VII. Подведение итогов урока. €

— Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

1. В течение недели приготовить проект и выступить с ним на классном часе.

2. Индивидуальное задание: подготовить устное сообщения на тему «Русские деньги». (См. дополнительный матери к уроку 52.)

Тема: Что такое деньги

Цель:познакомить с ролью денег в экономике.

Планируемые результаты:учащиеся научатся понимать роль денег в экономике, объяснять, что такое деньги, различать де­нежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль (по количеству учеников); советские и зарубежные монеты и банкноты.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

- Что такое экономика? (Удовлетворение разных потребностей людей.)

- Назовите отрасли экономики.

- Найдите в классе предметы (явления), с разными отраслями промышленности. (Сеть электроэнергетика, мел — добывающая, компьютер — электронная, пластмассы — химическая, обувь — легкая и т. д.)

Ill. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадки.

Для всех мы в обилии рождаемся

У одних нас много, у других нас нет

• Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет. (Монета)

Сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах.

IV. Работа по теме урока

1.Беседа Что такое деньги

- Что такое деньги? (Ответы учеников.)

В словаре СИ. Ожегова дается такое определение этого слова: Деньги — металлические и бумажные знаки (в докапиталистиче­ских формациях — особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.

Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы — наконечники для стрел, ножи, топоры, земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы — быков, овец, шерсть и кожу, воины-победители своих пленников.

Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и про­дуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено на из­готовление той или иной вещи. Например, за одного барана мож­но было получить два топора или четыре кувшина.

Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги.

Первые деньги совсем не были похожи на те, к которым привыкли мы. В разных местах деньгами служили разные предметы, но всегда очень важные для этих мест: их в любой момент можно было обменять на другие товары или использовать по назначе­нию в домашнем хозяйстве. И поэтому они назывались товаро-деньгами. Например, в Древней Монголии это был прессованный чай, на Каролинских островах деньгами служили камни размером с мельничный жернов. Сдвинуть такую «деньгу» с места могли только несколько человек.

Первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских островов в Индийском океане. Маленькие, удобные прочные и красивые, они служили деньгами во многих страна Азии, Африки и Европы. Ракушки каури довольно редки, обработка их требовала немалого труда, к тому же они ценились как украшение.

Самыми удобными деньгами оказались металлические. Мож­но было чеканить монеты любой стоимости: из меди — подешевле, из серебра — подороже, а из золота — самые дорогие.

Металлическими деньгами были медные прутья — в Индокитае, серебряные кольца — в Египте, медные буковки Т — в Мексике, свинцовые шарики - в Северной Америке, железные ромбики — в Камбодже. В Греции за денежную единицу принимали шесть четырехгранных прутьев, сложенных вместе, которые мож­но было захватить в горсть (по-гречески «горсть» — драхма). Они так и назывались - драхмами. Деньги в Греции и сейчас называ­ются так же.

У металлических денег все же оказался важный недостаток — они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.

Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги — тe, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги — это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него поменяно.

Работа по учебнику

- Прочитайте в учебнике текст на с. 66—68.

- Назовите два способа обмена.

(Учитель записывает на доске термины «бартер», «купля-про­тажа».)

- Что такое бартер? (Прямой обмен одних товаров на другие.)

- Приведите пример бартера.

- Что такое купля-продажа? (Обмен, в котором участвуют деньги.)

- Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, одного пред­мета.)

- Что такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.)

- Как называются металлические деньги? (Монеты.)

- Как называются бумажные деньги? (Банкноты.)

- Назовите денежные единицы разных стран мира.

Практическая работа

(Работа проводится в парах. У каждого ученика на столе мо­неты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.)

- Что изображено и написано на монетах? Сравните.

- Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду.

Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство (1 рубль), называется «реверс», или «решка». Почему решка? Решка — это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра I в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры I. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала решкой.

Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), — лицевая. Она называется «аверс», или, как часто гово­рят, «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».

— Покажите на монете легенду, реверс (или решку), аверс (или орел) и гурт.

— Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит в какой стране используется, в каком году выпущена.)

— Опишите монету достоинством 1 рубль. (Учитель предлагает рассмотреть советские и зарубежные монеты и банкноты.)

— У вас в руках монеты и банкноты. Они выпущены в разное время в разных странах. Расскажите о них все, что вы смог­ли узнать из надписей.

— Почему на советских банкнотах надписи на 15 языках? (В то время официальными были признаны языки 15 союзных республик.)

— Рассмотрите гурт. Почему на нем насечки? (Это защита от фальшивомонетчиков.)

— Кто такие нумизматы? (Люди, которые коллекционируют и изучают монеты.)

Старинные и современные монеты могут многое рассказах о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событии, великих людях.

(Заранее подготовленный ученик выступает с устным сообщением на тему «Русские деньги».)

V. Физкультминутка

Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот,

На ветру играет гривой,

Пышной, сказочно красивой.

Быстро я в седло вскочу,

Не поеду - полечу!

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.

Наши рекомендации