрения поставок по системе «точно в срок» является удаленность поставщиков, что может сделать частые поставки небольших партий экономически выгодными. Способом решения этой проблемы является …

а) концентрация отдаленных поставщиков;

б) составление и четкое соблюдение расписаний прибытия грузов;

в) использование постоянных проверенных перевозчиков;

г) организация безбумажного информационного обмена;

д) пролонгация договорных отношений с проверенными поставщиками.

35. Предприятие создает запасы с целью снижения …

а) потерь от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;

б) потерь от омертвления в запасах отвлеченных финансовых средств;

в) риска порчи товаров;

г) расходов на оплату труда персонала, занятого хранением товаров.

36. К категории «производственный запас» следует отнести запасы …

а) на складах предприятий оптовой торговли;

б) на складах сырья предприятий промышленности;

в) в пути от поставщика к потребителю;

г) на складах готовой продукции предприятий изготовителей.

При ответах на вопросы рекомендуется использовать конспект лекций по дисциплине, дополнительную литературу, указанную в списке литературы.

Примерные темы рефератов

Студентам заочной и вечерней форм обучения в целях усвоения теоретического материала по логистическому направлению хозяйствования, изложенных в конспектах лекций, литературных источниках и средствах информации и успешной сдачи зачета рекомендуется подготовить реферат по одной из приведенных ниже тем.

1. История и развитие логистики. Логистика в системе современных экономических наук.

2. Логистическая подрядная форма: проблемы и пути их решения. Практика логистического взаимодействия в строительстве.

3. Анализ методов управления логистическим затратами на производстве.

4. Особенности организации бизнес-процессов современного объединения.

5. Методы логистической организации производства.

6. Методы информационного логистического обеспечения.

7. Методы формирования ассортиментной политики предприятия.

8. Анализ методов формирования сбытовой политики предприятия.

9. Анализ методов построения логистической деятельности предприятия.

10. Логистический подход к сервисному обслуживанию.

11. Анализ современных методов снабжения.

12. Экономическая оценка закупочной системы предприятия.

13. Анализ подходов к оценке поставщиков.

14. Нормирование и управление запасами.

15. Системы управления материальными потоками в строительстве.

16. Динамика логистических процессов.

17. Логистическая оптимизация материального потока в сферах производства обращения.

18. Оценка логистических потоковых процессов.

19. Управление производственно-договорными потоками в строительстве.

20. Современные тенденции складирования.

21. Аутсорсинг складирования.

22. Нормативно-правовые акты, регламентирующие внутренние перевозки грузов.

23. Нормативные документы, регулирующие взаимоотношения стран в международных перевозках.

24. Методы выбора поставщика.

25. Методы логистического анализа деятельности предприятия в инвестиционно-строительной сфере.

Реферат оформляется в печатном виде, объемом не менее 12-15 страниц, содержит введение, три раздела, заключение с выводами, список используемой литературы (10-12 источников литературы).

Наши рекомендации