Труд ФРЕДЕРИКА БАСТИА (1801-1850) «Что видно и чего не видно» (1850 г.) - 20-25 страниц
Вопрос 1
Труд — один из факторов производства. Труд - это целесообразная осознанная деятельность человека, направленная на удовлетворение своих потребностей и потребностей общества.В процессе такой сознательной деятельности человек либо осваивает, изменяет и приспосабливает при помощи орудий труда предметы природы, либо тем или иным образом обслуживает процесс этого преобразования.
Три типа труда:
· труд на фирму
· труд на домохозяйство (продукты - для натурального обмена, микропродаж и собственного потребления)
· "женская доля" или "хранительница очага" (неоплачиваемый уход за ребенком, готовка пищи и так далее)
Рынок труда-система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм, институтов, призванных обеспечить нормальный процесс воспроизводства трудовых ресурсов и их эффективное использование.
Основной отличительной чертой рынка труда является то, что основными субъектами экономических отношений являются, с одной стороны, крупные корпорации, средние и мелкие бизнесмены, профсоюзы, государство; с другой стороны — отдельные работники, осуществляющие предложение своеобразного вида услуг.
Работник является свободным человеком, принимающим решения, поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, которые в свою очередь зависят от таких факторов, как проффесиональная подготовка работника, квалификация, опыт и др. Купля-продажа услуг труда проявляются в форме найма работника на определенных условиях.
Особенности рынка труда:
· большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. На большинстве рынков товаров
· неденежные факторы, которые имеют ощутимое значение на рынке труда (условия труда, социальные гарантии, карьерный рост, безопасность для здоровья, особенности рабочего процесса и отдыха и т.д.);
· ощутимое влияние, оказывающие на рынок труда различные институты — профсоюзы, государственная политика в области труда, трудовое законодательство, структуры профессиональной подготовки и др.
Заработная плата - одна из форм материального вознаграждения за такой фактор производства, как труд. Заработная плата выплачивается работнику в соответствии с затратами и результатами его труда и расходуемая им на удовлетворение его личных потребностей. В более узком смысле слова заработная плата рассматривается как ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течении определенного времени — часа, дня и т.д.
Профсоюзы (Labour union)— это добровольное объединение рабочих, сформированное с целью защиты прав рабочих на предприятиях различных отраслей. Профсоюзы создаются для более плодотворного ведения переговоров с работодателем по вопросам производства, оплаты труда, социальных гарантий, досуга рабочих и т.д.
Профсоюзы осуществляют регулирование рынка труда, осуществляя решение вопросов по заработной плате, отдыхе, найма и увольнения, социальных гарантий и т.д.
1) профсоюзы имеют возможность сокращать предложение труда путем внедрения высоких входных барьеров для иммигрантов, проталкиванию закона о максимальной продолжительности рабочей смены, увеличение сроков профессионального обучения, введения запрета принятия на работу людей не состоящих в профсоюзе и т.д.
2) профсоюзы могут способствовать повышению заработной платы, в результате чего ее уровень становится выше равновесного.
3) профсоюзы могут привести к повышению спроса на труд путем проведения рекламных компаний
Безработица - это социально-экономическое явление, состоящее в том, что часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг.
В реальной экономической жизни безработица - это неравновесие на рынке труда с преобладанием предложения труда над спросом на него. Причины безработицы, с точки зрения разных экономических школ, различны.
Экономисты, придерживающиеся классической традиции, исходят из веры в способность рыночной экономики к саморегуляции. Поэтому они считают основной причиной безработицы вмешательство в деятельность рынка труда "нерыночных" сил, таких, как государство и профсоюзы. Проявляется это вмешательство в установлении минимальной заработной платы, уровень которой превышает равновесный; во введении высоких пособий по безработице, что делает для некоторых состояние безработицы более привлекательным по сравнению с состоянием занятости.
Вопрос 2
Макроэкономика — наука, изучающая науку экономики, экономической системы, как единого целого. (Микро — взгляд изнутри, макро — взгляд сверху, как на единое целое). Объектом исследования макроэкономики обычно считается национальная экономика.
Фриш Рагнар Антот Киталь употребил термин макроэкономика, а запустил его в массовое сознание Джон Мейнард Кеинс опубликовав в 36 г. книгу «Общая теория занятости процента и денег».
