Тема 1.3. Типология конфликтов

Темы докладов и сообщений, рассматриваемых на семинарских занятиях:

1. Подходы к типологии конфликтов.

2. Внутриличностные конфликты

3. Межличностные конфликты в организации

4. Межгрупповые конфликты

5. Специфика межгосударственных и межэтнических конфликтов.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить письменный доклад (сообщение) по одной из рассматриваемых тем семинарского занятия.

2. Самостоятельно проанализировать работу В.Франкла «Человек в поисках смысла». Представить письменный анализ.

Анализ должен включать следующие основные компоненты:

1. Указать автора работы, название работы.

2. Выделить причины внутриличностных конфликтов, отмеченные автором.

3. Описать данные причины.

4. Сделать личный вывод.

3. Проанализировать письменно один из реально произошедших межличностных конфликтов, представленный в источнике СМИ (телевидение, радио, пресса, Интернет) в течение последней недели.

Анализ должен включать следующие основные компоненты:

1. Указать название статьи, источник СМИ, дату просмотра.

2. Выделить и описать причины конфликта, все структурные элементы конфликта.

3. Описать стадию, на которой конфликт находится на момент анализа.

4. Сделать собственные выводы.

4. Проанализировать письменно один из реально произошедших межгрупповых конфликтов, представленный в источнике СМИ (телевидение, радио, пресса, Интернет) в течение последней недели.

Анализ должен включать следующие основные компоненты:

1. Указать название статьи, источник СМИ, дату просмотра.

2. Выделить и описать все структурные элементы конфликта.

3. Описать этапы развития конфликта, стадию, на которой он находится на момент анализа, предположить дальнейший ход его развития.

4. Сделать собственные выводы.

Анализ 2, 3, 4 оформляется печатным текстом на листе формата А4 (210х297мм) в редакторе Microsoft Office Word через 1,5 интервала шрифтом 14 кегля (гарнитура Тimes New Roman) с соблюдением полей: вверху и внизу 2 см, слева 2,5 см, справа 1,5 см, абзацный отступ – 1,25 см.

Анализ 2, 3, 4 сдается в конце соответствующего семинарского занятия и является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.

5. Составить таблицу, в которой отражается зона разногласия некоторых межгосударственных конфликтов. В качестве исходных данных использовать наиболее известные конфликты, произошедшие за последние 100 лет. Привести 5 примеров:

№ п/п Конфликт между государствами Период возникновения Зона разногласия
1.      
….      

Таблица сдается в конце семинарского занятия.

6. Составить глоссарий по теме семинара. Глоссарий предоставляется для проверки преподавателю на каждом семинарском занятии и сдается в конце семестра. Оформляется аналогично анализу статьи. Является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.

Библиографические источники:

а) учебники:

1. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2008. – 490 с.

2. Козырев, Г. И. Конфликтология : учеб. для вузов / Г. И. Козырев. - М. : ФОРУМ ИНФРА-М, 2010.- 303 с. (УМО).

3. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, А. Я. Захаров, В. Г. Коновалова. - М. : ИНФРА-М, 2009. – 300 с. (МОРФ)

4. Конфликтология : учеб. для высших учебных заведений по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям / Ратников В. П. и др. ; под ред. В. П. Ратникова. - М. : ЮНИТИ, 2009.- 511 с. (МОРФ, УМО)

б) учебные пособия:

1. Решетникова, К. В. Организационная конфликтология : учеб. пособие для вузов / К. В. Решетникова. - М. : ИНФРА-М, 2009. – 173 с. (УМО).

Дополнительная литература:

1. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

2. Бабосов, Е. М. Конфликтология / Е. М. Бабосов. - Минск, 2001.

3. Вдовина, М. В. Межпоколенческий конфликт в семье: социологический аспект : Монография / М. В. Вдовина. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008.

4. Голофаст, В. Б. Социология семьи. Статьи разных лет; Под ред. О. Б. Божкова / В. Б. Голофаст. - СПб., Алетейя, 2006.

5. Давыдова, Г. М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания / Г. М. Давыдова // ОНС. – 2000. - №4.

6. Данилова, С. С. Одинокое материнство в общественном мнении / С. С. Данилова // Социологические исследования. – 2009. - №5.

7. Зайцев А. К. Социальный конфликт / А. К.Зайцев - М., 2001.

8. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У. Мастенбрук. – М., 1996.

9. Робер, М. А. Психология индивида и группы / М. А. Робер, Ф. Тильман. - М., 1998.

10. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.

11. Шапошников, А. Е. 1000 + 1 совет семейного психолога / А. Е. Шапошников. - М., АСТ, 1999.

12. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - М., Феникс, 1999.

13. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис; Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых / Э. Эриксон. – М. : Изд. группа «Прогресс», 1996.

14. Юнг, К. Г. Конфликт детской души / К. Г. Юнг. – М., 1995.

Наши рекомендации