Оформление дипломных проектов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский государственный университет путей сообщения»

Кафедра «Экономика строительного бизнеса и управление собственностью»

Е.А. Ступникова, М.М. Герасимов

ЭКСПЕРТИЗА И УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ

Методические указания

к дипломному проектированию

Москва – 2013

В В Е Д Е Н И Е

Дипломное проектирование играет важную роль в подготовке высококвалифицированных специали­стов, так как на этом этапе обучения систематизиру­ются, расширяются и закрепляются теоретические и практические знания по специальности и выявляется подготовленность студентов к самостоятельной работе в условиях современного производства.

В настоящее время проводится большая работа по совершенствованию дипломного проектирования. Одним из важных направлений повышения качества подготовки специалистов является существенное уве­личение доли дипломных проектов, разрабатываемых непосредственно по заданиям производственных пред­приятий. Это позволяет уже в процессе обучения в ин­ституте привлекать студентов к решению конкретных производственных задач.

Большое значение для подготовки специалистов имеет разработка дипломных проектов с использова­нием современных технических средств, программных продуктов и нормативной литературы.

Творческому подходу к решению поставленных задач способствует использование при разработке ди­пломных проектов элементов научных исследований. Это позволяет будущим молодым специалистам само­стоятельно изучать новые вопросы экономики предприятия и отрасли целом.

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Начало работы над дипломным проектом, харак­теризующееся сбором технико–экономической инфор­мации, может осуществляться еще в период летнего трудового семестра (производственной технико–эко­номической практики) на 4 курсе. Сбор материалов для разработки некоторых тем, который затруднен в летний период, может производиться во время пред­дипломной практики в феврале – марте текущего учебного года.

В начале 2-го семестра 5 курса кафедрой прово­дится об­щее собрание дипломников, на котором рас­сматрива­ются все организационные вопросы по дипломному проектиро­ванию. На собрании должны присутствовать все руко­водители дипломных проектов. Перед началом пред­дипломной практики студенты должны получить зада­ние на сбор материалов. Студентам, не имеющим за­долженностей, перед началом преддипломной прак­тики выдается задание на разработку дипломного про­екта. Задание утверждается заведующим кафедрой.

После окончания преддипломной практики сту­денты приступают к разработке дипломных проектов. К 1 июня текущего учебного года проекты должны быть закончены, оформлены и иметь рецензию. После прохождения внешнего рецензиро­вания и получения отзыва руководителя ди­пломный проект подписывается заведующим кафедрой к защите не позднее, чем за 2 дня до защиты.

Графики рассмотрения дипломных проектов заве­дующим кафедрой и защиты дипломных проектов в Государственной аттестационной комиссии утвер­ждаются заведующим кафедрой и вывешиваются для всеобщего обозрения на кафедре.

Сразу после защиты демонстрационный, плакат­ный материал, чер­тежи и пояснительная записка ди­пломного проекта сдаются на ка­федру и хранятся на ней как документы строгой отчет­ности в течение уста­новленного срока (5 лет).

После оформления соответствующих докумен­тов студенты получают дипломы о присвоении квали­фикации в сроки, установленные Дирекцией Инсти­тута экономики и финансов и Ректоратом.

Содержание введения дипломного проекта.

Размер введения – 2-3 страницы.

Во введении обязательно должны быть отражены:

Актуальность темы исследования. 2-3 абзаца о проблеме, которой посвящен дипломный проект.

Цель дипломного проекта. Например: «Выполнить расчет экономической эффективности инвестиционного проекта строительства бизнес-центра».

Задачи дипломного проекта. Следуют из его цели и детализируют её. Задач должно быть несколько, обычно 3-5.

Предмет исследования. Это область науки и практики, которая рассматривается в дипломном проекте. Например: «Экономическая эффективность инвестиционных проектов в строительстве».

Объект исследования: Это конкретное предприятие и/или проблема, с которой оно сталкивается. Например: «Строительная компания ОАО «Мостотрест»» или «Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Инвест»» или «Управление качеством продукции в ООО «Темп»».

Практическая значимость. Указывается предприятие или отрасль, для которой полезны проведенные в дипломном проекте расчеты.

Степень разработанности проблемы. Указывается перечень ученых, на трудах которых основывается проект. Это авторы учебников и учебных пособий, использованных для написания теоретической главы дипломного проекта.

