Запоминание учебного материала

Само составление конспекта включает непроизвольное запоминание. Но этого мало. Обычно требуется работа и по заучиванию. Чаще всего, это происходит в процессе воспроизведения текста в уме или вслух. Но лучше,

если такое тренировочное воспроизведениебудет происходить с использованием ручки и бумаги, так как здесь включается моторная память.

В тренировочной тетради надо постараться воспроизвести весь материал в том виде и расположении, в котором он представлен в конспекте. Для этого

необходимо:

во-первых, перенести в тренировочную тетрадь то, что вспомнится само собой;

во-вторых, оставить пустые места для материала, который не припоминается;

в-третьих, постараться воспроизвести структуру информативных элементов конспекта, «лицо» страницы;

в-четвертых, с опорой на вспомнившееся попытаться восстановить остальное и заполнить пробелы, часть элементов обязательно воспроизведется в памяти;

в-пятых, то, что не вспомнилось, надо перенести в тренировочную тетрадь, заглядывая в конспект;

в-шестых, заново попытаться восстановить уже весь конспект без пробелов.

Безусловно, это гораздо легче. Те места, которые плохо запоминаются, необходимо воспроизвести несколько раз, постоянно заглядывая в конспект, до тех пор, пока они не будут воспроизводиться свободно. Несмотря на то, что выписывать их придется отдельно, надо стараться располагать их в аналогичном месте поля страницы, для того чтобы сохранить структуру воспроизводимой в целом страницы. Смысловая структура и внешний облик

страницы помогут такому воспроизведению.

Нет необходимости «прописывать» все подробно. Пусть это будет начало слова, начальная буква, небрежный набросок схемы. Но необходимо «живьем» прочувствовать, что идет деятельность по записи и структурированию материала. Такое заучивание не тяготит, происходит быстро, дает четкое ощущение результата, переводя информацию из кратковременной памяти в долговременную.

У студента обязательно возникнет необходимость (в значительной степени) и механического заучивания. Многое в экономических дисциплинах (бухгалтерские проводки, статьи расходов, строки баланса, формулы для расчетов) требуется просто запомнить. В таких случаях полезно разработать

для себя мнемонический тренажер, который представляет собой картотеку,

состоящую из одинаковых по размеру плотных карточек, например, каталожных.

На каждой карточке расположена мнемонема- единица, подлежащая запоминанию. При этом на одной стороне находится вопрос, на другой - ответ. Смысл тренажера в том, что можно задавать себе вопросы и тут же получать ответы без затрат времени на поиск ответа в книге или конспекте; при этом список вопросов и ответов по теме должен быть полным. Если студент, неоднократно ответив на вопрос карточки и сравнив свой ответ с эталонным ответом на обороте, убедится в усвоении материала, то карточку с данной мнемонемой можно изъять из массива, чтобы она не мешала заучиванию других «единиц».

Кроме вопросов и ответов, сформулированных в одном направлении («Что это? Это то-то»), можно задавать взаимозаменяемые вопросы и ответы. То, что было вопросом, может звучать как ответ, и наоборот.

Рассматривая рисунок на одной стороне карточки, студенту необходимо спросить себя, как называется выделенная на нем деталь, и, заглянув на обратную сторону, получить в ответ название детали, с которым совпадает или не совпадает его ответ. Если же он смотрит на сторону, где дано название детали, то он должен представить, где расположена она в структуре целого и как она выглядит, и нарисовать ее схематически. Тренажер, таким образом, позволяет студенту задавать и «прямые», и «обратные» вопросы. Надо использовать эту возможность, тогда усвоение будет прочнее.

Работая с тренажером, необходимо, как и при заучивании материала конспекта, писать в тренировочной тетради то, что требует усвоения особенностей написания и зарисовывать то, что требует знания пространственной структуры (схемы соотношения понятий). При этом тренировочное написание и зарисовки могут быть лишь наметкой, но этого уже достаточно.

Затраты времени на разработку тренажеров включаются естественным образом в затраты времени на всю работу по получению прочных знаний,

поскольку эта работа способствует непроизвольному запоминанию. Так что,

при стремлении к прочным знаниям время на обучение не увеличивается.

И. М. Сеченов говорил, что лучший отдых - это смена различных видов деятельности. Поэтому проработка конспектов, само конспектирование, заучивание мнемонем - все это также должно чередоваться. Утомляет однообразие, а труд, если он интересен, неутомителен. Он может быть даже

приятен от осознания его необходимости для нужного в целом дела.

Описанные способы переработки материала - сами по себе - творчество. И как творчество, они могут компенсировать отсутствие заинтересованности в

изучаемом материале.

Выполнение студентами приведенных выше рекомендаций по работе над учебным материалом облегчит им подготовку к занятиям и аттестационным

испытаниям, а также поможет.

Наши рекомендации