Макроэкономика не возникла одномоментно. В ранних текстах описываются макроэкономические процессы. Но впервые по-настоящему о макроэкономике сказал Джон Мейнард Кеинс: государство должно присутствовать в экономике. Аристократическая открытость и умение говорить то, что остальные боятся сказать, сделали Кеинса непревзойденной величиной в теории экономики.
Национальная экономика, как термин, трактуется по-разному. Немецкая школа (Густав фон Шмоллер, Вернер Зомбарт, Макс Вебер): включали в это понятия геополитические, соц-исторически, национально-психологические и антропологические факторы.
В макроэкономике большое количество ученых считают и признают, что основной задачей является повышение эффективности и социальной направленности (не в ущерб интересам конкретного человека). Поэтому формируются цели:
1) устойчивый и эффективный экономический рост
2) полная занятость населения
3) стабильность общего уровня цен
4) социальная справедливость и экономическая обеспеченность нетрудоспособных
5) устойчивый торговый и платежный баланс
Основу нац экономики составляют фирмы, организации. Конечной целью являются обеспечения условий оптимальной жизнедеятельности всех членов общества на основе экономической потребности. Требования к национальной экономике: стабильность цен, экономический рост, высокий уровень занятости, поддержка оптимального торгового баланса.
Макроэкономическая политика связана с неявными воздействующими факторами, которые генерируются государством (повышается уровень ставки рефинансирования в центральном банке, ограничивается с помощью таможенных пошлин ввоз товаров — последствия в экономике). Макроэкономическая политика - влияние на экономику через институты (прежде всего правовые институты).
3 основных события, оказавших влияние на развитие макроэкономики:
1) К 30 годам 20 века страны и их правительство оценили значение сбора, систематизации и обработки статистических данных, характеризующих развитие национальной экономики в целом. Необходимость получения значительной части информации особенно остро была осознана в годы Первой Мировой войны. Во время войны правительство потребовало статистические данные для планирования ресурсов. Правительства встали перед необходимостью производить большое количество вооружения и продовольствия. В послевоенные годы было создано национальное счетоводство.
2) В 1929 году случилась Великая Депрессия, которая выразилось в продолжительном спаде производства и высоком уровне безработицы почти во всех странах. Великая депрессия сильнее всего ударила по США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции. Тогда еще не было сообщающейся глобальной экономики, как сейчас, но она отразилась на экономике других стран. Наиболее пострадали промышленные города, цены на сельхоз продукцию упали на 40-50% (ниже себестоимости). Великая депрессия была не виртуальным кризисом, а реальным. *Фильм «Однажды в Америке».
Основным вызовом для ученых экономистом и основным ударом по их репутации было то, что результаты экономического развития в этот период вошли в прямое противоречие с прямыми постулатами классической экономической школы (невидимая рука рынка, свободный рынок, равновесие и т. д.). Рыночные механизмы оказались не способными преодолеть спад в экономики без вмешательства государства. Невидимая рука рынка была ампутирована кризисом. Экономическая теория предстала и без рук, и без головы.
3) Целый ряд ученых обратили внимание на повторяющиеся закономерности в экономическом развитии. Возникло ощущение, что экономика циклична, что присутствует циклический характер экономической динамики. Начали анализировать статистические ряды и исторический контекст, и ученые пришли к выводам, выделили 4 типа циклов, которые получили название по именам людей (Жедляр, Сайман Кузнец, Николай Кондратьев). Были выявлены столетние циклы. К 30 годам совокупность всех этих причин привела к тому, что стало ясно, национальная экономика и мировая экономика не только может, но и должна рассматриваться, как глобальное явление, явление макропорядка, которое оказывает непосредственное влияние на микроэкономический уровень. Плохо на макроуровне — плохо на микроуровне. *Иероглиф «кризис» обозначает одновременно «Шанс».
Методы и функции макроэкономики. В макроэкономики используются те же методы, что и в микроэкономике. Макроэкономика как наука обуславливает применение экономического метода. В макроэкономике особого значения имеет метод наблюдения. Он тесно переплетен со статистикой. В макроэкономике применяется метод анализа. Макроэкономическому анализу хорошо помогает графический метод (графики, инфографика). *Редакция инфографики — ТАСС. Также используются функциональный метод, моделирование.
Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются: экономический рост, экономические циклы, факторы, влияющие на экономический рост, способы определения темпов роста, влияние экономического роста на развитие страны. Не всегда экономический рост — хорошо для страны. Очень много делают институты — отношение социума к тем или иным явлениям в обществе.
Глобальная проблема, которой занимается макроэкономика — безработица. Вопросы: что такое безработица, является ли безработица положительным или губительным фактором, как можно определить уровень безработицы в стране, на что влияет уровень безработицы (на криминагенность), общий уровень цен, что такое инфляция, какая инфляция полезна, какая нет, денежное обращение, уровень ставки процента, роль денег в макроэкономике, государственный бюджет, как гос-во регулирует свои расходы, какова должна быть природа бюджета (профицитна или дефицитна), нужно ли делать займы у населения, НУЖНО ли планировать развитие национальной экономики или невидимая рука рынка все отрегулирует, торговый баланс, как изменения в экспорте и импорте влияют на валютные курсы, можно ли считать уровень торгового оборота уровнем позитивного/негативного обращения.
*Безработные — люди, которые формально нигде не работают, т. е. Не платят налогов или те, которые не работают просто.
Вопрос 3
Армен Альберт Алчиан (1914-19 февраля2013(98 лет))
Основные произведения
· «Неопределенность, эволюция и экономическая теория» (Uncertainty, Evolution and Economic Theory, 1950);
· «Обмен и производство» (Exchange and Production, 1964);
· «Экономическая теория для университетов» (University Economics, 1964, в соавторстве с У. Р. Алленом).
· Алчиан А., Демсец Г. статья 'Производство, информационные затраты и экономическая организация' ('Production, information cost, and economic organizaion' The American Economic Review, 62, 1972) (Теория team production)
Армен Алчиан родился в 1914 г. в г. Фресно (Калифорния). Образование получил в Стенфордском университете. Большую часть своей карьеры Алчиан проработал в корпорации Rand и Калифорнийском университете (Лос-Анжелесе), но его методологические позиции в экономике очень близки "чикагской школе" (М. Фридмен, Г. Беккер и др.). Причиной этого является виртуозное владение и применение Алчианом неоклассической теории цен в наиболее сложных разделах экономики.
Работы Армена Алчиана могут на первый взгляд показаться немногочисленными, неформальными и довольно разнородными, но тем не менее многие из них оказали большое влияние на развитие экономической теории. В этом фигура Алчиана немного напоминает Рональда Коуза, который также заработал завидную славу всего 3-4 статьями.
Методологический вклад Алчиана лежат в области моделирования поведения фирм. В теории фирмы делается предположение о том, что фирмы максимизируют прибыль, но в реальности можно заметить, что менеджеры редко когда обладают всей необходимой информацией для хоть сколько-нибудь точного расчета прибыли и, следовательно, НЕ занимаются ее максимизацией. В своей знаменитой работе 'Неопределенность, эволюция и экономическая теория' (1950) Алчиан предлагает другой ответ. Согласно Алчиану, фирмы не знают точно, какое поведение является наиболее выгодным (максимизирует прибыль) и ведут себя по-разному. При этом каждая фирма придумывает свой способ принятия решений, и одни фирмы оказываются ближе к максимизации прибыли, чем другие (хотя бы благодаря случайности). Дальнейшую роль играет механизм конкуренции: он вытеснят всех, кто получает меньшую прибыль, и таким образом автоматически выживают те фирмы, чье поведение близко к максимизации прибыли. Таким образом, предпосылка максимизации прибыли может считаться реалистичной, даже если это не соответствует действительности в какой-то момент времени. Данный аргумент более убедителен, чем предложенный Милтоном Фридменом полный отказ от проверки предпосылок на реалистичность, и он стал одним из краеугольных камней в теории "эволюционной" экономики.
Другим нововведением Алчиана был радикальный отказ от общепринятой теории затрат, известной нам в виде кривых AC и MC в интерпетации Дж. Вайнера. Алчиан предложил рассматривать затраты как изменение чистой ценности капитала фирмы и использовать дисконтирование при анализе затрат короткого и длительного периода. Этот подход представлял собой довольное серьезное усложнение теории затрат и не был воспринят большинством экономистов.
