Преимущества и недостатки франчайзинга

Рассмотрев содержание и назначение франчайзинга, а также определив основные принципы функционирования системы франчайзинга, мы можем в качестве подведения итогов данной главы выделить основные преимущества и недостатки франчайзинга.

Основные преимущества франчайзинговой модели бизнеса заключаются.

Для франчайзера:

1.1. Франчайзор развивает свою концепцию бизнеса и доказывает ее прибыльность на примере своих собственных магазинов. Франчайзорразделяет свой опыт со всеми франчайзинг системы, предоставляя им возможность вести свой бизнес так же успешно. Поэтому , если компания хочет узнать, возможно ли превратить их бизнес в успешную франшизу, они должны просто посмотреть насколько успешно прошло такое превращение в другом, похожем бизнесе. Успех франчайзинговой компании во многом зависит от проверенности и прибыльности бизнес концепции.

1.2. Продажа франшизы приносит немалые деньги, которые можно вложить в дальнейшее развитие бизнеса. Подписав дополнительно несколько франчайзинговых договоров с франчайзи, франчайзорсможет продавать им другие услуги по управлению (менеджменту), такие, как особая поддержка по консалтингу и маркетингу. Обе сделки (первоначальная продажа франшизы и продажа специальных услуг) служат дополнительным источником дохода для франчайзора. Кроме того, все работающие франчайзи ежемесячно платят франчайзору за предоставление услуг. Часть этих денег идет на предоставление услуг по поддержке франчайзи этой системы (обучение персонала, консультанты и т.д.).

1.3. Франчайзи приносят на новый рынок имя франшизы. Каждый отдельный франчайзор получает огромные преимущества на всем рынкепотому, что франчайзи, быстро расширяясь на новом рынке и делая инвестиции в развитие этого бизнеса в новых городах, создают широкую сеть бизнеса, на развитие которой у франчайзора никогда не хватило бы денег. Увеличение количества выплачиваемых взносов позволяет франчайзору быстро и эффективно развиваться на рынке.

1.4. С открытием новых предприятий потребители больше узнают о продукте и услугах. Это очень важно, так как новая франшиза становится узнаваемой на рынке по мере предоставления своих услуг. Многочисленные франчайзинговые предприятия на специфичном рынке открывают экономный доступ к рекламе в средствах массовой информации, что делает франчайзингизвестным среди большего числа потребителей. Использование рекламы приводит к увеличению продаж и прибыли в каждом предприятии франчайзинговой системы.

1. Для франчайзи:

2.1. Франчайзи получает профессиональную поддержку от франчайзора. Такая поддержка помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели. Франчайзор остерегает франчайзи от принятия неправильных решений, которые могли бы повредить или вообще разрушить его предприятие. И в то же время франчайзи всегда остается независимым владельцем бизнеса. Эта независимость означает, что его никогда не уволят с этой работы.

2.2. Самым большим преимуществом являются отношения между франчайзором и франчайзи. Все материалы и поддержка, предоставляемая франчайзорами индивидуальным франчайзи, предназначены для поддержки и усиления значимости франшизы. В списке таких преимуществ можно было бы перечислить: материалы, обучение и консалтинг.

2.3. Франчайзинговая система дает информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, сделать его дизайн и убедится в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он имеет опыт своего франчайзора.

2.4. После открытия франчайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзора по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга. Если возникают проблемы, то их первой задачей будет проверить все предоставленные материалы и пособия. Но, однако, могут возникать и специфические проблемы. В этом случае франчайзи может позвонить франчайзору и обратиться за помощью. Именно потому, что существует такая связь между франчайзором и франчайзи, проблемы франчайзи могут быть решены с помощью опытного франчайзора.

2.5. Франчайзи никогда не столкнется с открытой агрессивной конкуренцией. Франчайзор определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Получая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес на определенной территории. Это снимает угрозу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы.

2.6. Франчайзи получает в руки раскрученный товарный знак. Только франчайзи, работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное право использовать товарный знак франчайзора. Поэтому, если вы владеете франшизой McDonald-s, вы пользуетесь правом на владение названием фирмы, которое дает вам мгновенное узнавание на рынке как бизнеса, работающего на международной арене с международным франчайзором. К моменту открытия ресторана, все в округе уже знают, что он будет предоставлять услуги на высоко профессиональном уровне.

2. Для потребителя:

3.1. Потребитель получает возможность пользоваться в своем районе продуктами и/или услугами известной торговой марки определенного качества и по единой цене.

Однако франчайзинг имеет и ряд недостатков:

1. Для франчайзера:

1.1. Производить контроль за сделками франчайзи для франчайзора не так легко. Ведь франчайзи являются независимыми владельцами бизнеса.

1.2. Нередко франчайзи проводит финансовые махинации. Франчайзоры устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом предприятии. Франчайзи обязаны предоставлять отчет об общей сумме продаж франчайзору для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Франчайзи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзору.

