Вопрос № 2. Налогово-бюджетная политика.
Налогово-бюджетная политика – воздействие государства на уровень деловой активности по средствам изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен. Она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанной как с безработицей, так и с инфляцией. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет – система денежных отношений государства, через которую осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с различными организациями, называются бюджетными. Они возникают в распределительном процессе и связанны с формированием и использованием центрального бюджетного фонда денежных средств, которые предназначены для удовлетворения общих государственных потребностей. Размер бюджетного фонда зависит от уровня развития экономики, метода управления, социальных задач. Гос. бюджет составляет собой основной бюджет государства на текущие 3 года, имеющий силу законности. Через год гос. бюджет мобилизуется средствами предприятий и организаций различных форм собственности, и частично мобилизуются доходы населения. Мобилизованные средства отправляют на социально-культурные мероприятия, на укрупнение обороноспособности страны, на содержание органов гос. управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, на погашение гос. долга, на создание гос. материальных и финансовых резервов и на финансирование народного хозяйства. Мобилизуемость государства в налоги служит одним из главных средств осуществления главных экономических мероприятий.
Основные функции бюджета:
1) распределение ВВП и НД между отраслями и территориями;
2) перераспределение НД и ВВП;
3) государственное регулирование и стимулирование экономики;
4) финансовое обеспечение социальной политики;
5) контроль за образование и использование централизованного образования денежных средств.
Функции бюджета реализуются через бюджетный механизм, т.е. через способы и методы формирования доходов и расходов. Бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования инвестиций в экономику, с целью повышения ее эффективности. Величина бюджета отображает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от масштабности структурных сдвигов экономики страны. Гос. бюджет строится по балансному методу дефицит и профицит.
Основные задачи бюджетной политики:
1) удержать экономику от спада производства;
2) обеспечить финансовую стабильность (укрупнение денежного обращения, снижение бюджетного дефицита, подавление инфляции);
3) стимулировать инвестиционную активность;
4) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;
5) создать систему действенного контроля за эффективным и целенаправленным использованием гос. расходов;
6) усилить контроль за величиной гос. долга.
В систему НБП помимо федерального водит бюджет и субъектов РФ (региональный) и местный бюджет (бюджет муниципального образования). Бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местного называется консалитированным бюджетом государства. Он используется и служит для представления субвенций из федерального бюджета. Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые на финансирование строго целевого мероприятия на безвозвратной основе.
Фонды призваны обеспечить констутуционные права граждан РФ на получение пенсии, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья, соц. помощь и т.д.
Вывод по 2 вопросу: Федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами образует расширенный бюджет или бюджет расширенного производства. Функционирование бюджета происходит по средствам формирования и распределения доходов. Доходы создают финансовую базу деятельности государства. Через их распределение удовлетворяется общий гос. доход.