Структура работы. Перечисляются все имеющиеся в дипломном проекте разделы, начиная с Введения, дается краткое описание глав диплома, приводится общее количество страниц в дипломном проекте.

Слова «актуальность темы исследования», «цель дипломного проекта» и т.д. выделяются жирным шрифтом.

Содержание заключения дипломного проекта.

Размер заключения – 2-4 страницы.

Заключение должно содержать авторские выводы и предложения по результатам выполненных в дипломном проекте расчетов. Выводы приводятся по пунктам, с указанием численных значений рассчитанных показателей.

Заключение не должно содержать теоретических сведений.

Из текста заключения должны быть очевидными основные результаты дипломного проекта.

Ссылки на литературу.

Ссылки на источники из списка литературы оформляются в тексте в конце предложения или абзаца в квадратных скобках. Число в квадратных скобках – номер источника в списке литературы. Например: [5]. Если в тексте использовано сразу несколько источников, ссылка выглядит следующим образом: [4],[5],[11]. Если в тексте имеется цитата из источника, обязательно указывается страница, с которой взят текст: [4, c.8] или [4, c.8-9].

Сноски допускаются только как вспомогательные пояснения к тексту.

Список литературы.

Имеет одну, сквозную нумерацию.

Обычно в дипломном проекте не менее 30, но не более 50 источников.

Сначала в списке литературы приводятся законы и нормативная литература.

Затем – печатные источники (учебники, монографии, статьи).

После них – интернет-источники. Поисковые системы (yandex, rambler, google и т.д.) в список литературы не включаются.

ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Перед тем, как приступить к дипломному проектированию студент получает бланк задания на его раз­работку установленной формы у дипломного руководителя.

В задании на разработку дипломного проекта указывается тема проекта, исходные данные, краткое содержание расчетно-пояснительной записки, пере­чень графического материала, а так же календарный план с указанием этапов и сроков их выполнения.

В исходных данных указывается, на базе каких материалов (методических рекомендаций, нормативов, бухгалтерских, финансовых отчетов, статистических материалов т.д.), осуществляется разработка диплом­ного проекта.

Перечень графического материала должен вклю­чать количество иллюстративных материалов с их наимено­ванием, где будут отражены основные результаты расчетов по про­екту.

После получения задания и его оформления ди­пломник подписывает его у руководителя проекта и заведующего кафедрой в течение трех – четырёх не­дель после начала преддипломной практики.

ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

Для представления дипломного проекта к защите необходимо иметь следующие материалы:

1. Пояснительная записка к дипломному про­екту;

2. Презен­тация;

3. Рецензия на дипломный проект (внешняя);

4. Отзыв основного руководителя.

Пояснительная записка к дипломному проекту должна включать в себя: титульный лист, задание на разработку проекта, содержание, введение, основную часть, заключение, список используемой литературы, приложения.

Титульный лист должен иметь название, быть подписан студентом-дипломником, руководителем проекта и консультантами (если таковые имеются), а так же заведующим кафедрой в графе «допустить к защите».

Пояснительная записка должна быть изложена на одной стороне листа писчей бумаги стандартного формата (А4). Для обеспечения ясности и разборчиво­сти текста межстрочный интервал должен быть рав­ным 1,5(с размещением 28 – 30 строк на странице стандартного формата).

Поля оставляются по всем сторонам текста и должны иметь следующие размеры:

левое – 30 мм нижнее – 20 мм

правое – 10 мм верхнее – 25 мм

Шрифт Times, размер шрифта должен быть рав­ным 14, абзацный отступ 10 мм.

Нумерация страниц дипломного проекта явля­ется сквозной и проставляется в правом нижнем углу поля каждой страницы. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставят. Задание на дипломное проектирование имеет страницы со 2 по 3. Содержание дипломного проекта имеет номер страницы 4. Главы, разделы, подразделы, пункты нумеруются арабскими цифрами.

Общий объем дипломного проекта должен состав­лять 130 – 140 странниц.

Цитаты из различных источников приводятся по подлиннику с сохранением всех особенностей ориги­нала и сопровождаются ссылками на источники в квадратных скобках []. В тек­сте не должно быть иллюстраций без ссылок на них. Иллюстрации располагаются в тексте сразу после ссы­лок на них.

Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицы следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые. Нумерация таблиц является сквозной по главе в целом.

Формулы и уравнения в тексте выделяются в от­дельную строку и нумеруются арабскими цифрами в круглых скобках. Нумерация формул является сквозной по главе в целом. Например, (1.1., 2.1.)

Приложение оформляют как продолжение поясни­тельной записки. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. В правом верхнем углу над заголовком пе­чатается слово «Приложение» с соответствующим но­мером. Нумерация разделов, пунктов и таблиц в каж­дом приложении своя.

Примеры оформления глав и подпунктов в ди­пломном проекте представлены в приложении №2; таблиц, графиков и формул – в приложении №3.

Плакатный материал должен быть представлен 12 – 15слайдами, выполненными для представления с использованием мультимедийных средств и содержать основные результаты работы (например, таблицы с ис­ходными данными, графики изменения экономических показателей, диаграммы, необходимый иллюстраци­онный материал, схемы, планы и т.д.). В дипломный проект в конец (после приложений) подшивается распечатанная на листах А4 презентация, которая должна иметь титульный лист и быть пронумерована).

В дополнение к презентации для членов Государственной аттестационной комиссии может быть представлен и иной раздаточный материал.

Отзыв основного руководителя должен содер­жать краткую оценку выполненного дипломного про­екта, основных результатов работы, соответствие раз­работанного проекта выданному заданию, характери­стику работы студента во время дипломного проекти­рования, вывод о соответствии студента – дипломника присваиваемой квалификации, рекомендации о целе­сообразности дальнейшего развития научных способ­ностей дипломника в аспирантуре института.

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

Работа с литературой начинается сразу же после получения студентами задания на выполнение ди­пломного проекта.

Прежде всего, проводится подбор литературы по заданной теме дипломного проекта. Затем составля­ется краткая аннотация источника с целью дальней­шего отбора и более детального его анализа при напи­сании работы. Поиск литературы проводится посто­янно в течение всего периода времени работы над те­мой. Особое внимание уделяется поиску литературных источников, публикуемых в периодических общеэко­номических и отраслевых журналах.

Поскольку решение многих экономических, орга­низационных и технических проблем базируется на действующем законодательстве, то важное значение для исследуемой проблемы имеет изучение данных ис­точников.

Список литера­туры оформляется в соответствии со стандартом. В самом начале списка приводятся Кон­ституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Законы РФ, Постановления Правитель­ства, Методические рекомендации и другая норма­тивная литература (если данные издания использу­ются в работе), остальная литература, использовав­шаяся в дипломном проекте, размещается по алфа­виту, в конце приводятся адреса Интернет-сайтов.

Отдельные литературные источники могут не иметь авторов. Тогда характеристику их начинают с наименования источника, далее указывают под чьим ответственным редактированием он опубликован.

Литературные источники, указанные в списке, должны иметь отражение в тексте дипломного про­екта соответствующими ссылками на номер источника литературы в перечне в виде квадратных скобок (например [1]).

Пример оформления списка литературы приве­ден в приложении № 4.

7. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕК­ТОВ

Рецензирование дипломных проектов является важным этапом совершенствования дипломного про­ектирования и повышения его качества.

Состав рецензентов формируется из числа наибо­лее квалифицированных специалистов, зани­мающихся разработкой соответствующих вопросов в различных организациях, входящих в инвестиционно-строительный комплекс. Рецензия должна быть получена не позд­нее, чем за 2 дня до защиты дипломного проекта.

В рецензии должна содержаться характеристика выполненного дипломного проекта и полученных ре­зультатов исследования, проанализировано соответст­вие разработанного проекта выданному заданию, а так же даны замечания и предложения. В заключении ре­цензии должен быть сделан вывод о соответствии сту­дента – дипломника присваиваемой квалификации инженера по специальности 270115 «Экспертиза и управление недвижимостью».

Вместе с дипломным проектом рецензенту переда­ется бланк счета на оплату за рецензирование, которое после заполнения передается в бухгалтерию Университета.

Полученная рецензия вкладывается в дипломный проект для предоставления заведующему кафедрой для допуска студента к защите.

Наши рекомендации