1.3. Если франчайзи не выполняет законов франчайзингового бизнеса, франчайзор не сможет завершить отношения с ним. Франчайзинговыйдоговор определяет природу отношений между франчайзором и франчайзи. Франчайзинговый договор предусматривает ряд положений, защищающих франчайзи. Эти положения предусматривают невозможность для франчайзорарасторгнуть контракт с франчайзи.

1.4. Если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему. А многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком.

1.5. Принципы бизнеса франчайзора представляют собой коммерческую тайну и служат основой успеха франчайзинговой системы. Франчайзиполучает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзора. И хотя франчайзинговый договор запрещает франчайзиразглашать подобную информацию, все равно это случается. Франчайзорусложно с этим бороться.

1.6. На каком-то этапе франчайзи может посчитать, что франчайзинговые отношения накладывают на него слишком большие ограничения и в результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с франчайзором он, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию франчайзору.

1.7. Организация франчайзенговой системы - очень большая ответственность перед собственным бизнесом. Не будучи хорошим психологом, франчайзор не сможет избежать всех этих трудностей. Франчайзоры должны очень тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы. Франчайзордолжен провести интервью с каждым кандидатом, целью которого будет определить у франчайзи наличие качеств, необходимых для успешного ведения дела. После того, как франчайзистановиться частью системы, франчайзор должен наблюдать за тем, как идут его дела. Франчайзор должен уметь быстро определять назревающие проблемы и немедленно принимать решения. Франчайзор должен поддерживать непрерывную связь с франчайзии узнавать от него о новых идеях и решениях уже существующих проблем. Работая вместе с франчайзи, франчайзоры могут избежать проблем, которые могли бы нанести серьезный урон всей системе.

2. Для франчайзи:

2.1. Франчайзимогут вносить свои предложения, но они не могут менять систему. Франчайзи должен соблюдать правила франчайзинговой системы. Эти правила сформулированы во франчайзинговом договоре и их должны выполнять все франчайзи без исключения. В дополнение к франчайзинговому договору франчайзи должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы. Это все описано в программе обучения франчайзора. Такие ограничения могут касаться рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю. Франчайзи должен дать согласие на принятие этих ограничений до начала действия франчайзингового договора.

2.2. Поддержка франчайзора является важнейшим аспектом во франчайзинговых отношениях. Франчайзи должен определить уровень поддержки до того, как начнет действовать контракт. Недостаточная поддержка со стороны франчайзора подрывает силу франчайзинговойсистемы. Потенциальный франчайзи должен внимательно ознакомиться с работой франчайзинговой системы, чтобы определить предоставляет ли франчайзорнеобходимую поддержку по менеджменту или ведению работ.

2.3. Франчайзи обязан сотрудничать с другими франчайзи, хочет он того или нет. Хотя франчайзи представляет собой независимого владельца своего бизнеса, он является важным связующим звеном в сети владельцев франшизы. Каждый отдельный франчайзи является товарищем по бизнесу. Не смотря на то, что франчайзипредоставляют на рынок одинаковый продукт и услуги, они не являются конкурентами.

2.4. Может случиться так, что франчайзор объявит о банкротстве, что может привести к продаже франшизы или ее аннуляции. Потенциальные франчайзи должны изучить доступную информацию о финансовом положении франчайзора.

2.5. Перед тем, как подписывать франчайзинговый договор франчайзи должен выполнить ряд необходимых процедур, если он заботится о своем будущем бизнесе. Потенциальный франчайзи должен очень тщательно ознакомиться с материалами, предоставляемыми франчайзором. Потенциальному франчайзи следует встретиться с другими франчайзи этой системы и определить, как франчайзор выполняет свои обещания по предоставлению услуг. Франчайзи должен узнать является ли франчайзорчленом местной ассоциации франчайзинга. Если да, то франчайзор должен выполнять требования Этического Кодекса Ассоциации. Так же следует посетить местную Ассоциацию Франчайзинга, чтобы больше узнать о франчайзоре.

3. Для потребителя:

3.1. Ограничение конкуренции - отсутствие конкуренции внутри франчайзинговой сети вследствие унифицированной ценовой и коммерческой политики и предоставления франчайзи эксклюзивных прав на обслуживаемую ими территорию.

3.2. Возможность, в случае недобросовестного исполнения франчайзи своих обязанностей, ухудшения качества предоставляемых продуктов и/или услуг.

Мировой опыт франчайзинга

Рассмотрим мировой опыт развития и применения франчайзинга.

США

По данным Международной Ассоциации Франчайзинга (МАФ) [25]:

- в США каждые 6, 5 секунд открывается предприятие на условиях франчайзинга;

- В США суммарный оборотный доход от деятельности предприятий на условиях франчайзинга составил в 2000 году более 1 триллиона дол. США;

- более 7 миллионов человек заняты в реализации франчайзинга в США;

- один из 12 зарегистрированных бизнесов в США - это бизнес, связанный с франчайзингом;

- франчайзинг покрывает 35 % всей розничной торговли в США.

Рассмотрим историю развития франчайзинговых моделей бизнеса на примере крупнейших компаний.

