Виды затрат в управленческом учете

Принципы управления затратами

Основные принципы управления затратами могут быть сформулированы следующим образом:

1. системность и периодичность управления затратами – управление должно осуществляться на постоянной основе;

2. системный подход – эффективность управления затратами оценивается по эффективности самого слабого звена системы управления затратами.

3. единство методов, практикуемых на разных уровнях управления затратами – предполагает единые требования к информационному обеспечению, планированию, учету и анализу затрат на предприятии;

4. управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия – от создания до утилизации;

5. органическое сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции;

6. стратегическая основа во времени и по иерархии – любые оперативные решения принимаются с учетом стратегических интересов и с точки зрения общей цели предприятия в целом;

7. недопущение излишних затрат;

8. широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;

9. повышение мотивация персонала, обеспечение заинтересованности персонала в эффективном управлении затратами;

10. совершенствование информационного обеспечения об уровне затрат.

Виды затрат в управленческом учете

Практика организации управленческого учета в экономически развитых странах предусматривает разные варианты классификации затрат в зависимости от целевой установки и направлений учета затрат. Потребители внутренней информации определяют такое направление учета затрат, которое им требуется для обеспечения информацией по исследуемой проблеме.

Управленческий учет призван достигать намеченной цели через свои функции. У каждой функции имеется свое назначение, цель, задачи, а также методы, приемы и способы их достижения. Обобщенно классификацию затрат предприятия в зависимости от функций управления можно представить в виде таблицы 3.

В данной таблице основное внимание уделяется процессу принятия решений в управленческой деятельности, в ходе которого определяются тактика и стратегия развития предприятия в условиях рыночной экономики.

Таблица 3. Классификация затрат предприятия

Классификационные признаки с учетом функций управления Виды затрат
1.Процесс принятия управленческих решений Явные и альтернативные; релевантные и нерелевантные; эффективные и неэффективные
2. Процесс прогнозирования Краткосрочные и долгосрочные
3. Процесс планирования Планируемые и непланируемые
4. Процесс нормирования Стандарты, нормы и нормативы и отклонения от них
5.Процесс организации По местам и сферам возникновения; функциям деятельности и центрам ответственности
6. Процесс учета Одноэлементные и комплексные; по статьям калькуляции и экономическим элементам; постоянные и переменные; основные и накладные; прямые и косвенные; текущие и единовременные
7.Процесс контроля Контролируемые и неконтролируемые
8. Процесс регулирования Регулируемые и нерегулируемые
9. Процесс стимулирования Обязательные и поощрительные
10. Процесс анализа Фактические; прогнозные, плановые, сметные; стандартные; общие и структурные; полные и частичные

Для принятия управленческих решений важное значение имеет подразделение затрат на явные и неявные (альтернативные).

Явные - это предполагаемые затраты, которые должно нести предприятие при выполнении производственной и коммерческой деятельности.

Альтернативные – затраты, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого. Они означают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов.

В зависимости от специфики принимаемых решений затраты подразделяются на релевантные и нерелевантные.

Релевантные (существенные, значительные) – затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения (например, затраты будущих периодов-релевантные, а затраты прошлых периодов -нерелевантные).

На результаты принимаемых решений существенное влияние может оказать деление затрат на эффективные и неэффективные.

Эффективные – это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты.

Неэффективные – это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Обязательность выделения неэффективных затрат трактуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.

Краткосрочные затраты - экономические ресурсы, которые не меняются в процессе производства (например, здания, станки, оборудование).

Долгосрочные затраты - экономические ресурсы, которые меняются в процессе производства (технологии, виды сырья и материалов).

Планируемые затраты- производительные расходы, предусмотренные сметой затрат на производство.

Непланируемые затраты- непроизводительные расходы- потери от брака, простоев.

По местам возникновения затраты группируется в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений.

По функциям деятельности затраты подразделяются на снабженческо-сбытовые, технологические, коммерческо-сбытовые и организационно-управленческие.

Наши рекомендации