Но совместная статья Армена Алчиана и Гарольда Демсеца по теории фирмы взбудоражила умы экономистов и вызвала значительную дискуссию по вопросам действительных причин существования фирм. Этой статье экономическая теория обязана концепцией производства в команде - team production.
Теория team production
В 1972 г. Армен Алчиан и Гарольд Демсетц опубликовали статью, которая содержала практически полную альтернативу коузианскому объяснению причин существования фирмы. Это быластатья 'Производство, информационные затраты и экономическая организация' ('Production, information cost, and economic organizaion' The American Economic Review, 62, 1972), которой очень скоро также было суждено стать хрестоматийной.
Авторы статьи подвергли критике идущее от Р. Коуза и распространенное в то время представление о фирме, как секторе хозяйства, где действует власть предпринимателя (административный контроль). Они утверждали, что никакой такой особенной власти там нет: там нельзя наказывать или принуждать выполнять ЛЮБЫЕ действия. Работодатель может нанять или уволить своего работника, так же как мы с вами можем нанять или уволить булочника или бакалейщика в тех магазинах, куда мы ходим за покупками.
Во-первых, существует много видов производства, в которых необходима кооперация нескольких человек и при этом вклад каждого в общий продукт невозможно точно измерить (существует так называемая трудность измерения - metering problem).
Во-вторых, при подобном производстве у отдельного члена коллектива возникает возможность и стимул для отлынивания - это слово стало термином (англ. shirking). Если заработная плата каждого участника определяется как частное от деления общего продукта Q на число работников N, то отдельный работник значительно выигрывает от отлынивания и не имеет никакого стимула работать больше, чем нужно. Маленький пример: если работник напрягается и выдает дополнительно 1000 рублей продукции, то он получит в качестве зарплаты только 1000/N.
В-третьих, единственный способ сделать эту систему эффективной, это установить над этой 'командой' наблюдателя. Причем этот наблюдатель не должен быть наемным рабочим, иначе каковы гарантии, что он не будет отлынивать точно так же? Как пишут авторы, 'кто будет наблюдать за наблюдателем'? Эффективный наблюдатель должен быть собственником фирмы и иметь право на весь остаточный доход, который образуется в результате деятельности рабочих. То есть он будет эффективно следить за отлыниванием тогда, если каждый рубль, сэкономленный при этом будет идти ему в карман.
Отсюда и делается вывод о происхождении фирмы, как институциональном способе сделать командное производство возможным.
В 1964 г. им был написан совместно с В.Р. Алленом учебник по экономической теории, который является образцовой работой в духе "чикагской школы" - посвященной использованию и распространению неоклассической рыночной парадигмы для решения всевозможных экономических проблем и рассмотрению "рыночных неудач" не как неудач самих по себе, а как "реакций рынка" при наличии трансакционных издержек и недостатка информации. Учебник был написан в несколько шутливой, ироничной форме и представлял собой значительную литературную ценность, что затрудняло его использование в большинстве обычных университетов, и поэтому он не было широко распространен.
Вопрос 4
Труд ФРЕДЕРИКА БАСТИА (1801-1850) «Что видно и чего не видно» (1850 г.) - 20-25 страниц
«Вся разница между плохим и хорошим экономистами в следующем: один придерживается только следствия, которое видно, а другой принимает в расчет и то, что видно, и все те следствия, которые надо предвидеть... Отсюда следует, что плохой экономист преследует маленькое благо в настоящем, за которым следует великое зло в будущем, тогда как истинный экономист имеет в виду великое благо в будущем, рискуя маленьким злом в настоящем».
Впервые изложен парадокс разбитого окна в памфлете «Что видно и чего не видно» (1850). Мальчик разбил окно в булочной. Булочнику пришлось нанять стекольщика. Уничтожение ценностей породило спрос на услуги стекольщика. Это то, что видно каждому стороннему наблюдателю - стекольщик стал богаче.
Однако если рассматривать систему в более широком виде, то те деньги, что булочник потратил на новое стекло он не смог потратить иным способом - например на новые сапоги. Сапожник, оставшийся без денег - это то, чего не видно.