Компания Зингера

В Соединенных Штатах Америки франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок (Singer Sewing machine company). После окончания гражданской войны в Америке в середине XIX века Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьютерскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию.

Компания Дженерал Моторс

Аналогичная система была разработана 1898 году компанией Дженерал Моторс (General Motors), по которой дилеры не имели права продавать машины других производителей и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы - продавца франшиз. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время. Примеру Дженерал Моторс последовал Рексол (Rexall), который удачно продавал франшизы на организацию своих аптек.

Безалкогольные напитки

Эффективно франчайзинг применялся и применяется в настоящее время в индустрии бутылочных безалкогольных налогов компаниями Кока-Кола, Пепси, Севен-Ап. Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемыми франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки.

Coca-cola франчайзинг

По утверждению The Coca-Cola Company 94% людей в мире знают знаменитую красно-белую эмблему. Победный путь самого известного в мире прохладительного напитка начался в Атланте с ежедневных продаж девяти стаканов (через некоторое время после изобретения сиропа кому-то из продавцов пришла в голову мысль разбавлять его газированной водой). Чуть позже было придумано название «Coca-Cola» и знаменитый стилизованный шрифт товарного знака. Но это все еще история напитка, а не история бизнеса. История бизнеса началась два года спустя. Именно тогда ирландский эмигрант Айза Кендлер вместе с братом и двумя другими компаньонами основал The Coca-Cola Company с первоначальным капиталом 100 тысяч долларов.

Компания Coca-Cola содержит небольшой специальный высокооплачиваемый штат сотрудников для защиты торговой марки и названия. Защищая свою торговую марку, владелец защищает репутацию своего продукта или услуги. Таким образом, покупатель знает, что он получит именно то, что хочет, а не заменитель, и поэтому торговая марка Coca-Cola становится очень важной частью системы франчайзинга в компании Coca-Cola. Имеется прямая связь между действиями по защите торговой марки Coca-Cola и ценностью концентрата, который компания продает своим франчайзи. Хорошая репутация, завоеванная продуктом, с течением времени приобретает значительную ценность. Это одна из ценностей, которую приобретает франчайзи, покупая франчайзинг. Это только один пример тесной связи между бизнесом (стоимостью франчайзинга) и юридическими факторами (защита торговой марки), которые имеются в каждой торговой системе. Одним из основных преимуществ покупки франшизы является то, что предприниматель получает возможность избавиться от головной боли, связанной с началом нового бизнеса на пустом месте.

Efes Sinai Yatirim Holding A.S. (Efes Invest), которая занимается производством по франчайзингу и продажей продукции компании Coca-Cola в странах СНГ, планирует приобрести 90% акций Coca-Cola Bottling Company of Jordan (CCBCJ), эксклюзивного оператора Coca-Cola в Иордании. Об этом говорится в сообщении Efes Invest. Сделка должна быть одобрена советом директоров Efes Invest Holland B.V. – «дочки» Efes Invest, на баланс которой перейдут акции CCBCJ. По планам компании, покупка CCBCJ позволит расширить деятельность Efes Invest в странах Ближнего Востока.

Формы ведения бизнеса «оптовик-розничный продавец».

В 20-х годах в США идея франчайзинга как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений «оптовик-розничный продавец». Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. В Великобритании этот тип франчайзинга применялся Спар (Spar) и бакалейными магазинами ВГ (VG grocery stores).

С 1930 года в США после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчази, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.

Великобритания

По количеству франчайзоров и франчайзи Великобритания занимает передовые позиции в сфере развития франчайзинга среди европейских стран. Становление франчайзинга как составной части национальной экономической среды, началось еще в 50-60 годы. Его развитию способствовали следующие факторы: смещение акцентов в экономике от производства к предоставлению услуг, общие процессы урбанизации, рост доходов. Эти факторы позволили создать сектор услуг, где степень удобства и быстроты оказания сервисных услуг стала играть не меньшую роль, чем традиционные цена и качество.

Подсектор быстрого питания намного опередил другие по степени использования франчайзинговых схем и во многих аспектах отражает ситуацию во всей франчайзинговой сфере Великобритании. Здесь наиболее высокий уровень распространения этого бизнес-формата проявился среди тематических ресторанов и ресторанов национальной кухни.

Ситуацию в сфере франчайзинга Великобритании иллюстрируют следующие цифры:

· оборот за 1999 год состав 8,9 млрд.фунтов стерлингов, что соответствует годовому приросту в 17%;

· доля франчайзинга в секторе розничной торговли находится на уровне 29,4%;

· 90% всех франшиз отмечают прибыльность своего бизнеса, против 70% в 1991 году;

· в 1999 году было зарегистрировано 642 франчайзора бизнеc-формата, что соответствует приросту в 55% по сравнению с предыдущими 5 годами, и 35200 франчайзи (по сравнению с предыдущим годом прирост составил 17%);

· в 1999 году 86% франчайзоров и 79% франчайзи ожидали улучшения показателей их бизнеса в следующем году.

Наши рекомендации