Если взять систему в целом, то при неразбитом стекле у булочника были бы и стекло, и сапоги, а в случае разбитого — только стекло. Таким образом, общество в целом потеряло стоимость стекла, что и является невидимым результатом любого разрушения. Это значит, что разрушение и запрещение (частное разрушение) не приносит никакой выгоды.
В реальной жизни роль мальчика выполняет государство (поскольку запрещение равно разрушению), а стекольщика — группы предпринимателей, влияющих на государственную политику (лоббизм).
Главная мысль:Вся тайна заключается в следующем: за тем, что видно, скрывается то, чего не видно. Постараюсь выяснить эту тайну. Доказательства мои будут повторением предыдущих, потому что дело идет об одной и той же задаче.
Налоги: Если Жак Боном (абстрактное лицо) дает 100 су чиновнику за оказываемую ему действительно полезную услугу, то это совершенно то же самое, как если бы он заплатил эти 100 су сапожнику за пару сапог. Тут услуга за услугу, и обе стороны квиты. Но если Жак Боном отдает 100 су чиновнику и не только не получает за это никакой услуги, но и встречает притеснения себе, то это все равно, как если бы он отдал эти деньги вору. Тут уж никак нельзя было бы сказать, что чиновник тратит эти 100 су к великой пользе национального труда; то же сделал бы всякий мошенник, то же сделал бы и Жак Боном, если бы не встретил на своем пути легального или нелегального паразита.
Общественные работы: Государство открывает дорогу, строит дворец, исправляет улицу, роет канал; этими предприятиями оно, с одной стороны, доставляет работу некоторым людям, это видно; но с другой стороны, оно отнимает работу у некоторых других людей, это то, чего не видно.
Опровергаемый мной в этой статье софизм тем более опасен, что в применении к общественным работам он служит оправданием самых безрассудных предприятий и расточительности. Когда железная дорога или мост действительно полезны, то достаточно сослаться на эту пользу. Если же этого сделать не могут, то как поступают тогда? Прибегают к такой мистификации: «Надо доставить работу рабочим».
Как временная мера в какую-нибудь критическую пору, в продолжение, например, суровой зимы, такое вмешательство плательщиков еще может принести пользу. Оно действует точно так же, как страхование: ничего не прибавляет ни к труду, ни к заработной плате, но берет что-нибудь от труда и от заработной платы в обыкновенное время для того, чтобы вознаградить их, правда, с потерею впоследствии, когда наступит тяжелое время.
Но как мера постоянная, общая, систематическая это не более как разорительная мистификация; это невозможность, противоречие, из-за которых слегка показывают частичку труда, получающего поощрение, это то, что видно, и прячут много скрытого труда, это то, чего не видно.
Посредники: Общество представляет собой совокупность услуг, которые люди добровольно или по принуждению оказывают друг другу, т.е. совокупность услуг общественных или частных.
Пример про хлеб: Когда желудок голодает и обретается в Париже, а хлеб, могущий напитать его, — в Одессе, то страдание не прекратится, пока хлеб не приблизится к желудку. Есть три способа, чтобы это совершилось: 1) голодные могут сами идти разыскивать себе хлеб; 2) они могут поручить разыскать его тем, кто занимается этим делом; 3) они могут сложиться и возложить эту операцию на государственных чиновников.
Чтобы 36 млн. граждан отправились в Одессу за хлебом, в котором они нуждаются, — это, очевидно, невозможно. Первый способ, стало быть, никуда не годен. Потребители не могут действовать непосредственно сами, им поневоле приходится прибегать к посредникам, чиновникам или негоциантам.
Производства: Итак, все производства солидарны между собой. Они образуют одно обширное целое, все части которого соединяются невидимыми каналами. То, что сбережено в одном производстве, идет на пользу всех остальных. Тут особенно важно понять, что никогда, безусловно никогда, сбережения не действуют во вред труду и заработной плате.
Кредит: Когда земледелец занимает 50 фр., чтобы купить себе плуг, то на самом деле ему дают взаймы не эти 50 фр., а плуг. Когда торговец занимает 20 тыс. фр. для покупки дома, то долги его составляют не 20 тыс. фр., а дом.
Деньги являются здесь только для того, чтобы облегчить сделку между несколькими сторонами.